ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Концепции организационной культуры
1.2 Развитие организационной культуры
1.3 Взаимодействие процесса адаптации работника и организационной культуры, как фактор, влияющий на эффективность деятельности организации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В АО «АПО «АВРОРА»
2.1 Характеристика базы исследования
2.2 Анализ организационной культуры в АО Агропромышленное объединение «Аврора»
ГЛАВА 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Общие рекомендации
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Организационная культура представляет специфическую совокупность норм, ценностей, убеждений, верований, мифов, ритуалов, санкций, ожиданий, привычек, которые предопределяют поведение работников и которые отличают их от любой другой организации. Организационная культура - то, чем является организация как социальный феномен. Исследовать организационную культуру чрезвычайно сложно, но можно. В развитых формах основой организационной культуры становятся этические кодексы поведения, которые оказываются ее своеобразной философией.
Национальные модели деловых культур оказываются исходными в понимании и изучении организационной культуры как наиболее общего собирательного понятия. Можно считать, что это является первой стадией ее познания, а также очень важно для международного бизнеса, где сталкиваются различные национальные культуры, особенно при слиянии предприятий разных культурных особенностей.
Как правило, внедрение нововведений в рамках организационной культуры сталкивается с сопротивлением консервативно настроенной части персонала. В области нововведений это явление связано с приверженностью к уже действующим видам продукции и технологиям, устойчиво приносящим прибыль. Сопротивление организационным переменам возникает из-за боязни сотрудников оказаться недостаточно компетентными для выполнения новых функций и лишиться ранее завоеванного статуса, и очень сильно влияет на эффективность деятельности организации.
Преодоление сопротивления требует организации специальных мероприятий, связанных с достаточно большими затратами. К их числу относится обучение персонала и создание атмосферы приверженности новшествам. До сознания каждого сотрудника доводится мысль, что изменения не несут в себе угрозу, а наоборот являются необходимым условием развития компании, гарантируют профессиональный рост, обеспечивают стабильность занятости. В изменчивом мире продукция и технологии, системы и структуры управления быстро устаревают и должны быть своевременно заменены более современными.
Особую актуальность данные процессы приобретают в ходе адаптации сотрудников, только входящих в среду организационной культуры. От того, насколько организационная культура повлияет на адаптационный процесс, зависит коэффициент текучести кадров, и в целом эффективность деятельности организации.
Изучением проблем сферы организационной культуры занимались такие авторы как Х. Шварц, С. Дэвис, Д. Элдридж, А. Кромби, К. Голд, М. Пакановский и Н. О’Доннел-Тружиллио, Э. Шайн, Э. Браун, М.Х. Мескон и др.
Целью данной работы является изучение особенностей организационной культуры и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие организационной культуры, и описать процесс адаптации к изменениям организационной культуры;
- исследовать особенности организационной культуры конкретной организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры.
Объект – организация и ее потенциал.
Предмет – организационная культура.
Методы исследования: анализ теоретических документов, тестирование, наблюдение за сотрудниками.
1. Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие / Л.К. Аверченко, НГАЭУ. – М.: Инфра – М, Новосибирск: НГАЭУ, 2017
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект – Пресс, 2016.
3. Архипова Н.И., Седова О.Л. Управление изменениями, наставничество / Архипова Н.И., Седова О.Л. // Справочник кадровика. – 2012. – №9 – С. 45-48.
4. Богомолова, И. Роль адаптации работника в адаптивном развитии предприятия на основе внедрения инноваций / И.П. Богомолова, Е.И, Кривенко // Управление персоналом. – 2011. – №10 – С. 67-69.
5. Василюк Ф.Е., Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 2016.
6. Веснин В. П. Основы менеджмента. – М., 2016.-423 с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010.
8. Володина, Н.А. Участники адаптационного процесса: их роли и задачи / Н.А. Володина// Справочник кадровика. – 2011. –№ 8.- С. 47-52.
9. Грошев И.В. Организационная культура: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
10. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МГУ, 2015
11. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М.: ЧеРо: Юрайт, 2016
12. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - М.: Владос, 2016.
13. Жаворонков Е.П. Управление организационной культурой: учебное пособие / Е.П. Жаворонков.- Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2017.- 170 с.
14. Захарьина, М. Наставничество как элемент системы развития персонала в компании / М. Захарьина // Менеджер по персоналу. – 2011. – № 10.
15. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Единоначалие и коллегиальность. - М.: Психея, 2016.
16. Карташова Л.В. Организационное поведение. – М., 2016.-576с.
17. Кибанов, А. Как уменьшить стартовые издержки об управлении трудовой адаптации / А.Кибанов //Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. –№ 2.
18. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.: Проспект, 2016
19. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий./ Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова.- М.: Академия, 2016.
20. Котова, Л. Ключевые показатели эффективности системы управления персоналом / Л.Котова // Кадровик. – 2010. – №12.
21. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
22. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М: Дело, 2016.
23. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МГУ, 2016.
24. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – М.: Аспект – Пресс, 2016.
25. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 2016, №4. - С.55-65.
26. Лютенс Ф. Организационное поведение: Учеб. для вузов: Пре. С англ. –М.: Инфра-М, 2016. – 692 с.
27. Малинин Е.Д. Организационная культура и эффективность бизнеса: Учебное пособие. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015.
28. Межличностное общение / Сост. и общ. Ред. Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2016
29. Мелибруда Е. Я-ты-мы. Психологические возможности улучшения общения. М: Просвещение, 2016
30. Михайлова, А. «Четыре колеса» адаптации персонала / А.Михайлова // Кадровик. – 2011. №2.
31. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: Практ.рук /В,Н. Панкратов. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2016
32. Панцуркина Т.К. Современные типы организационной культуры // www.mental.ru/org_psy/theory/hum_org/panzur.php
33. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой. - М.: Изд-во МГУ, 2016.
34. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: БАХРАК-М, 2011
35. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 279с. - (Серия «Управление персоналом»).
36. Раськевич А. А. Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания. Контроль за их деятельностью // http://www.professional.spb.ru/s_systuk.htm.
37. Рогов Е.И. Общая психология. М. Владос, 2016.
38. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2017
39. Самоукина, Н.В. Проверенные временем: работа с возрастными сотрудниками / Н.В. Самоукина // Справочник по управлению персоналом. – 2011. – № 12.
40. Семенов Ю.Г. Организационная культура: Учебное пособие. М.: Университетская книга; Логос, 2016.
41. Фатеев Н.М. Влияние особенностей управления на социально-психологический климат коллектива // Вопросы психологии. - 2016. - № 1.
42. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства коллективом. - М.: ЮНИТИ, 2016
43. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы руководства коллективом.- М.: Владос, 2015
44. Шепель В.М. Управленческая психология. - М.: Небо, 2016
45. Schein E. Organizational Culture and Leadership. Jossey-Bass Publishers, 2016
46. Устав АО «Агропромышленное объединение «Аврора»» от «11» июня 2010 года.
47. Коллективный договор АО «АПО «Аврора» №3 на 2016 – 2017 гг.
48. Единое положение «Об оплате и материальном стимулировании труда работников АО «АПО «Аврора» от 30.01.2016г.
49. Положение об адаптации персонала АО «Агропромышленное объединение «Аврора» от «30» января 2016 года.
50. Правила внутреннего трудового распорядка АО « АПО «Аврора» от «30» января 2016г.
51. Положение об аттестации персонала АО «АПО «Аврора» от «30» января 2016г.
52. Кодекс деловой этики АО «АПО «Аврора».