Введение
1. Теоретическое обоснование понятия профессионально важных качеств учителя истории
1.1 Понятие и сущность профессиональных качеств педагога
1.2 Специфика преподавательской деятельности учителя истории
2. Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории
2.1 Описание профессии
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Процесс становления профессионализма учителя истории является длительным и требует систематической работы по повышению дидактической компетентности. На протяжении всей своей профессиональной карьеры учителю приходится учиться, совершенствовать свой методический почерк и решать образовательные задачи, связанные с развитием личности учащихся средствами учебного предмета «история».
В профессионализме учителя можно выделить два компонента: объективный и субъективный. К объективному компоненту относятся исторические, психологические, педагогические и дидактические знания, отражающие систему ориентиров профессиональной деятельности, а также владение основными видами педагогической деятельности, проявляющееся в педагогических способностях как формах педагогической активности. К основным видам педагогической деятельности, обеспечивающим эффективное управление образовательным процессом на уровне учебного предмета, относятся гносеологическая, проектировочная, конструкторская, контрольно-оценочная, коммуникативная, ценностно-ориентационная и рефлексивная.
Гуманная педагогическая позиция, психолого-педагогическая компетентность, авторизация педагогического опыта, уровень педагогической культуры определяют профессиональное поведение учителя, придают ему целостность, собственный педагогический почерк, индивидуальный стиль. Поэтому профессиональное поведение может быть оценено не только как соответствующее профессиональной этике, но и по таким показателям, как концептуальность, индивидуальность, креативность, культурность.
Развитие профессионального поведения учителя является длительным процессом и проходит несколько этапов. Его основы закладываются еще при выборе профессии в условиях школы. Этот уровень профессионального поведения можно обозначить как наивно-профессиональный. В условиях педагогической семьи или под влиянием любимого учителя и школы закладывается будущий образ профессионала, который можно обозначить как «педагогический идеал». Результатом этого этапа является выбор профессии учителя. На этапе вузовской подготовки закладываются основы готовности к профессиональной деятельности, на базе которой формируется репродуктивное профессиональное поведение и осознается индивидуальный стиль педагогической деятельности; обеспечивается профессиональная адаптация педагога. Следующим этапом развития профессионального поведения является профессиональное становление и развитие индивидуального стиля в условиях самостоятельной педагогической деятельности. Этот уровень профессионального поведения можно обозначить как индивидуально-педагогический. И завершающим этапом в становлении профессионального поведения является личностно-психологический уровень, который отражает универсальную способность педагога выполнять все функции оптимально, успешно и удовлетворять потребность в личностном развитии.
С позиций педагогической культуры профессиональное поведение учителей с высшим уровнем педагогической культуры отличается устойчивостью и теоретической обоснованностью собственной педагогической позиции, системностью педагогической деятельности, умением творчески решать образовательные проблемы, гибкостью и вариативностью принимаемых в различных ситуациях решений. И, наоборот, профессиональное поведение учителей, для которых характерен «массовый» уровень педагогической культуры, отличается неустойчивостью, несформированностью собственной педагогической позиции и педагогического стиля, бессистемностью, непоследовательностью, неумением творчески разрешать педагогические проблемы. Можно заключить, что профессиональное поведение учителя - это форма практического существования его индивидуальной педагогической культуры.
С этой точки зрения учитель, обладающий высшим уровнем развития педагогической культуры, в профессиональном поведении проявляет следующие качества: принимает ученика как субъекта учения и видит перспективы его развития; выявляет причины поведения детей; принимает педагогически обоснованные решения и решает стратегические педагогические задачи; организует учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся; самостоятельно разрабатывает программы образования; работает в инновационном режиме; демонстрирует образцы поведения культурного человека. Этот уровень профессионального поведения следует определить как личностно-профессиональный.
Высокий уровень профессионального поведения характеризуется необходимыми для педагогической деятельности личностными качествами, педагогическими способностями, творческим поиском путей решения новых педагогических задач, устойчивой потребностью в профессиональном росте, обеспечением хороших результатов в общении и воспитании большинства учащихся.
Степень изученности проблемы. Закономерности и факторы становления личности педагога обоснованы в психологии и акмеологии (Н.А. Аминов, Д.Б. Богоявленская, И.А. Зимняя, А.А. Калюжный, Н.В. Кузьмина , В.А. Левин, А.К. Маркова, Е.Б. Перелыгина, А.В. Хуторской и др.). Отдельные аспекты проблемы исследованы в теории и методике педагогического образования (В.А. Кан-Калик, В.А. Сластёнин, Ю.П. Сокольников и др.).
Исследования Н.М. Зверевой, Е.А. Климова, О.Г. Красношлыковой, М.И. Лукьяновой, В.А. Метаевой, И.В. Просвирниной, Е.Д. Тенютиной, В.А. Толочек посвящены развитию профессиональной компетентности учителя. И.В. Ирхина, И.Е. Малова научно обосновали вопросы развития дидактической системы учителя в профессиональной деятельности в процессе непрерывной методической подготовки.
В методике обучения истории исследуемая проблема являлась предметом пристального внимания известных методистов: Е.Е. Вяземского, П.А. Баранова, А.Т. Степанищева, М.Т. Студеникина, В.В. Шогана.
Вопрос становления профессионального портрета учителя истории обсуждался на страницах журнала «Преподавание истории и обществознания в школе». Для данной работы особый интерес представляет статья известного методиста П.А. Баранова «О модели профессиональной компетентности учителя истории». Автор не только представил структурные компоненты профессиональной компетентности учителя истории, а также наметил перспективы для дальнейшего изучения проблемы.
В статье Н.П. Овчинниковой «Профессиональный портрет учителя истории: теоретический и практический аспекты» характеризуются профессиональные качества учителя истории.
Как показал анализ литературы, проблема изучения профессионально важных качеств современного учителя истории привлекала к себе пристальное внимание педагогов и методистов. В данной курсовой работе делается попытка теоретического представления и практического изучения профессиональных качеств современного учителя истории.
Объект исследования - профессиональная деятельность современного учителя истории.
Предмет исследования - формирование профессионально важных качеств учителя истории.
Цель курсовой работы: изучение профессионально важных качеств учителя истории.
Задачи работы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Изучение специфики преподавательской деятельности учителя истории;
. Исследование профессионально важных качеств учителя истории;
. Разработка профессиограммы по квалификации учитель истории.
. Гипотеза исследования: мы полагаем, что профессионально важные качества должны формироваться в соответствии с профессиограммой.
Новизна исследования заключается в разработке профессиограммы профессии учитель истории.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Алейникова, М.А. Как преодолеть скуку на уроках истории / М.А. Алейникова // Преподавание истории в школе. - 2013. - №9. - С. 64-68.
2. Баранов, П.А. О модели профессиональной компетентности учителя истории / П.А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2014. - №9. - С. 57-62.
3. Баранов, П.А. О тенденциях развития современного школьного исторического образования / П.А. Баранов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - №3. - С. 21-26.
4. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. пособие / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - М.: Академия, 2012. - 496 с.
5. Вилсон, Г. Язык жестов - путь к успеху / Г. Вилсон - СПб: Питер, 2010. - 224 с.
6. Вяземский Е.Е. Историческая наука и историческое образование: некоторые проблемы теории и методологии / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - №3. - С. 13-21
7. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2003. - 384 с.
8. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности в педагогическом мастерстве учителя. - Пермь, 1979.
9. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. - 1975. - №1; Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л., 1967; Крутецкий В.Н. Психология. - М., 1980.
10. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
11. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «032600 - История».