Курсовая работа|Литература

Образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 25

ВВЕДЕНИЕ

I. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

1.1. Образ героя в художественном произведении.

1.2. Лексические средства выразительности в художественном тексте.

II. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ИЕШУА ГА-НОЦРИ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА«МАСТЕР И МАРГАРИТА».

2.1. Сложный образ Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита».

2.2. Лексические средства характеристики образа Иешуа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Роман Михаила Булгакова – поистине удивительное и гениальное произведение своего времени. Долгие годы оно не выходило в свет из-за своей острой социальности. Многие персонажи "Мастера и Маргариты" списаны с реальных людей, видных деятелей Советского Союза и близкого круга самого писателя, из-за которых он постоянно находился на грани ареста. Большинство героев Булгаков наделил ненавистными ему человеческими чертами. Довольно долгое время критики пытались определить вид произведения, понять, какую идею оно должен донести до читателя, но у них это так и не получилось. Все потому, что книга, написанная Булгаковым, соединила в себе множество жанров и различных элементов. Удивительно, но роман-миф не опубликовали при жизни писателя, так как считали бездарным и безнадежным. Но прошло ровно двадцать шесть лет со дня смерти творца книги, как многие ею заинтересовались, и она увидела свет в 1966 году.

Художественная проза Михаила Булгакова отличается высокой выразительностью, умелым использованием лексических средств, помогающих нам создать образ героя. Роман автора «Мастер и Маргарита», обретя популярность после его издания, разбирался многими исследователями с той или иной точки зрения, особенное внимание ему уделяли такие исследователи как Белобровцева И.З., Утехин Н.П., Чудакова М.О. , Титкова Н.Е. и др. На их работы мы будем опираться в процессе написания данной работы.

Особенно интересным персонажем романа считается Иешуа Га-Ноцри. Его писатель отождествляет с Иисусом Христом и придает ему особенно священный облик. Тем не менее, сюжет закручивается так, что Иешуа совершенно не похож на образ евангельского святого. Иешуа Га-Ноцри в переводе с еврейского означает Иисус. Смысл необычного прозвища еще непонятен. Уникальное имя было придумано не Булгаковым, он лишь позаимствовал его у одного из персонажей пьесы Чевкина. Писатель хотел, чтобы именно этот праведник считался и был главным героем романа. Важностью персонажа Иешуа в произведении, а также его неоднозначный образ и обусловлена практическая значимость и актуальность данной работы.

Перед исследованием мы выдвигаем следующую гипотезу: лексические средства выразительности помогают наиболее полно донести до читателя образ Иешуа, делают его по-настоящему живым.

Цель нашей работы – выявить основные лексические средства выразительности, которые использовал М. Булгаков в ходе создания образа Иешуа Га-Ноцри.

Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:

- изучить приемы создания литературного героя в произведении,

- изучить основные средства выразительности в художественном тексте,

- рассмотреть сложный образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита»,

- выявить основные лексические средства создания образа Иешуа,

- сделать выводы по проведённой работе.

Объект исследования – образ Иешуа в романе «Мастер и Маргарита».

Предмет исследования – лексические средства выразительности, создающие образ Иешуа.

Данная работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключения и библиографического списка.

 

I.                 ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

1.1.        Образ героя в художественном произведении.

Введение автором в произведение определенного героя  оправдывается рядом причин: сюжетов, хитросплетением мотивов, противопоставлением его другому герою и т.д.  Каждый герой произведения должен запоминаться читателю, выделяться среди остальных, иметь свой собственных характер, образ, привлекающий внимание.

Каждый герой имеет свою характеристику, т.е. определенный характер, собственную психологию. Герои делятся на главных и второстепенных. Причем именно второстепенные герои помогают раскрыть до конца характер главных, дополняя авторскую картину.
    Простейшим элементом характеристики служит собственное имя героя. В простейших фабулярных формах иногда достаточно дать герою имя, чтобы зафиксировать за ним действия, необходимые для развития действия. В более сложных построениях требуется психологическая мотивировка поступков.[1] В таком случае герой награждается определёнными психологическими чертами.
    Характеристика героя может быть прямая, т.е. о его характере сообщается автором или в речах других персонажей, или в самохарактеристике героя. Существует и косвенная характеристика: характер определяется поступками и поведением героя. Иногда такие поступки в начале повествования даются не в фабульной связи, а исключительно с целью характеристики.[2]

