ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
1.1 Общее понятие о физических качествах
1.2 Современный подход к раннему спортивному отбору
1.3 Основы комплексной оценки спортивной пригодности
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
2.1 Особенности динамики физических качеств юных спортсменов
2.2 Развитие физических способностей в зависимости от возраста, пола
и индивидуальных различий
2.3 Развитие физических качеств юных спорсменов путем правильного питания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Cпорт – это многоуровневое развитие ребенка, а не банальное развитие выносливости, тренированности и силы. Конечно, тренировка всего тела, мышечного корсета и костно-суставной системы очень важна, но это не самое главное, хотя и немаловажное условие. Это воспитание и закалка характера, формирование уверенности в своих силах и способностях.
Спорт дает ребенку возможность научиться работе в команде, прививает послушание, помогает воспитанию чувства собственного достоинства, помогает в преодолении своих страхов. Большинству из детей спортивная подготовка дает много положительного для будущей жизни. Мальчикам это позволяет держать себя в привлекательной физической форме, найти более престижную работу, выглядеть несравнимо лучше нетренированных. Девушкам спорт помогает приобрести красивую фигуру, поддерживать себя в форме, легче выносить и родить малыша. При этом совершенно не имеет значения, какого рода вид спорта это был – плавание, катание на коньках или лыжах, силовые тренировки и многие другие виды спорта в равной степени позволяют держать в тонусе все тело. Необходимо развивать физические качества юных спортсменов. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования – развитие физических качеств юных спортсменов.
Предмет исследования – физические качества.
Цель исследования - рассмотрение динамики развития физических качеств юных спортсменов. Задачи, решаемые в ходе работы:
рассмотреть общие понятия о физических качествах спортсменов;
проанализировать современный подход к раннему спортивному отбору;
рассмотреть способы развития физических качеств юных спортсменов.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
1.1 Общее понятие о физических качествах
Под физическими качествами человека понимается социально обусловленные совокупности психических и биологических его свойств. Другими словами, физические качества – это готовность людей осуществлять какую-либо двигательную деятельность (чаще активную).
Следует особо отметить, что от других качеств личности они отличаются лишь тем, что проявляются во время решения двигательных задач при помощи двигательных действий. Физические способности Физические качества – это что такое? Теперь вам известен ответ на заданный вопрос. Но, рассматривая такие свойства человека, нельзя упомянуть о его способностях.
Так, под физическими способностями понимают приобретенные или врожденные функциональные, а также относительно устойчивые возможности структур организма и его органов, взаимодействие которых приводит к эффективному выполнению двигательных действий. Чем обусловлены? Вышеизложенные представления о физических качествах и способностях человека позволяют сделать следующие виды: В основе воспитания таких свойств, прежде всего, лежит развитие физических способностей человека. Следует также отметить, что чем больше они развиты, тем устойчивей проявляются в решении тех или иных задач (двигательных). Развитие физических способностей зависит от врожденных задатков человека, которые определяют индивидуальные возможности и функции структур организма или отдельных органов. Чем надежней их взаимодействие, тем устойчивей выражение соответствующих способностей. Воспитание физических качеств человека достигается путем решения различных двигательных задач. Что касается физических способностей, то они развиваются через выполнение определенных двигательных заданий.
Как известно, абсолютно любой человек может легко научиться кататься на велосипеде или коньках. Однако это совсем не значит, что каждый способен проехать 100 км на двухколесном друге или пробежать 10 000 метров по скользкому льду. Такие действия смогут полноценно осуществить только те, у кого хорошо развита сила, выносливость, быстрота, ловкость и гибкость. Именно этими словами и обозначаются двигательные физические качества человека.[1] Следует особо отметить, что без достаточного развития таких свойств спортсмен не может мечтать о каких-либо успехах и достижениях. Его основные физические качества развиваются во время регулярных тренировок, а также занятий различными упражнениями. При этом от степени их интенсивности и направленности зависит та или иная физическая подготовка. Так, разностороннее развитие всех качеств называют общей, а необходимых лишь в определенном виде спорта – специальной подготовкой.
Сила человека.
