В мир сказок каждый человек попадает в самом раннем детстве, даже еще не умея говорить. Все мы очень любим незабываемые минуты ожидания сказки, ждём их с нетерпением, чтобы ещё раз с удовольствием погрузиться в удивительный мир фантазии, где за одну ночь вырастают красивейшие дворцы, где кони летают по небу, где с людьми происходят невероятные приключения, а звери говорят человеческим голосом. Бабушки и мамы рассказывают сказки малышам, а те постигают великолепный мир чуда и волшебства. Особенно для нас ценны русские народные сказки, содержащие в себе мудрость наших предков, традиции русского народа.
Русская волшебная сказка создает таинственный, замысловатый мир. Со многими сказочными персонажами мы встречаемся в процессе чтения. В русских сказках присутствует большое количество образов, как положительных, так и отрицательных. Как правило, отрицательные образы являются противовесом положительным. В конечном итоге в финале сказки добро побеждает зло.
Образ злой женщины в русских сказках является многогранным, противоречивым, но, в то же время, он может быть и мудрым, и даже оказывать какую-либо помощь другим персонажам сказки. Образ злой женщины в русских сказках встречается в Мачехе, Ведьме и Бабе Яге. Каждый из этих образов уникален, но и имеет какие-либо схожие черты, что и делает их образ злым.
Выбор темы обусловлен актуальностью сказки во все времена. В этой области работают многие современные языковеды: Адоньева С.Б. [1], Зуева Т.В. [7, 8], Пропп В.Я. [15], Соколов Д.Ю. [18].
Объектом исследования курсовой работы является русские народные сказки, в которых одно из действующих лиц образ злой женщины. Предметом исследования является образ злой женщины.
Целью курсовой работы является изучение образа злой женщины в русских сказках.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить ряд соответствующих задач:
1) рассмотрение сказки как жанра устного народного творчества;
2) исследование образа злой женщины в русских сказках.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА I. СКАЗКА КАК ЖАНР УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
1.1 Особенности и виды сказок
Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказка является абстрагированной формой местного предания, которая представлена в более сжатой и кристаллизованной форме. Начальной формой сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, возникающие в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного [12, c. 27].
В русских сказках нередко встречаются повторяющиеся определения, а именно добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец, а также сочетания слов такие, как пир на весь мир, идти куда глаза глядят, буйну голову повесил, ни в сказке сказать, ни пером описать, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, долго ли, коротко ли и так далее.
Языку сказок характерно применение имен существительных и имен прилагательных с разными суффиксами, придающим им уменьшительно-ласкательное значение, к примеру, маленький, братец, петушок, солнышко и так далее. Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Для этой же цели служат и разные усилительно-выделительные частицы, к примеру, то, вот, что за, ка.
С давних пор сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.
Композиция сказки состоит из следующих элементов, а именно:
1) зачин, к примеру, «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»;
2) основная часть;
3) концовка, к примеру, «Стали они жить - поживать и добра наживать” или «Устроили они пир на весь мир…» [7, c. 53].
Каждая сказки имеет ориентир на социально-педагогический эффект, другими словами она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
С социально-педагогической позиции является важным социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функции сказки.
Следует применять перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и иных видов использования сказки.
Социализирующая функция, иными словами, при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.
Креативная функция, иными словами, возможность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
Голографическая функция проявляется в трех ключевых формах, а именно:
- способность сказки в малом являть большое;
- способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях;
- способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основанием для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
Развивающая функция – это терапевтическая функция, иными словами, воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.
Культурно-этническая функция, другими словами, приобщение к историческому опыту различных народов, этнической культуре, а именно к быту, языку, традиции, атрибутике.
Лексико-образная функция, иными словами, создание языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи [15, c. 49].
От иных прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности имеются сюжеты, мотивы и образы, которые напоминают сказочные.
Рассказывание сказок является старым русским обычаем. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник.
Соборность – это единство дела, мысли, чувства противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической [2, c. 98].