Введение
1 .Теоретические основы международной конкуренции
1.1 Понятие конкуренции
1.2 Модель пяти сил конкуренции М . Портера
2 Понятие конкурентоспособности государства
2.1 Основное определение
государства
2.2 Влияние параметров спроса на конкурентоспособность
3 Конкурентоспособность отечественных товаров на
рынке
3.1 Оценка конкурентоспособности российской продукции
3.2 Формирование эффективной
повышения конкурентоспособности в России
Заключение
Список литературы
Значение повышения конкурентоспособности экономики для России на современном этапе экономического преобразования всей жизни страны является очень актуальной задачей .
Высокая конкурентоспособность любой страны увеличивает эффективность ее экономики, уменьшает сроки введения в производство технических достижений, дает лучшее использование природных и производственных ресурсов, уменьшает непроизводительные расходы, расширяет ее экспорт, повышает эффективность внешнеторговых операций, и авторитет государства на мировой арене .
Следует отметить, что существующий в стране механизм государственного воздействия на конкурентоспособность продукции, основанный, в основном, на административных методах и дающий в определенной мере планировать, и контролировать рост конкурентоспособности продукции, требует определенного обновления .
1. Теоретические основы международной конкуренции .
1 .1 Понятие конкуренции
Конкуренция (от лат "конкурро" — сталкиваться) – это соперничество между различными субъектами рыночного хозяйства за наилучшие условия купли и продажи товаров . В рыночной экономике такое столкновение обычно, и оно следует из следующих объективных условий:
- существование множества равных рыночных субъектов;
- некоторая экономическая обособленность субъектов;
- их зависимость от конъюнктуры рынка;
- соперничество со всеми остальными субъектами за покупательский спроса .
Конкуренция за экономическое процветание— экономический закон рыночной экономики . Эта борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями . Продавцы продают свои продукты дороже, однако конкуренция вынуждает их продавать их продукцию дешевле, для стимулировать спроса . На рынке нередко делают демпинг — продажа товаров по чрезвычайно бросовым ценам . В конкуренции побеждает тот, кто покупает по более высокой цене по сравнению с рыночной, однако при их естественном стремление получить материальные блага по меньшей цене . В конкуренции между продавцами и покупателями побеждают те, имеет возможность навязать свою цену .
Конкуренция — двигатель прогресса . Потому, что рыночное соперничество двигатель к успеху в том случае, если бизнесмен заботится не только о сохранении, но и увеличении своего производства, поэтому стремится усовершенствовать его технику и организацию, увеличивает качество товаров, уменьшает затраты на производство единицы продукции , улучшает ассортимент товаров, и пост торговое обслуживание покупателей . Именно этот фактор дал лауреату Нобелевской премии Ф . фон Хайеку предположить, что общества, основанные на конкуренции, успешнее других достигают своих целей и что именно она показывает, как можно эффективнее производить товар . В этом выражается несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии .
Но конкуренция не идиллия . poВо все времена глубинные корни конкурентных отношений основаны в необходимости борьбы за лучшие условия . В результате этого были и победители — счастливые соперники, и побежденные . С конкуренцией связываются и негативные стороны как разорение, и безработица, нестабильность, появление монополий и т . д .
Основа конкуренции проявляется следующем:
- получение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего прибыль;
- увеличение роста эффективности производства, дающее выживание производителей;
- деление товаропроизводителей;
- давление на производство, разделение ресурсов по отраслям народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
- отсутствие неконкурентоспособных предприятий;
- снижения цен и повышение качества товаров .
Существует конкуренция:
1) функциональная ;
2) видовая;
3) межфирменная;
4) внутриотраслевая подробно исследована К . Марксом ;
5) совершенная и несовершенная .
Совершенная конкуренция это состояние экономической системы, когда влияние любого участника экономического процесса на общую ситуацию очень мало, что им можно пренебречь . Часто выделяются такие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, абсолютная мобильность производственных ресурсов, полное знание предпринимателями состояния рынка .
Совершенная конкуренция — чистая абстракция, имеют место элементы несовершенства конкуренции . Так неоклассическая школа (А . Маршалл, Л . Вальрас), делает свои выводы на совершенной конкуренции, потеряла свое значение . Спор о ценообразовании, еще в 20-х годах XX в . в работах П . Сраффы, где он доказывал, что фирмы постоянно нарушают механизм ценообразования , позволила по-иному взглянуть на конкуренцию .
Выход работ "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (Дж . Робинсон, 1933), где было исследованы новые условия на рынке, позволили говорить о несовершенной конкуренции . Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу товара . Она проявляется как монополия и монопсонии, где отдельный рыночный субъект имеет доминирующее положение и контролирует рынок . Главное при этом это не размеры предприятия, а его доля в рынка . Есть три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, дифференциация продуктов .
Появление конкурентных отношений в государствах с переходной экономикой сегодня ограничивается в основном государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики . Конкурентные отношения соотносятся разгосударствления, принятием антимонопольных законов и т . д .
Конкурентный рынок это, один из многих участников рыночного процесса он не влияет на уровень цены . Возможность повысить цену дает невозможность продать товары, а искусственное уменьшение цен дает убытки и не позволяет возмещать издержки .
На рынке конкуренции ни покупатель и ни продавец не могут влиять на спрос и предложение при изменении количества товаров, увеличивать их цены и доход . Здесь доля отдельных покупателей и продавцов в товарном потоке незначительна, что не позволяет влиять на цены и собственные доходы . При этом препятствий для вступления на конкурентный рынок и ухода с него не существует .
Эффективность рынка зависит от следующих факторов;
- существование или отсутствие возможностей для снижения издержек производства;
- использование более лучших технологий;
- улучшение уровня выполнения работ, товаров и услуг;
- конкурентоспособность товаров и услуг .
1 Слепнева Т . А . , Яркин Е . В . "Экономика предприятия, 2006
2 Савицкая Г . В . "Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 2000
3 Красюк И . Н . , Парамонова Т . Н . "Конкурентоспособность предприятия розничной торговли, 2007
4 Коноплев В . Н . "Экономика организации предприятия", 2007 .
5 Абрютина М . С . , Грачев А . В . "Анализ финансово-экономической деятельности предприятия" , 2000
6 Воробьева, Л . В . Теории конкуренции и современные факторы конкурентоспособности, 2011
7 Ковалева, Т . Конкурентоспособность предприятий Беларуси и России / Т . Ковалева // Журнал международного права и международных отношений . – 2011 . - №1
8 Конкурентоспособность продукции – ключевая задача текущей , 2010
9 Портер, М . Конкурентная стратегия, 2010 .
10 Спиридонов, И . А . Международная конкуренция и проблема повышения конкурентоспособности экономики России, 2011 .