Введение
Глава 1. Обучение борьбе в педагогическом процессе
1.1. Элементы единоборств
1.2. Элементы борьбы юноши 9-10-11 класс
1.3. Физиологические основы и педагогические принципы развития скоростно-силовых способностей
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1. Характеристика исследуемой группы
2.2. Методы исследования, наблюдение, диагностика, математическая статистика
2.3. Использование комплексов упражнений силовой направленности в тренировочном процессе юниоров 15-17 лет
2.4. Динамика показателей силовой подготовленности юниоров 15-17 лет в течение педагогического эксперимента
2.5. Изменение уровня технической подготовленности юниоров 15-17 лет
Заключение
Список используемой литературы
В связи со всевозрастающей конкуренцией на международных соревнованиях повысились требования к подготовке спортсменов высокого класса. Это особенно касается вопросов совершенствования системы подготовки спортивных резервов с самого раннего возраста. Поэтому крайне необходимо поиски эффективных путей спортивного совершенствования технической подготовки.
В спортивной борьбе наблюдался механический перенос методики обучения и форм соревнований для взрослых в юношескую среду, что приносит значительный ущерб делу привлечения к систематическим спортивным занятиям широкого контингента детей и подростков и ставит под сомнение целесообразность ранней специализации.
Содержание учебного материала и последовательность его изучения, согласно программ для ДЮСШ и СДЮШОР по спортивной борьбе, противоречат основным положениям педагогики и закономерностям развития функциональных возможностей детского организма, что ведёт в условиях ранней специализации:
- к некачественному усвоению основного учебного материала уже на этапе начальной подготовки;
- лишает руководство школ ориентиров для организации эффективного контроля за качеством основной, специфической для вида спорта, технико-тактической подготовленности
- функциональным тренировочным перегрузкам за счёт увлечения общефизическими упражнениями на ранних и поздних этапах подготовки;
- формированию крайне узких технико-тактических арсеналов борцов, и раннему старению спортсменов;
- к потере зрелищности спортивной борьбы, что пагубно влияет на обеспечении её массовости;
- к значительному отсеву из секций борьбы в связи с ограниченностью специфического образовательного компонента.
Ряд специалистов по борьбе высказывают мнение, что желание более ускоренного овладения технико-тактическими навыками путём одновременного изучения атаки и защиты, изучения незнакомого приёма в условиях динамических помех, введения игровых комплексов и действий в эпизодах поединка, может привести к обратным эффектам: привитию неуверенности при проведении атакующего действия, формированию неправильных стержневых структур приёмов, формированию оборонительного стиля борьбы и, в конечном итоге, к потере зрелищности борьбы.
В связи с этим возникает противоречие между предъявляемыми требованиями к технической подготовленности юных борцов, содержанием учебного материала и последовательностью его изучения на этапе школьной подготовки, что ведёт в дальнейшем к ограниченности технического арсенала борца.
Объект исследования: школьники 14-15 лет, занимающихся борьбой;
Предмет исследования: процесс развития физических навыков детей 14-15 лет на уроках физической культуры посредством элементов борьбы
Цель работы: Раскрыть методику развития физических силовых и координационных навыков, а также провести сравнительный анализ уровня их развития у детей 14-15 лет.
Задачи:
1. Проанализировать научно – методическую литературу.
2. Выявить особенности методики развития физических навыков у детей 14-15 лет, занимающихся борьбой на уроках физической культуры.
3. Выполнить и проанализировать тесты, выявляющие уровень развития физических навыков у детей. Провести сравнительный анализ результатов. Сделать выводы.
Глава 1. Обучение борьбе в педагогическом процессе
1.1. Элементы единоборств
В учебный материал по единоборствам программы физического воспитания для учащихся X–XI классов общеобразовательных учреждений входят приёмы самостраховки, борьба лёжа и стоя, учебная схватка, силовые упражнения в парах, разминка, правила соревнований и основы знаний.
Для того чтобы обучить учащихся X–XI классов элементам единоборств, необходимо сформировать у них умение вести схватки с использованием определённого набора приёмов как в положении стоя, так и в положении лёжа. Обычно урок по овладению элементами единоборств начинается с разминки.
