Введение
Глава 1. Понятие и правовая основа деятельности оператора электронной площадки
1.1. Современное состояние деятельности электронных площадок
1.2. Правовое регулирование статуса оператора электронной площадки
Глава 2. Правовое положение оператора
площадки
2.1. Права и обязанности оператора электронной площадки
2.2. Ответственность оператора электронной площадки
Заключение
Библиографический список
Закон о контрактной системе изменил само содержание "заказа для государственных и муниципальных нужд", преобразовав его в институт "закупки для обеспечения государственных или муниципальных нужд". Указанным Законом также введены новые участники системы закупок - контрактная служба и контрактный управляющий, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок. В этой связи вопрос о компетенции органов, обеспечивающих осуществление государственных (муниципальных) закупок, требует особого внимания.
В условиях мирового экономического и финансового кризиса возникла необходимость в оптимизации правового регулирования института поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Деятельность, направленная на удовлетворение потребностей государства, имеет ключевое значение при переходе от ресурсной экономики к инновационной, поскольку представляет собой одну из важнейших сфер экономического оборота.
Актуальность данной темы заключается в том, что, во-первых, выполнение государственного заказа является инструментом эффективного осуществления публично-правовым образованием возложенных на него функций и, как следствие, реализации потребностей всего общества. В частности, посредством заключения государственного контракта поддерживается необходимый уровень обороноспособности и безопасности страны, обеспечивается жизнеспособность экономической и образовательной системы. Во-вторых, формально определенные способы закупки товаров для государственных или муниципальных нужд выступают средством поддержки малого и среднего бизнеса, стимулом для развития регионов и муниципалитетов. Как верно заметил К.А. Зимин, "если государство использует открытые для общества и экономически обоснованные формы удовлетворения своих нужд, то коммерческие организации получают возможность участия в этом процессе на основе честной конкуренции, что стимулирует их развитие".
Исследование правового регулирования института поставки товаров для государственных или муниципальных нужд само по себе является важнейшей темой для научного исследования. Но ее проецирование применительно к вопросам эффективности, а следовательно, и необходимости совершенствования правового регулирования частных и публичных отношений при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в сегодняшних экономических реалиях приобретает особую значимость и актуальность.
Цель курсовой работы – изучение правового регулирования договора поставки товаров для государственных нужд в отечественном законодательстве, порядок и проблемы применения данного законодательства.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать современное состояние деятельности электронных площадок;
- изучить правовое регулирование статуса оператора электронной площадки;
- охарактеризовать права и обязанности оператора электронной площадки;
- определить ответственность оператора электронной площадки.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения в сфере поставок товаров для государственных нужд; предмет – нормы законодательства, регулирующие статус оператора электронной площадки.
Научной основой работы являются работы ученых и практических работников, в которых исследуются различные аспекты применения законодательства о поставках товаров для государственных нужд.
Нормативную базу работы составляют, помимо Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Методы исследования, используемые в работе: общенаучные методы, формально-юридический метод, комплексное исследование соотношения норм и положений правовой базы и их практического применения.
Тема поставок для государственных нужд подробно изучалась в юридической литературе. Из авторов, основывавших исследования на Законе о контрактной системе, отметим таких, как Л.В.Андреева, М.В.Охтырская, Д.А.Петров, М.В.Розовенко, С.Филиппова, А.А.Храмкин, С.С.Шихова.
Глава 1. Понятие и правовая основа деятельности оператора электронной площадки
1.1. Современное состояние деятельности электронных площадок
Рынок государственных закупок является одним из важнейших секторов экономики любой страны. От эффективности его работы напрямую зависит функционирование основных его элементов – государственных организаций. Эксперты, в этом смысле, проводят аналогию между инфраструктурой госзакупок и кровеносной системой человека.
В России этот рынок в последнее время получил довольно мощное развитие. Доля торговых операций, осуществляемых в госсекторе в электронной форме за последние 5 – 7 лет выросла с 10% до 55%, что вполне соответствует показателям ведущих государств, таких как США. Для сравнения в Великобритании этот показатель составляет порядка 30%. Оборот отечественных электронных площадок в последнее время растет примерно на 10% – 15% в год. По данным общероссийского официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ООС) zakupki.gov.ru в 2012 году на электронных площадках было проведено более 1 млн. торгов, оборот которых превысил 4.2 трлн. рублей. При этом количество заключенных контрактов в 2012 году выросло на 36%, а поданных заявок более, чем на 46% по сравнению с 2011 годом. Стоит отметить, что перевод закупочных процедур в электронную форму также позволяет существенно повысить прозрачность основных его механизмов и добиться экономии бюджетных средств до 15 - 16%.