В художественной литературе выделить характер героя, обозначить его место недостаточно. Необходимо отделить  его от остальных, заставить читателя заинтересоваться именно его судьбой, его путем в произведении. Персонажи произведения всегда подвергаются эмоциональной окраске. Все герои, так или иначе, небезразличны читателю, но деление на положительных и отрицательных герое слишком условно. В глубоких произведениях все герои неоднозначны, нет истинных злодеев и добродетелей. Показывая читателю мотивы, поступки, характер героя, автор выражает свое отношение к нему, предоставляя читателю сделать свой выбор – согласиться с ним или принять противоположное мнение. В то же время, задавая эмоциональный тон, автор воздействует на читателя, заставляя пересмотреть некоторые устоявшиеся принципы в отношении в человеческим поступкам. К примеру, автор может вызвать сочувствие у читателя к тому, что в реальной жизни, без глубокого анализа ситуации вызвало бы лишь раздражение. И наоборот – представить положительного героя с такой точки зрения, что, не смотря на всю его добродетель, мнение у читателя сложится противоречивое.

В сложных произведениях художественной литературы эмоциональное отношение автора и читателя к герою очень редко соответствует общепринятым нормам.[3] Раскрыть сложных человеческих характер, истинные мотивы поступков, помочь понять человеческую душу – одна из основных задач автора. У истинно талантливых писателей всегда получается тронуть читателя, так или иначе оценить происходящее и героев произведения.

Можно выделить основные способы создания образа персонажа в художественном произведении:

- портрет героя – изображение его внешности.  Через портрет автор раскрывает основные черты характера героя, задает тон повествованию. Не все писатели прибегают к полному описанию внешности, оставляя эту работу для читателя, иногда важнее передать образ через внутреннюю составляющую;

- поступки героя, как и в реальной жизни, определяют его характеристику. Через поступки героев произведения раскрывается сюжет, основные мысли автора;

- индивидуализация речи – речь дает нам представление о социальном статусе, положении, характере, темпераменте героя. Речь дополняет внешность – без анализа речи героя невозможно составить полную картину о характере персонажа;

- биография героя – часто определенные поступки и мотивы оправдываются ситуациями в прошлом, именно прошлое оказывает влияние на становление характера, дает читателю объяснение по многим вопросам;

- авторская характеристика – автор не остается в стороне при создании образа у читателя. Применяя те или иные средства, именно автор влияет на то, каким мы воспримем того или иного героя произведения;

- характеристика героя другими персонажами – в зависимости от характеризующего лица, его положения в произведении мы  делаем определенные выводы по отношению к лицу характеризуемому;

- привычки, манеры героя – как и в реальной жизни, такие «мелочи» складывают общее впечатление, помогают проявить симпатию или оттолкнуть читателя от персонажа;

- средства психологического анализа – по этим мы подразумеваем мысли, сны, мечты, размышления – именно они раскрывают душу героя, его внутреннее психологическое состояние и объясняют поведение героя на протяжении повествования.

  1. БелобровцеваИ.З. О роли фантастики в «Театральном романе» М.А.Булгакова // Композиция и стиль художественного произведения. Алма-Ата, 1978. 
  2. Бенвенист Э. Общая лингвистика, М.: 2003.
  3. БолотноваН.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992.
  4. Большая Советская энциклопедия, электронное издание, URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Trop-90466.html
  5. Булгаков М. Мастер и Маргарита. – М: Приор, 2001.
  6. ВакуровВ.Н. Основы стилистики фразеологических единиц. М.: Высшая школа, 1983.
  7. Введение в литературоведение. - М.: Академия, 2010.
  8. ВиноградовВ.В. О языке художественной литературы. М.: 1999.
  9. Зеркалов А. (Александр Мирер). Евангелие Михаила Булгакова: Опыт исследования ершалаимских глав романа "Мастер и Маргарита". - М.: Текст, 2003.
  10. Золотуский И. Заметки о двух романах Булгакова. Литературная учеба, 1991, № 2.
  11. Латышев А.Г…Творчество М. Булгакова. – М: Новости, 2009.
  12. Миронов В.Н. Философ свободного духа. (Жизнь и творчествоМ. Булгакова). – М: Наука, 2003.
  13. Петелин В.В. Михаил Булгаков. - М., 1989.
  14. Сахаров В. Михаил Булгаков: писатель и власть. - М.: Олма-Пресс, 2000.
  15. ТитковаН.Е. Проблема русской литературной традиции в драматургии М.А.Булгакова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2000.
  16. УтехинН.П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М.Булгакова) // Современный советский роман. Л.: Наука, 1979. 
  17. Художественный текст. Структура и поэтика. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005.
  18. ЧудаковаМ.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1988.
  19. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык. Т. 1. М, Наука, 2009. 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское