Введение
Глава 1. Процесс физической подготовки и физической подготовленности волейболистов
1.1 Технические характеристики волейбола
1.2. Общая физическая подготовка в волейболе
Глава 2. Общая физическая подготовка волейболистов
2.1. Скоростные способности
2.2. Развитие силы
2.3. Развитие ловкости
Глава 3. Показатели общей физической подготовленности волейболисток 12-13 лет
3.1. Организация и методы исследования
3.2. Результаты исследования
Заключение
Список используемых источников:
Актуальность исследования. Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Цель игры - направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника [8].
Волейбол отличается от других видов спорта и спортивных игр соответствием получаемой нагрузки степени подготовленности игроков. Именно благодаря этой возможности волейбол может успешно использоваться в учебной работе по физической культуре в образовательных учреждениях, в качестве лечебно-оздоровительного средства в санаториях, домах отдыха и, в тоже время, вызывать предельное напряжение сил у атлетически развитого спортсмена. Обширный диапазон физиологического воздействия игры на организм занимающихся в сочетании с простыми правилами и несложностью оборудования позволяет культивировать волейбол в различных классах школы. Занятия волейболом оказывают весьма благотворное и разностороннее воздействие на ребенка, одновременно затрагивая его физические и умственные возможности [4].
В современном волейболе требования, предъявляемые к волейболисткам по физической подготовке, очень высоки. Различные движения, встречающиеся в игре (короткие и стремительные перемещения, частые и высокие прыжки, разнообразные удары по мячу) отлично укрепляют опорно-двигательный аппарат, прекрасно развивают органы дыхания и кровообращения. Необходимость соизмерять свои движения с полетом мяча способствует выработке хорошего глазомера. Умение ориентироваться на поле связано с развитием периферического зрении и способностью произвольно сосредоточивать, переключать и распределять внимание [23].
Постоянная смена игровых ситуаций, внезапные переходы от защиты к нападению и обратно совершенствуют быстроту зрительно-двигательных реакций и развивают тактическое мышление играющих [6].
Регулярные тренировки при строгом соблюдении спортивного режима способствуют воспитанию у школьников общей культуры тела. Возможность проведения занятий на свежем воздухе значительно увеличивает гигиеническое и оздоровительное значение игры. Правильная организация учебных занятий и четкое проведение соревнований имеют большое воспитательное значение. Они содействуют развитию силы воли, воспитывают чувство товарищества, дружбы и взаимной помощи, приучают к ответственности за свой коллектив [22].
Игровая деятельность оказывает широкие возможности для проявления и развития творческой инициативы отдельных игроков и коллектива команды в целом. Эта игра, благодаря своей эмоциональности, может быть использована как средство активного отдыха. Волейбол - игра смелых, темпераментных, решительных, физически развитых, обладающих мгновенной реакцией и смекалкой. Оставаясь игрой, развлечением, он является отличным средством физического развития человека [14].
Цель исследования: изучить основы физической подготовки в игровых видах спорта – волейболе.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть технические характеристики волейбола;
Охарактеризовать основы физической подготовки в волейболе;
Изучить возможности физической подготовки в волейболе.
Объект исследования: игра «волейбол», как средство физического воспитания.
Предмет исследования: физическая подготовленность волейболисток 12-13 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Процесс физической подготовки и физической подготовленности волейболистов
1.1 Технические характеристики волейбола
Достойное место в системе физического воспитания занимают спортивные игры, в том числе волейбол. Одни спортивные игры слишком сложны по исполнению, для других требуется дорогостоящее оборудование, третьи интересны для спортсмена, но не зрелищны. Волейбол же вобрал в себя все лучшие качества: простоту, зрелищность, доступность, эмоциональность и, главное, увлекательность для любого человека, независимо от возраста и профессии. Достоинства данного вида спорта заключаются в сравнительной простоте оборудования мест для игры и правил ее ведения. Разнообразие двигательных навыков и действий способствует развитию силы, быстроты, ловкости, выносливости, решительности и ряда других качеств. Необходимость согласованных усилий в достижении общей цели во время игры приучает к коллективным действиям, стремлению к взаимопомощи, воспитывает чувство дружбы и товарищества [16, с. 21].
Люди любого возраста получают в процессе игры отличную физическую разрядку, активно отдыхают. Оставаясь игрой, развлечением, волейбол является отличным средством физического развития. Взаимопроникающая сущность оздоровительного и спортивного волейбола способствует эффективной агитации для вовлечения школьников, студентов и взрослых в физкультурно-спортивную деятельность, и в этом заключается идеологическая, мотивационная и прикладная ценность и значимость данного вида спорта. Неслучайно он включен в учебные программы всех учреждений образования [26].
Современный тренировочный процесс сложен и многообразен. Он включает различные виды подготовки, планирование, отбор в спортивные команды, а также другие составляющие, которые, в конечном счете, определяют эффективность подготовки спортсменов к соревнованиям.
Знание теоретических и практических вопросов по управлению подготовкой волейболистов помогает строить тренировочный процесс более рационально, грамотно и добиваться высоких результатов.
Значительную роль в совершенствовании мастерства спортсменов имеют научные исследования, в которых содержится материал, отражающий новые сведения из области практики, а также результаты многолетней подготовки команд. Показано, от каких факторов зависит совершенствование мастерства волейболистов и как можно подобрать наиболее эффективные средства и методы тренировки и определить степень их воздействия в каждом занятии, микроцикле, на определенном этапе, периоде подготовки и в годичном цикле [30, с. 6].
Тренировочный процесс занимает основное место в системе спортивной подготовки. Для успешного управления им необходима такая его организация, которая давала бы максимальный эффект при минимальных затратах времени, средств и энергии.
Эту задачу можно успешно решить только на основе глубоких знаний содержания основных функций управления тренировочным процессом и творческого их применения на практике.
В настоящее время под техникой понимается способ выполнения двигательного действия, с помощью которого поставленная задача решается целесообразно и эффективно. М. М. Боген [11] предлагает рассматривать технику физических упражнений как «описание оптимального способа решения двигательной задачи (класса двигательных задач), обоснованное требованиями биомеханики действия и психологии его восприятия обучаемым, раскрывающее состав операций и основных опорных точек, необходимых и достаточных для формирования полной ориентировочной основы предмета усвоения (формируемого действия)».