Особый статус рынка электронных госзакупок подчеркивает и факт проведения Государственного совета России в первых числах октября месяца по вопросам его состояния и перспектив развития. Внимание к этому сегменту со стороны руководства страны, а также всех его участников также обусловлено и вступлением с 1 января 2014 года нового закона №44 о Федеральной контрактной системе, который заменил действовавший ранее Закон 94-ФЗ о госзакупках, в отношении которого несколько лет на разных уровнях высказывается критика.
Нововведений в Федеральной контрактной системе очень много. Они касаются и организации бизнес-процесса закупки от планирования до исполнения контракта, и способов проведения конкурентных процедур, и создания единой информационной системы, обеспечивающей закупки и т.д. Появятся и новые понятия, например, такие, как «мораторий на объявление закупки», «дозакупка», «антидемпинговые меры при заключении контракта».
Теперь об участниках рынка. В России на данный момент, рынок электронных торгов, во многом, принадлежит крупнейшим финансовым институтам, главную роль среди которых, играют Группа ВТБ и Сбербанк. Они контролируют две самые крупные электронные площадки: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (ЕЭТП) и «Сбербанк-АСТ», являющиеся, в свою очередь, операторами большинства торговых процедур. Такое положение дел во многом и определяет расклад сил в этом сегменте.
Известно, что проводить электронные торги сегодня в России имеют право только пять площадок, которые имеют статус национальных операторов. Помимо «ЕЭТП» и «Сбербанк – АСТ», в это число входят ГУП «Агентство по государственному заказу республики Татарстан», «РТС-Тендер» и «Электронная торговая площадка «Госзакупки» ММВБ.
«Сбербанк – АСТ» (www.sberbank-ast.ru)
Электронная площадка «Сбербанк – АСТ» является дочерней структурой «Сбербанка России». Она начала свою работу 1 июля 2009 г. На площадке проводятся государственные и корпоративные закупки, а также продажа имущества предприятий-банкротов. Ее клиентами также являются саморегулируемые организации в области энергетического обследования, аудиторы и инвесторы. Летом 2013 года на «Сбербанк-АСТ» открылась площадка формата b2c.
По данным ООС zakupki.gov.ru (на 14.09.15) на «Сбербанк-АСТ» с момента начала торгов было проведено порядка 1.6 млн. торгов с общим оборотом более 5.3 трлн. рублей, что составляет около 49% доли рынка и на сегодня является лучшим показателем среди всех площадок.
«Единая электронная торговая площадка» (www.roseltorg.ru)
«Единая электронная торговая площадка» была также зарегистрирована в 2009 году. Ее учредителями являются правительство г.Москвы (52%) и «Банк Москвы» (18%). Основные клиенты «ЕЭТП» в госсекторе, такие субъекты РФ, как Москва, Санкт-Петербург, республика Башкортостан, а также ряд ведомственных «крупняков»: Минобороны, Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям и другие.
По информации ООС zakupki.gov.ru (на 14.09.15) с момента начала торгов на ЕЭТП было проведено порядка 0.6 млн. торгов с оборотом около 2,8 трлн. рублей (25.43% рынка), что является вторым показателем, после «Сбербанк - АСТ».
Стоит сказать, что среди своих конкурентов, «ЕЭТП» представляет наибольшее количество дополнительных сервисов для заказчиков и участников торгов. Площадка также имеет представительный блок по работе с корпоративными клиентами в рамках ФЗ 223. В их числе ОАО «Ростелеком», «Росатом», Московский и Санкт-Петербургский метрополитен и др.
Наконец, ЕЭТП является единственной площадкой, имеющей свои собственные финансовые продукты с банком, входящим в ТОП – 10 ведущих российских банков.
Общероссийская система электронной торговли ГУП «АГЗРТ» (www.zakazrf.ru)