Разминка используется для подготовки организма к выполнению приёмов борьбы для совершенствования техники единоборств. Разминку рекомендуется начинать с медленного бега и несложных движений руками, туловищем и головой во время передвижения (махи, рывки руками перед грудью, выпады вперёд и в стороны, повороты вокруг своей оси, наклоны и вращения головой). Всё выполняется в течение 2–4 мин. (3)
Затем переходят к выполнению специальных упражнений. Это могут быть приседания на одной ноге, широкие махи ногой вперёд-назад и в стороны, отжимание в упоре лёжа, поднимание прямых ног из положения лёжа на спине, сгибание и разгибание туловища лёжа на спине, упражнения на гибкость для ног, рук, туловища.
В разминке можно использовать упражнения с отягощением. При этом акцент необходимо делать не на развитие силы мышц, а на скорость движений. Заканчивают разминку обычно выполнением акробатических упражнений (кувырков вперёд и назад, подъёмов разгибом, стоек на руках с помощью) и приёмов самостраховки, изученных на предыдущих уроках (падение на бок из положения приседа, падение вперёд с кувырком, падение назад из приседа).
Длительность разминки зависит от тех задач, которые поставлены на данный урок физической культуры. Если запланировано изучение новых приёмов, то интенсивность и длительность разминки не должна быть большой, как правило, около 3–5 мин. Если запланированы учебные схватки или развитие основных двигательных способностей, необходимых для единоборств (мышечной силы, скоростной выносливости, координационных способностей), то время для разминки увеличивается до 7–10 мин, а интенсивность выполнения упражнений приближается к максимальной. (8)
После разминки необходимо поработать над совершенствованием самостраховки. Этот важнейший элемент единоборств иногда игнорируется как учителями физической культуры, так и самими учащимися. Однако прочное владение приёмами самостраховки позволяет практически избежать травм на уроках с изучением единоборств и делает обучение приёмам борьбы более успешным. В старших классах рекомендуется освоить с учащимися падение назад из стойки, падение на бок из положения стоя и падение кувырком вперёд через лежащего партнёра. Отработку приёмов самостраховки рекомендуется проводить поточным методом. Учитель при этом имеет возможность контролировать выполнение приёмов каждым учащимся и при необходимости вносить исправления в технику приёма.
В основную часть, как правило, включают освоение 1–2 новых приёмов, а также совершенствование ранее изученных приёмов в различных сочетаниях. В старших классах рекомендуется обучить учащихся новым приёмам в стойке (передней подножке и броску через бедро, а также прямому удару кулаком в голову и защите от него, обезоруживанию при ударе ножом сверху), а также при борьбе лёжа.
В процессе обучения отдельному приёму выделяют три этапа: знакомство с приёмом, разучивание и закрепление. Основная цель ознакомления состоит в создании у учащихся целостного представления о технике выполнения данного приёма. При этом используются рассказ, показ выполнения приёма в целом и отдельных его элементов. Полезно ознакомить учащихся с ситуациями, когда приём может быть применён. После этого переходят к разучиванию приёма. Разучивание целостным методом осуществляется тогда, когда приём прост по своей структуре (например, удар кулаком в голову). Более сложные приёмы (броски, защита от ударов в голову, обезоруживание) разучиваются по частям. Например, при обучении передней подножке учащиеся последовательно выполняют следующие действия: захват соперника, поворот к сопернику спиной, выведение соперника из равновесия, постановка своей ноги к атакуемой ноге соперника, бросок соперника. Не рекомендуется делить приём на очень мелкие детали, так как учащиеся в этом случае могут запутаться в последовательности их выполнения. Когда все части приёма демонстрируются учащимися достаточно уверенно, приём выполняют целиком в замедленном темпе. По мере усвоения приёма скорость его выполнения постепенно увеличивают и доводят до максимальной. (5)
После завершения этапа освоения переходят к совершенствованию умения. Для этого приём выполняют многократно, с постепенным усложнением. Это достигается при помощи следующих методических приёмов: изменение исходного положения, выполнение приёма на быстроту, увеличение количества непрерывных повторений приёма, выполнение приёма по команде. Как правило, основная часть урока по овладению и совершенствованию техники единоборств в старших классах не превышает 20 мин, так как учащиеся могут быстро устать и это приведёт к нарушениям техники выполнения приёмов.
В X–XI классах учащиеся должны закрепить ранее освоенные, а также изучить новые приёмы борьбы лёжа и стоя. Результатом обучения и критерием обученности является умение вести учебную схватку. Как и в VIII–IX классах, следует широко применять материал по видам единоборств для разностороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных способностей (силовых, силовой выносливости, скоростно-силовых). В этот период усиливается сопряжённое совершенствование сложной техники единоборств и развитие соответствующих координационных и кондиционных способностей.