Введение
Глава 1. Сказка, ее жанровые особенности и место в литературном процессе
1.1. Жанровые особенности сказки
1.2. Место сказки в литературном процессе
Глава 2. Текстологические особенности русской народной сказки
2.1. Сказка как один из основных видов устного творчества народа
2.2. Типология народной сказки
Заключение
Литература
Тема сказки все в большей степени входит в качестве предмета исследования в сферу социальных знаний. Расширение тематики ее познания приводит одновременно к углублению проблематики. Исследовательские поля сказки разные. Сказка по-разному воспринимается людьми разного возраста, разных профессий. Энергия воздействия сказки на человека, способность актуализировать с разных сторон жизнедеятельности огромна и сохраняется для разных эпох и народов. Но это явление невозможно постичь без раскрытия особой изначальной роли сказки в развитии человека. Можно воспринимать и переживать сказку в виде образов. Можно охотно верить сказке, доверчиво следовать за ней. Однако при таком сопереживании неизбежно и более углубленное постижение сказки, извлечение из нее своей детской мудрости, что способствует четкому эмоциональному различию доброго и злого начал и осуществляет миссию нравственного воспитания.
Сказка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем — мир жизненных смыслов. Сказка выводит человека за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживания другому лицу. В процессе этого сопереживания формируется механизм эмоционального предвосхищения, который помогает не только представить, но и пережить отдаленные последствия человеческих действий, прочувствовать их смысл. Всякая сказка — это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная любому человеку, но именно она позволяет постичь высоту проявления чувств, их нравственный смысл. Процесс самостоятельного осмысления сказки взрослым и ребенком оставляет их на уровне житейского смысла и не раскрывает подлинной нравственной сущности. Этот процесс формируется по пути социального наследования.
В рамках данной работы мы рассмотрим эволюцию сказки в русской традиции и литературе.
Цель работы – проследить переход от народной сказки к литературной (авторской).
Объект исследования – сказка как литературное явление.
Предмет исследования – процесс трансформации народной сказки в литературную.
Задачи работы:
раскрыть суть сказки как литературного жанра,
выделить особенности народной и авторской сказки,
проследить переход сказки народной в авторскую.
Глава 1. Сказка, ее жанровые особенности и место в литературном процессе
1.1. Жанровые особенности сказки
Сказка - жанр очень специфический. Ученые по-разному толкуют сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремятся охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желают понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Было бы излишним приводить все существующие определения сказки: их такое множество, что для разбора всех необходима отдельная работа. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Ряд исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Так, академик Ю. М. Соколов писал: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устнo-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера»[32, с.72]. Брат ученого, профессор Б. М. Соколов, тоже считал, что сказкой следует называть «всякий устный рассказ». Оба исследователя утверждали, что сказки включают в себя «целый ряд особых жанров и видов» и что каждый из них можно рассматривать «особо»[37, с.79].
Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К. С. Аксаков. Говоря о различии между сказками и былинами, он писал: «Между сказками и песнями, по нашему мнению, лежит резкая черта. Сказка и песня различны изначала. Это различие установил сам народ, и нам всего лучше прямо принять то разделение, которое он сделал в своей литературе. Сказка - складка (вымысел), а песня - быль, говорит народ, и слова его имеют смысл глубокий, который объясняется, как скоро обратим внимание на песню и сказку» [33, с.89]
Вымысел, по мнению К.С. Аксакова, повлиял и на содержание сказок, и на изображение места действия в них, и на характеры действующих лиц. Свое понимание сказки К.С. Аксаков уточнял такими суждениями: «В сказке очень сознательно рассказчик нарушает все пределы времени и пространства, говорит о тридесятом царстве, о небывалых странах и всяких диковинках» [33, с.92 ].
К.С. Аксаков считал, что самое характерное для сказок - вымысел, причем сознательный вымысел. С этой трактовкой сказок не согласился известный фольклорист А. Н. Афанасьев. «Сказка - складка, песня - быль, говорила старая пословица, стараясь провести резкую границу между эпосом сказочным и эпосом историческим. Извращая действительный смысл этой пословицы, принимали сказку за чистую ложь, за поэтический. Обман, имеющий единою целью занять свободный досуг небывалыми и невозможными вымыслами. Несостоятельность такого воззрения уже давно бросалась в глаза», - писал он. А.Н. Афанасьев не допускал мысли, что «пустая складка» могла сохраняться у народа в продолжение целого ряда веков и на огромной протяженности страны, удерживая и повторяя «одни и те же представления»: «Что творится произволом ничем не сдерживаемой фантазии, то не в состоянии произвести такого полного согласия и не могло бы уцелеть в такой свежести; творчество не остановилось бы на скучном, тождественном повторения одних и тех же чудес, а стало бы выдумывать новые» [4, с.6]. А.Н. Афанасьев сделал следующий вывод: «Нет, сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира». А.Н. Афанасьев был прав, хотя и исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки.
Признак, принятый К.С. Аксаковым за существенный для сказочного повествования, был положен с некоторыми уточнениями в основу определения сказки, предложенного советским фольклористом А. И. Никифоровым. Он писал: «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением» [2, с.46]. Поясняя смысл своего определения, А.И.Никифоров указывал на «три существенных признака» сказки: «первый признак - целеустановка на развлечение слушателей»; «второй признак современной сказки - необычное в бытовом плане содержание»; «наконец, третий важный признак сказки - особая форма ее построения». Ученый уточнил смысл народного изречения: «Сказка - складка (вымысел)», говоря о «целеустановке на развлечение» и о «необычном» как о характерной примете содержания сказок [2, 51 ].
Известный отечественный сказковед Э. В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка (или сказка, байка, побасенка) - эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку oт других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, т. е. от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они иногда ни были»[36, с.10] .