Курсовая работа|Литература

Образ злой женщины в русских сказках

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 30

Введение

Глава I. Сказка как жанр устного народного творчества

1.1 Особенности и виды сказок

1.2 Понятие нравственности, добра и зла в сказках

1.3 Классификация образов в сказках и их специфика

Выводы

Глава II. Исследование образа злой женщины в русских сказках

2.1 Образы злой женщины в русских сказках и их особенности

2.2 Сходства и различия в образах злой женщины

Выводы

Заключение

Библиографический список

 

В мир сказок каждый человек попадает в самом раннем детстве, даже еще не умея говорить. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. Бабушки и мамы рассказывают сказки малышам, а те постигают великолепный мир чуда и волшебства. Особенно для нас ценны русские народные сказки, содержащие в себе мудрость наших предков, традиции русского народа.

Русская волшебная сказка создает таинственный, замысловатый мир. Со многими сказочными персонажами мы встречаемся в процессе чтения. В русских сказках присутствует большое количество образов, как положительных, так и отрицательных. Как правило, отрицательные образы являются противовесом положительным. В конечном итоге в финале сказки добро побеждает зло.

Образ злой женщины в русских сказках является многогранным, противоречивым, но, в то же время, он может быть и мудрым, и даже оказывать какую-либо помощь другим персонажам сказки. Образ злой женщины в русских сказках встречается в Мачехе, Ведьме и Бабе Яге. Каждый из этих образов уникален, но и имеет какие-либо схожие черты, что и делает их образ злым.

Выбор темы обусловлен актуальностью сказки во все времена. В этой области работают многие современные языковеды: Адоньева С.Б. [1], Зуева Т.В. [7, 8], Пропп В.Я. [15], Соколов Д.Ю. [18].

Объектом исследования курсовой работы является русские народные сказки, в которых одно из действующих лиц образ злой женщины. Предметом исследования является образ злой женщины.

Целью курсовой работы является изучение образа злой женщины в русских сказках.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить ряд соответствующих задач:

1) рассмотрение сказки как жанра устного народного творчества;

2) исследование образа злой женщины в русских сказках.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.

 

ГЛАВА I. СКАЗКА КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Особенности и виды сказок

Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Сказка является абстрагированной формой местного предания, которая представлена в более сжатой и кристаллизованной форме. Начальной формой сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, возникающие в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного [12, c. 27].

В русских сказках нередко встречаются повторяющиеся определения, а именно добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец, а также сочетания слов такие, как пир на весь мир, идти куда глаза глядят, буйну голову повесил, ни в сказке сказать, ни пером описать, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, долго ли, коротко ли и так далее.

Языку сказок характерно применение имен существительных и имен прилагательных с разными суффиксами, придающим им уменьшительно-ласкательное значение, к примеру, маленький, братец, петушок, солнышко и так далее. Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Для этой же цели служат и разные усилительно-выделительные частицы, к примеру, то, вот, что за, ка.

С давних пор сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Композиция сказки состоит из следующих элементов, а именно:

1) зачин, к примеру, «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»;

2) основная часть;

3) концовка, к примеру, «Стали они жить - поживать и добра наживать” или «Устроили они пир на весь мир…» [7, c. 53].

Каждая сказки имеет ориентир на социально-педагогический эффект, другими словами она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

С социально-педагогической позиции является важным социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.

Следует применять перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и иных видов использования сказки.

Социализирующая функция, иными словами, при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

Креативная функция, иными словами, возможность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Голографическая функция проявляется в трех ключевых формах, а именно:

- способность сказки в малом являть большое;

- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях;

- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основанием для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

Развивающая функция – это терапевтическая функция, иными словами, воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

Культурно-этническая функция, другими словами, приобщение к историческому опыту различных народов, этнической культуре, а именно к быту, языку, традиции, атрибутике.

Лексико-образная функция, иными словами, создание языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи [15, c. 49].

От иных прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности имеются сюжеты, мотивы и образы, которые напоминают сказочные.

Рассказывание сказок является старым русским обычаем. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник.

Соборность – это единство дела, мысли, чувства противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической [2, c. 98].

  1. Адоньева С.Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. – М.: Юнити, 2010. – 324 с.
  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. – СПб: Питер, 2008. – 213 с.
  3. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 329 с.
  4. Брауде Л.Ю. Русские сказки и образы. – М.: Инфра-М, 2011. – 254 с.
  5. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. М.: Издательство «Наука», 2007. – 230 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО Речь, 2010. – 371 с.
  7. Зуева Т.В. Волшебная сказка. – М.: Юнити, 2012. – 229 с.
  8. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. – М.: Юнити, 2011. – 367 с.
  9. Круглов Ю. Г. Русские народные сказки. – М.: Просвещение, 2010. – 415 с.
  10. Лупанова И. П. Современная литературная сказка и ее критики. – СПб: Питер, 2012. – 295 с.
  11. Народные русские сказки / Под ред. А.Н. Афанасьева - М.: Художественная литература, 2011. – 253 с.
  12. Неменский Б.М. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Феникс, 2010. – 186 с.
  13. Овчинникова Л. В. Русская литературная сказка. – М.: Инфра-М, 2009. – 226 с.
  14. Островская Л.А. Язык и стиль русской литературной сказки. – СПб: Питер, 2011. – 337 с.
  15. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Юнити, 2010. – 237 с.
  16. Русские народные сказки / Под ред. Аникина В.П. – М.: Просвещение, 2010. – 366 с.
  17. Рыбаков Б.А. Русское искусство // Фольклор, 2013. - № 4. – с. 2-14
  18. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Феникс, 2012. – 347 с.
  19. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой // Фольклор, 2012. - № 13. – с. 12-29
  20. Фридель Ленц. Образный язык народных сказок. – СПб: Питер, 2012. – 168 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское