Введение
1. Особенности управленческой деятельности в малом бизнесе
1.1 Роль малого бизнеса в рыночной экономике
1.2 Особенности малого бизнеса и консалтинг
1.3 Франчайзинг как способ организации и развития малого бизнеса
2. Развитие консалтинговых услуг для малого бизнеса
2.1 Потребность малого бизнеса в консультантах
2.2 Управленческое консультирование в малом бизнесе сегодня
2.3 Предпосылки и тенденции развития консалтинговых услуг
3. Анализ состояния рынка управленческого консультирования для малого бизнеса в России и мире
Заключение
Список литературы
В развитых странах малый бизнес составляет фундамент экономических отношений и позволяет успешно функционировать более крупным предприятиям.
В России же сегодня малые предприятия развиваются слабо. Одна из причин этого - отсутствие развитой сервисной сферы обслуживания деятельности малого бизнеса, в частности консалтинга, пишет газета «Биржа».
Значение консалтинга для успешного развития малого и среднего бизнеса в настоящее время увеличивается. Это объясняется следующими причинами:
усиливается зависимость внутренней среды организации от резко изменяющихся внешних факторов. Содержать своего специалиста в малом бизнесе накладно - лучше периодически "сверять курс", консультируясь с профессионалами;
развивается объективный процесс специализации, а также роста взаимосвязанности и взаимозависимости в экономической системе, организации преобразуются в сетевые форматы, окруженные мощной системой информационно-интеллектуальной инфраструктуры;
повышается "коэффициент софтизации" (введенный в научный оборот японскими экономистами), т.е. зависимости успехов фирмы от мягких интеллектуальных продуктов (услуг), от человеческого капитала.
Услуги в целом позволяют осуществить позитивные изменения в организациях. Но следует помнить, что изменения всегда затрагивают интересы сотрудников (иногда и партнеров), вызывают у них сопротивление. Поэтому привлечение консультантов к проведению этих изменений смягчает действие механизмов ущемления интересов людей и, как следствие, снижает сопротивление. Консалтинг играет, таким образом, системообразующую роль в сфере деловых услуг.
- Особенности управленческой деятельности в малом бизнесе
1.1 Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Казалось бы, малый бизнес нужен всем. Даже сейчас на это дело многие люди смотрят достаточно оптимистично. Не смотря на двадцать лет почти непрерывных разочарований, есть еще такие люди, которые не прочь открыть свой маленький магазинчик, ковыряться не особо напрягаясь в своей маленькой мастерской, работая только на себя и не на кого более. А своя небольшая ферма! Это же прелесть, можно сказать, основа государства. Каждый сам себе начальник, никто, вроде бы, никого не угнетает, каждый работает сам на себя и получает по результатам своего труда. Некогда о таком обществе мечтали анархисты в республике Гуляйполе. Правда, Нестор Иванович не знал, как обойтись в своем государстве без крупного бизнеса, то есть без производства.
Кустари не могли обеспечить всем необходимым его армию, да и самих себя. В казачьих войсках, которые, в сущности, были теми же анархическими государствами, так же начались разного рода нехватки, которые в итоге и позволили большевикам подчинить своей диктатуре эти территории. Впрочем, после времен военного коммунизма, начался НЭП. То есть экономическая политика, которая поощряла мелкое предпринимательство. Лучше мелкое, чем вообще никакого, решили большевики, у которых не было средств моментально наладить производство всего того, на что был спрос в их государстве. Однако не долгой оказалась песня мелких единоличников в стране советов. Еще до раскулачивания и насильственной коллективизации начался процесс их вымирания.
Чтобы выжить единоличникам приходилось объединяться в кооперативы, а тем, чтобы выжить, необходимо было расти, отвоевывать рынки. И в итоге они оставались один на один с госпредприятиями, конкурировать с которыми просто вредно для здоровья. Те, кто стоял у руля этих трестов, крупных кооперативов, частных предприятий, были уже не единоличники, работающие сами на себя, а самые настоящие буржуи, эксплуататоры, враги революции. С ними резво расправились, сделав их добро действительно народным, то есть государственным. Во времена НЭПа наряду с частными хозяйствами бурно развивались и госпредприятия. Фактически, с мелких частников брали налог, чтобы истратить его на развитие конкурирующего с ним госпредприятия. Если же частник выигрывал в этой неравной схватке, то только себе на беду.
После всего вышеизложенного возникает логический вопрос о том, почему большевики все же пошли на политику национализации, которая вызвала такое возмущение у населения. Почему даже анархисты во время гражданской войны в Испании отступили от своих первоначальных принципов, и решили национализировать, как промышленность, так и сельское хозяйство? Казалось бы, ухватистые мужики могли бы обеспечивать страну хлебом, картофелем и прочими продуктами, выплачивая налоги государству, у которого в таком случае было бы меньше забот и хлопот с колхозами.
В советское время историки не любили вспоминать продразверстку, а после её вспомнили, но связывали её исключительно с режимом большевиков. Однако появилась она еще при царе, во времена Первой Мировой Войны. В военное время хлеборобов стало меньше, зато увеличилась армия, которая не сеет и не жнет, да еще ввели сухой закон, который поднял цену на водку и спирт, продававшиеся нелегально. Перед многими крестьянами возник соблазн, продать свой хлеб дороже, немного его попридержав или же сделав из зерна самогон, продать его из-под полы.
Для многих это был уже не соблазн, а суровая необходимость. Война и не думает кончаться, не сегодня, так завтра заберут кормильцев в армию, потому лучше продать плоды своего труда позже, но зато дороже. Острой необходимости ни в чем крестьяне в то время не испытывали, ибо жили практически натуральными хозяйствами. В общем, придерживать свои продукты они полгода могли запросто. Разумеется, что подобное поведение вызвало рост цен на продовольствие, инфляцию, которая и без того начала набирать обороты благодаря вражескому фальшимонетчеству, которое имело место быть практически во время всех войн. Сначала правительство попыталось убедить крестьян прекратить действовать подобным образом, рассчитывая на их сознательность.
Крестьяне же, прежде всего, пеклись об интересах своей семьи, потому слушали и продолжали в том же духе. Тогда и появились первые отряды продразверстки. Надо же было как-то ликвидировать дефицит товара первой необходимости, который стремительно дорожал, а вслед за ним поднимались цены и на все остальное. Из этого следует вывод отнюдь не в пользу малых крестьянских хозяйств в тылу, с которыми еще можно вести войну, если она где-то далеко или она победоносная и длиться недолго. Если же война затянулась, а страна находится в экономической блокаде, то опираться на мелкие хозяйства, трудно.
Но вернемся в ту же Латвию в начале девяностых годов прошлого столетия! Войны тогда не было, зато было много желающих стать единоличниками и на селе, и в городе. Все условия для этого были, но дело как-то не пошло. Если, что у кого и получилось то только благодаря тому, что удалось еще на сбережения советских времен приватизировать дешевую землю, купить дешевую подержанную технику. Все же волна импортной продукции снесла все потуги мелких предпринимателей, которым для успешной конкуренции нужны были кредиты для покупки современной техники, строительства, им нужно было учиться работать по новым технологиям.
Так же они нуждались в более дешевых энергоносителях, чем у их зарубежных конкурентов. Да, они могли успешно конкурировать с советскими государственными предприятиями, ресурсами которых часто пользовались. Конкурировать же с ТНК ми было совсем не по плечу. Получалось, что правительству Латвии отечественные мелкие предприниматели не приносили налоги, а напротив постоянно требовали у него субсидий на развитие. На то, чтобы создать мелким предпринимателям тепличные условия для выживания у правительства Латвии просто не было денег. Всё, что можно было посоветовать мелким предпринимателям в той ситуации – это объединяться в крупные хозяйства, которым выжить легче. Однако и этого не произошло. Мелкие предприниматели предпочли разоряться поодиночке, нежели попытаться выжить вместе. Из всего этого следует то, что государству выгоднее иметь дело с несколькими крупными производителями, нежели с множеством мелких.
Теперь же зададимся вопросом о том, что привлекательнее для трудящегося человека – быть фермером, лавочником или кустарем или же работать на большом предприятии? Работая на большом предприятии, человек получает стабильную зарплату и социальные гарантии, то есть, если он заблеет или состариться работодатель или же государство будет его содержать. Единоличник сам должен позаботиться о своей пенсии и организовать работу некоего заместителя, если заболеет. Он сам оплачивает все свои неудачи. Он не располагает капиталом для того, чтобы покупать новую технику, нанимать рабочих, если его товар вдруг начинает пользоваться широким спросом. Любые требования к повышению качества или же наличию на предприятии очистных сооружений болью отдаются в голове предпринимателя. Все это он воспринимает, как очередной побор со стороны государства, а не его желание повысить качество отечественных товаров или улучшить экологию страны. К примеру, в некоторых развитых странах проведение сварочных работ запрещено без наличия вытяжки с соответствующими фильтрами.