Введение
Глава 1 Теоретические аспекты социального неравенства
1.1 Понятия социальное неравенство, социальная стратификации, основания и критерии стратификации
1.2 Причины социального неравенства
1.3 Социальное неравенство: философская и Социологическая рефлексия
Глава 2 Неравенство как социально- философская проблема
2.1 Представления о социальной стратификации
2.2 Социальное неравенство в зарубежных странах: общие оценки
2.3 Оценка современниками точки зрения Жан-Жака Руссо на социальное неравенство
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Проблема социального неравенства в философии является одной из наиболее значимых в современном мире. Исследование данной проблемы неразрывно связано с анализом и характеристикой социальной структуры общества, с пониманием содержания социальной справедливости, наконец, с выявлением перспектив социального развития общества. Все существующие общества характеризуются неравным распределением материальных и символических благ, вознаграждений и возможностей, как в отношении отдельных индивидов, так и между группами внутри общества. Неравенства являются постоянной чертой человеческого обществ. Во всем многообразии неравенств в обществе различаются неравенства природных возможностей и социальных позиций, а также неравенства, образующие и не образующие иерархический порядок.
Целью данной работы является изучение неравенства как социально-философскую проблему.
Объектом исследования является социальное неравенство.
Предметом исследования социально-философский анализ дискурсов и практик неравенства.
Поставлены задачи:
- дать понятие социальному неравенству, социальной стратификации, основаниям и критериям стратификации;
- изучить причины социального неравенства;
- осветить социальное неравенство: философскую и социологическую рефлексию;
- дать представления о социальной стратификации;
- проанализировать социальное неравенство в зарубежных странах: общие оценки;
- охарактеризовать оценку современниками точки зрения Жан-Жака Руссо на социальное неравенство.
Степень разработанности проблемы. Принято считать, что неравенство как социальная проблема появляется только с переходом от традиционного к современному типу организации общества, когда атомизированный индивид, оставшись без поддержки традиционных социальных связей, одновременно получил право выбирать и изменять социальную позицию. Соответственно, необходимость теоретического осмысления проблемы неравенства возникла в Новое время, но с некоторым временным интервалом. В эпоху буржуазных преобразований в центре философского дискурса - от Р. Декарта до Ж.-Ж. Руссо - была категория «равенство». Но когда стало ясно, что правовое равенство индивидов не приводит автоматически к всестороннему равенству, что отмена иерархических сословных перегородок не уничтожает иерархичность строения общества, в философский дискурс вошла категория «неравенство». Не случайно истории идеи неравенства обычно пишутся, начиная с К. Маркса. Проблема неравенства - одна из центральных в западной литературе. В трудах Ф. Паркина, П.М. Блау, Г.Э. Ленски, В. Джеффриса, Э.Дж. Грэбба, Э. Гидденса, Д. Хелда и др. хорошо изучена история теоретического осмысления неравенства от К. Маркса до наших дней.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты социального неравенства
1.1 Понятия социальное неравенство, социальная стратификации, основания и критерии стратификации
Люди, как известно, различаются по полу, возрасту, росту, темпераменту, уровню интеллекта, выносливости, профессиям, расовой принадлежности и многим другим признакам. Различия, обусловленные физическими и психическими особенностями людей, называются естественными. Различия, которые вызваны разделением труда (умственный и физический труд), укладом жизни (городское и сельское население), выполняемыми функциями (учитель, врач, водитель, бухгалтер), уровнем достатка, называются социальными[1]. И естественные, и социальные различия могут вызвать социальное неравенство. Социальное неравенство – это неравенство различных социальных статусов. Оно проявляется в обществе как неравный доступ носителей различных социальных статусов к социальным благам и дефицитным ресурсам – богатству, престижным профессиям, привилегиям.
Социальное неравенство было признано большинством исследователей упорядочивающим началом в обществе, способом саморегуляции взаимодействия людей и стимулом к их продвижению вверх по социальной лестнице.
Термин “социальная стратификация” в социологию ввел П.А.Сорокин, который заимствовал понятие “страта” из геологии, где оно обозначало пласт, слой. В обществе под стратой понимается группа людей, объединенных социально значимыми признаками. В зависимости от того, насколько конкретный статус значим для общества, за ним закрепляется определенный объем привилегий, что позволяет ему возвышаться над другими статусами. Это означает, что общество посредством социальных институтов иерархизирует систему социальных статусов, т.е. располагает их в социальном пространстве на разных уровнях. Совокупность статусов одного уровня образует социальный слой или страту, а сама система ранжирования социальных статусов по вертикали и называется социальной стратификацией. Она находит выражение в существовании высших и низших социальных слоев.
Основаниями социальной стратификации выступают доход, власть, образование, престиж. Именно в своей совокупности определяют положение индивида или группы в социальном пространстве, т.е. среди других индивидов и социальных групп.
Социальная стратификация – это структурированные различия между группами людей, выражающиеся в неравном распределении прав, обязанностей, привилегий, ответственности, власти, собственности и влияния. Стратификация закрепляется и передается из поколения в поколение. Даже сегодня, при нашем уважении к собственным достижениям, наивысшие шансы стать богатыми у тех, кто родился в семье богатых родителей. Стратификация зависит от того, что считать ценностью (что будет неравномерно распределено), в современном обществе значимым критерием являются деньги, а в средневековом обществе критерием разделения на сословия было происхождение (ценилось происхождение и титулы, именно они и обеспечивали богатство)[2].
Системные характеристики стратификации:
1) социальность (внебиологичность), то есть биологические признаки (пол, возраст, интеллект, здоровье и т. п.) не относятся к моделям господства или подчинения, пока они не включены в систему социальных установок, ценностей. Так, физически слабый и старый буржуа доминирует над сильным и молодым рабочим;
2) традиционность, поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, т. е. неравенство положения различных групп, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации.
Среди критериев определения принадлежности к той или иной страте выделяют:
- распределение дохода и благосостояния;
- различия в продолжительности и качестве образования;
- участие в политической власти;
- уровень престижа.