Введение
Глава I. Развитие литературы в Эпоху Возрождения
1.1 Эпоха Ренессанса в Германии
1.2 Литература о «дураках» и С. Брант
Выводы
Глава II. Образы дураков в поэме «Корабль дураков»
2.1. Поэма «Корабль дураков»
2.2.Изображение пороков в поэме С.Бранта «Корабль дураков»
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
В современном мире каждый человек уникален, все мы разные. Но на протяжении все своей жизни он подвергается соблазну пороков, сам того не замечая. Порок –
Орудием по обличению человеческих пороков выступает литература. На протяжении всей истории развития литературы, как отечественной, так и зарубежной, человеческие пороки – были и остаются одной из главных тем художественных произведений. Человеческие пороки стали одним из главных предметов сатиры Эпохи Реформации. Одним из таких ярких примеров является произведение С.Бранта «Корабль дураков».
Следовательно, тема данной работы – Образы «дураков» в поэме С.Бранта «Корабль дураков».
Актуальность проблемы состоит в том, что поэма С. Бранта «Корабль дураков» является ярким примером пороков не только во времена эпохи Реформации, но и может быть перенесена на современной время. Так как изображенные пороки в поэме приемлемы для современного общества.
Объект исследования – поэма «Корабль дураков».
Предмет исследования – образы «дураков» в поэме С. Бранта «Корабль дураков».
Цель данной работы – рассмотреть образы «дураков» в поэме и соотнести пороки изображенные в ней с пороками современности.
Согласно поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи:
Рассмотреть период Реформации в литературе.
Изучить жизненный и творческий путь С. Бранта.
Рассмотреть историю создания, сюжет и проблематику поэмы «Корабль дураков».
Раскрыть образы «дураков» в поэме.
Дать оценку порокам человечества, опираясь на пороки в поэме.
В работе были использованы следующие методы:
- метод монографического изучения, который предполагает работу с литературой по изучаемой проблеме;
- метод лингвистического описания;
- метод контекстуально-интерпритирующего анализа;
- биографический метод.
В качестве материала для исследования послужила поэма С. Бранта "Корабль дураков".
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет по 2 параграфа, заключения.
Глава I. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.1 Эпоха Ренессанса в Германии
XIV и XV вв. в Германии - время кризиса ее феодальной системы. «Имперские рыцари постепенно превращались в разбойников на больших дорогах. Страну охватывало брожение, со временем приведшее к потрясениям эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. Горожане поднимались на борьбу с феодалами, - и германские земли наполнялись их звонкими сатирами». А города тем временем достигают значительного культурного расцвета. Недаром именно в Германии в середине XV в. было изобретено книгопечатание. К концу столетия типографии имелись уже в 53 немецких городах [13]
Как известно, первой на потрясения времени откликается обычно поэзия. Около 1300 г. появляется поэма в 25 тыс. стихов Гуго Тримбергского (1235 - 1313) «Скакун». Она представляла собой проповедь о семи смертных грехах и охватывала всю палитру современных ей нравов. Автор ее - истинный бюргер, отсюда и главная идея поэмы: соблюдать во всем меру. Вслед за Гуго пошли австриец Генрих Тейхнер и знаменитый баснописец из Швейцарии Ульрих Бонер [12; с. 289].
В целом, это время расцвета дидактической и аллегорической поэзии, венцом которого стала поэма «Сети дьявола» (прим. 1416 г.) неизвестного автора. Значительнейшим явлением в немецкой литературе этой и последующей эпохи были так называемые шванки, веселые, занимательные рассказы, сначала в стихах, а позднее и в прозе[13]
На смену рыцарскому миннезангу пришел бюргерский мейстерзанг. Один из его видных представителей нюренбергский брадобрей Ганс Фольц (1450 - 1515) сочинял религиозные песни и шванки, сатирические стихи и рассказы, в которых простые люди побеждали господ.
Тем не менее Германия продолжала оставаться страной феодальной, полновластной хозяйкой которой была папская церковь. К началу XVI в. отношения германских патриотов с папством обострились настолько, что достаточно было выступления Лютера в 1517 г., чтобы вспыхнул пожар Реформации и последовавшей за ней Крестьянской войны [13]
Нельзя не сказать еще и о том, что, несмотря на все эти национальные особенности, общеевропейские культурные перемены приходят и сюда. Итальянский гуманизм «заразил», конечно, и Германию. К концу XV в. немецкие гуманисты, подобно своим собратьям из других стран Европы, почти полностью перешли на латынь.
Литература Северной Европы XV века все быстрее и острее откликалась на проблемные тенденции меняющейся общественно-культурной жизни. Одним из объектов внимания стало шарлатанство, основу которого составляли элементы магического характера. Наиболее полно критика шарлатанства представлена в «Корабле дураков» – сочинении немецкого гуманиста Себастьяна Бранта [12; с. 287]
Кроме того, если еще в начале XV века большинство образцов жанра «в духе моралите» отражали разнообразные грехи общества, то к концу века объектом критики становятся виды человеческой глупости[1; с. 12]
Наиболее отличительная черта немецких гуманистов в связи со всем вышеизложенным - сатира. И прежде всего - антиклерикальная.
Так, поэт, прозаик и ученый, сын крестьянина-бедняка, занимавший должность профессора в Тюбингенском университете Генрих Бебель (1472 - 1518) прославился сатирической поэмой «Триумф Венеры», в которой античной богине любви служат все церковники от папы до монашки, и «Сборником очень веселых фацеций», то есть анекдотов, где осмеивается всё и вся. Кроме того, он перевел на латынь, сделав их тем самым общедоступными для европейской культуры, немецкие пословицы и поговорки [15; с. 201]
В разных жанрах, включая сатиру, работал Виллибальд Пиркхеймер (1470 - 1530), патриций и меценат, друг Дюрера. Он переводил великих греческих мыслителей на латынь, писал лирические и сатирические стихи.
Крупнейший ученый того времени Иоганн Рейхлин (1455 - 1522) тоже выступал как автор-сатирик, в памфлете «Глазное зерцало» (1511), направленном против церковных фанатиков, ратовал за свободу мысли и уважение к культуре. Ему суждено было положить начало историческому спору, взбудоражившему всю Германию.
Сокрушительный же удар обскурантам суждено было нанести другой книге - «Письмам темных людей» (1515 - 1517), сочиненной группой гуманистов, среди которых были Крот Рубеан, Герман Буш (ученик Агриколы) и - главный участник - Ульрих фон Гуттен [13]
«Письма темных людей» - книга вымышленных писем, написанных якобы обскурантами духовному вождю противников Рейхлина магистру Ортуину Грацию. Среди «темных людей», понятно, нет знаменитостей: это все люди мелкие, захолустные, невежественные. Многие читатели попались на эту удочку, приняв художественный, в общем-то, текст за чистую монету документа. Сатира написана на смеси немецкого и кухонной латыни [7; с. 314].