Как физическое качество сила определяется через совокупность определенных способностей, обеспечивающих меру воздействия того или иного человека на внешние объекты или предметы. Как правило, силовые способности людей проявляются только через силу действия (измеряется в килограммах), которая, в свою очередь, развивается благодаря мышечным напряжениям. Ее проявления в той или иной степени зависят от таких внешних и внутренних факторов, как величина отягощений, расположение тела, а также его отдельных элементов в пространстве, и от функционального состояния мышечных тканей человека и его психического состояния. Кстати, именно расположение тела и его отдельных звеньев в пространстве позволяет влиять на величину силы. Это происходит за счет разного растяжения мышечных тканей при разных позах человека. Другими словами, чем больше растянуты мышцы, тем больше величина силы. Помимо всего прочего, физическое качество сила, а точнее ее проявление, зависит от соотношения дыхания и фаз движения. Наибольшая ее величина определяется при натуживании, а наименьшая – при вдохе. Виды сил Сила может быть абсолютной или относительной. Первая определяется без учета массы тела максимальными показателями напряжений мышц. Что касается второй, то такая сила рассчитывается в виде отношения величины абсолютной к собственной массе тела.[3]
Способы развития способностей.
Степень проявления силовых способностей зависит и от количества мышечных тканей, которые вовлечены в работу, а также от особенностей их сокращений. В соответствии с этим различают 2 способа их развития: Использование всевозможных упражнений с максимальными усилиями. Такие задания предполагают выполнение определенных двигательных действий с околопредельными или предельными отягощениями. Такой метод позволяет максимально мобилизовать нервно-мышечный аппарат и давать наибольший прирост силовых способностей. Использование всевозможных упражнений с непредельными отягощениями. Данный способ характеризуется выполнением определенных двигательных действий с максимально возможным числом повторений. Происходит это при небольших отягощениях. Такой метод позволяет выполнить огромный объем работы и обеспечить ускоренный рост мускулатуры. Следует также отметить, что непредельные отягощения неспособны затруднить контроль техники движения. При таком режиме работы результат достигается в течение долгого времени. [5]
Выносливость человека.
Физическое качество выносливость определяется через совокупность определенных способностей, а также поддержание долгой работы в разных зонах мощности (умеренной, большой, околопредельной и максимальной нагрузки). При этом каждой зоне присущ только свой особенный комплекс реакций структур организма и его органов. Длительность механической работы до утомления разделяется на 3 фазы:
1. Абульханова, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова. – М. : Наука, 1980. – 335 с.
2. Агапова, О.И. Реализуется системно-контекстный подход / О.И. Агапова, В.И. Швец, А.А. Вербицкий // Вестн. высш. шк. – 1987. – № 12. – С. 28–34.
3. Акулич, Н.В. Человек и его здоровье : учеб. пособие / Н.В. Акулич, Н.В. Мащенко. – Могилев : Могилев. гос. ун-т им. А.А. Кулешова, 2000. – 160 с.
4. Амосов, Н.М. Сердце и физические упражнения / Н.М. Амосов, И.В. Муравов. – Киев : Здоровье, 1985. – 64 с.
5. Анадварало, А.И. Новые педагогические технологии – фактор повышения качества образования в университете / А.И. Анадварало, Е.С. Шилова // Адукацыя i выхаванне. – 2002. – № 10. – С. 14–18.
6. Ананьев, Б.Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки / Б.Г. Ананьев // Вестник ЛГУ. – 1962. – № 23. – С. 50–52.
7. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К. Анохин. – М. : Медицина, 1968. – 547 с.
8. Анохин, П.К. Теория функциональной системы / П.К. Анохин // Вопросы физиологических наук. – 1970. – № 1. – С. 31–32.
9. Апанасенко, Г.Л. Так можно ли измерить здоровье? / Г.Л. Апанасенко // Советский спорт. – 1987. – 17 мая. – С. 2.
10. Апанасенко, Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теор. и практ. физ. культуры. – 1988. – № 6. – С. 29–31.
11. Апанасенко, Г.Л. Физическое развитие детей и подростков / Г.Л. Апанасенко. – Киев : Здоровье, 1985. – 80 с.
12. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихоло-гического анализа / А.Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
13. Афанасьев, В.Г. О системном подходе в социальном познании / В.Г. Афанасьев // Вопросы философии. – 1973. – № 5. – С. 99–101.
14. Ахлибининский, Б.А. Категориальный аспект понятия интеграции / Б.А. Ахлибининский // Диалектика как основа интеграции научного знания. – Л., 1984. – С. 51.
15. Бабанский, Ю.К. Дидактические проблемы совершенствования учебных комплексов / Ю.К. Бабанский // Проблемы школьного учебника. – Вып. 8. – М. : Просвещение, 1980. – С. 17–34.