Введение
1. Нормативно-правовые акты, регулирующие электронную коммерцию
2. Сравнительный анализ положений Закона РФ «Об электронной торговле» и Типового закона ЮНИСТРАЛ об электронной торговле
3. Сравнительный анализ положений Закона РФ «Об электронно–цифровой подписи» и «Директивы европейского союза» о подписях и структурной основе сообщества для электронных подписей
4. Недостатки в сфере нормативно-правовой базы, препятствующие развитию электронной коммерции
5. Состояние правовой базы Европейского союза в части налогообложения сделок в электронной форме
6. Анализ федеральной целевой программы «Электронная Россия» и ее недостатки
Заключение
Список использованной литературы
В современном мире, мире стремительного развития информационных технологий, мире научно–технического прогресса, все большее значение приобретают информационные технологии. 21 век по праву назван веком информационных технологий.
Но нельзя не учесть тот факт, что столь стремительное развитие порождает необходимость правового регулирования области информационных технологий и всех связанных с ней процессов. Появились новые понятия, такие как «электронное декларирование», «электронная коммерция», «ЭЦП (электронно–цифровая подпись)», «спец–оператор связи», «электронная сделка» и т.п. Стоит отметить, что имеющееся законодательство не имеет четко регламентированного порядка и определения по ряду новых понятий в части электронного документооборота.
Актуальность исследования обозначенных выше вопросов не оставляет никакого сомнения. В данной работе была рассмотрена одна из наиболее интересных тем для обсуждения – тему правого регулирования электронной коммерции, остановимся на основах законодательства, регламентирующих данную область, рассмотрим проблемные вопросы новой области.
Цель исследования заключается в анализе комплекса теоретических положений по регулированию электронной предпринимательской деятельности.
Для реализации цели исследования поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть сущность и особенности электронной предпринимательской деятельности, уточнить используемую терминологию;
проанализировать действующий российский механизм регулирования в сфере электронной предпринимательской деятельности, выявить и обобщить проблемы;
исследовать существующие за рубежом модели налогообложения реализации услуг в сфере электронной предпринимательской деятельности, рассмотреть положения международных организаций по унификации налогообложения данного вида деятельности.
Объектом исследования являются отношения, возникающие при реализации услуг в сфере электронной предпринимательской деятельности.
Предметом исследования является российская и зарубежная системы регулирования в сфере электронной предпринимательской деятельности.
1. Нормативно-правовые акты, регулирующие электронную коммерцию
Российское законодательство имеет определенные средства для регулирования проводимой в Интернете коммерческой деятельности.
Кроме Гражданского кодекса и Закона «О защите прав потребителей», существует ряд других законодательных актов, призванных регулировать экономические отношения в сфере электронной торговли.
Федеральный закон «Об электронной подписи» регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий [11, С.65].
Федеральный закон «О связи» устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; при применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. Положения данного закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации [9, С.80].
Существовавшие два закона, Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» и Федеральный закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», ныне утратили силу. Теперь экономические отношения, возникающие в данной сфере, регулируются четвертой частью Гражданского кодекса, разд. 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
Осуществление электронной коммерции было бы затруднено без существования банковских платежных карт. Соответственно, также было принято несколько законов, регулирующих данную сферу деятельности: Положение Банка России «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».
Продажа товаров населению по безналичным расчетам посредством кредитных карточек подпадает под действие Закона Российской Федерации «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Также в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации утвердило Правила продажи товаров дистанционным способом.
Что касается зарубежного законодательства в области регулирования электронной коммерции, то сразу можно назвать типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятый ООН в 1996 г. Сфера действия данного закона распространяется на любую информацию, представленную в цифровом либо аналоговом виде и используемую в торговой деятельности.
Закон призван регулировать договорные и недоговорные отношения, связанные с осуществлением следующих сделок (но не ограничиваясь ими): любые торговые сделки о поставке товаров или услуг или обмене товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; торговое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; консалтинг; инжиниринг; купля-продажа лицензий; инвестирование и финансирование; банковские услуги; страхование; соглашение об эксплуатации и концессии; совместная деятельность и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества [12, С.77].
2. Сравнительный анализ положений Закона РФ «Об электронной торговле» и Типового закона ЮНИСТРАЛ об электронной торговле
Словосочетания «электронная торговля» и «электронная коммерция» хоть и не прочно, но уже закрепились в правовой терминологии. Однако общепризнанного определения в российской правовой доктрине они пока не получили.
В литературе термины «электронная торговля» и «электронная коммерция» часто употребляются как синонимы. При этом понятие «электронная коммерция» используется в основном при анализе зарубежного опыта применения Интернета в предпринимательской деятельности. А словосочетание «электронная торговля» получило большее распространение в российских нормативных актах [14, С.121].
В современном понимании электронная торговля предполагает не только торговлю информацией. Объектом электронной торговли потенциально может являться любой объект традиционной торговли. При этом под торговлей следует понимать не только договор купли–продажи, но и заключение любых иных видов хозяйственных договоров. Так, в рамках материалов ВТО электронная коммерция подразумевает распределение, маркетинг, продажу или поставку товаров и услуг с помощью электронных средств связи.
В 1996 году был принят Типовой закон ЮНИСТРАЛ об электронной торговле и Руководство по его применению. И хотя сам Типовой закон об электронной торговле не содержит определения электронной торговли, из содержания этого закона и Руководства по его применению можно сделать вывод, что под электронной торговлей понимается заключение торговых сделок с помощью электронного обмена данными и других средств передачи данных, которые предусматривают использование альтернативных бумажным формам методов передачи и хранения информации. При этом, как указано в статье 17 Типового закона (примечание 5), «термин «торговая» следует толковать широко, с тем чтобы он охватывал вопросы, вытекающие из всех отношений торгового характера, как договорных, так и недоговорных. Отношения торгового характера включают следующие сделки, не ограничиваясь ими: любые торговые сделки на поставку товаров или услуг или обмен товарами или услугами; дистрибьюторские соглашения; коммерческое представительство и агентские отношения; факторинг; лизинг; строительство промышленных объектов; предоставление консультативных услуг; инжиниринг; купля/продажа лицензий; инвестирование; финансирование; банковские услуги; страхование; соглашения об эксплуатации или концессии; совместные предприятия и другие формы промышленного или предпринимательского сотрудничества; перевозка товаров и пассажиров воздушным, морским, железнодорожным или автомобильным транспортом» [10, С.65].
В России разработано несколько законопроектов, призванных регулировать электронную торговлю. Все эти законопроекты в основном опираются на упомянутый Типовой закон ЮНИСТРАЛ об электронной торговле.
В соответствии с одним из проектов закона «Об электронной торговле», электронная торговля определяется как заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля–продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.