Введение
Глава 1. Эпоха Просвещения как духовно-интеллектуальное движение конца XVII – начала XIX вв
1.1. Зарождение Просвещения в Европе и Северной Америке
1.2. Исторические предпосылки и особенности русского Просвещения
Глава 2. Реформаторы русского литературного языка в эпоху Просвещения
2.1. Русский язык в мировой культуре
2.2. Особенности развития русского литературного языка в XVIII в
2.3. Основополагающая роль М.В. Ломоносова в процессе формирования русского литературного языка
2.4. Вклад Д.Фонвизина в развитие и совершенствование русского литературного языка
2.5. Роль и значение Г.Р. Державина в формировании русского литературного языка
2.6. Реформаторская деятельность А.С. Пушкина
Заключение
Список литературы
Литературный язык - это исторически сложившийся нормированный язык, являющийся важной и наиболее совершенной формой речевого общения между всеми членами объединяемого с помощью этого языка коллектива людей. Понятие «литературный язык» многопланово, поскольку он обладает такими признаками, как историчность, поливалентность, 3) нормированность, обработанность, упорядоченность, стилистическая дифференциация. Среди прочего, историчность литературного языка проявляется в том, что на разных этапах своего развития он постоянно подвергался как структурным, так и функциональным изменениям.
Семантика языка, его многовековые традиции, дух – должны бережно сохраняться. Вопросы языкознания, истории и культуры, их соотношение и взаимовлияние остаются актуальными и в наши дни. Язык как зеркало и инструмент этнической культуры выполняет двоякую функцию как отражения, так и созидания. Языковая культура может быть рассмотрена как высший атрибут человеческого бытия.
Вопросы истории русской культуры эпохи Просвещения, ее связи с русской культурой различных периодов, методологические основания изучения этих связей, нашли свое отражение в многочисленных публикациях отечественных и зарубежных исследователей. Таковы труды общеисторические П. Н. Милюкова, В. О. Ключевского, А. С. Данилевского, Н. А. Бердяева, С. С. Аверинцева; историко-философские Т. В. Артемьевой, А. Ф. Лосева, А. И. Новикова, М. Н. Громова, А. А. Галактионова, И. А. Щипанова, В. С. Никоненко, Н. Ф. Козлова, а также труды таких культурологов, как А. М. Арнольдов, В. В. Селиванов, И. Н. Уханова, В. С. Библер, В. Л. Цымбургский, А.А. Свириденко, С. Н. Иконникова, С. Т. Махлина, Ю. В. Перов, Э. В. Соколов, Ю. М. Шор, М. Я. Корнеев, А. И. Белецкий, А. Каменский, И. В. Кондаков. Наиболее полно прослежены особенности развития и становления русского литературного языка, в том числе в культурно-историческом контексте в работах В.В. Виноградова, А.И. Ефимова, А.И. Горшкова, Т.П. Баженовой, Э.Л. Афанасьева, С.К. Булича, А.Б. Бушуева, А.М. Камчатнова, Л.В. Щербы и других.
Объект исследования в работе – русский литературный язык.
Предмет – особенности формирования русского литературного языка в эпоху Просвещения.
Цель работы – проследить особенности формирования и развития русского литературного языка эпохи Просвещения в культурно-историческом контексте.
На выполнение поставленной цели направлено решение соответствующих задач:
- рассмотреть особенности эпохи Просвещения как интеллектуального и духовного движения конца XVII – начала XIX вв., определить исторические предпосылки возникновения и развития русского Просвещения;
- проследить развитие русского литературного языка в XVIII в.;
- проанализировать значение деятельности таких реформаторов русского литературного языка в эпоху Просвещения, как М.В. Ломоносов, Д.И.Фонвизин, Г.Р. Державин, А.С.Пушкин.
Структура работы включает введение, в котором обозначены актуальность, объект и предмет, поставлена цель и задачи на ее достижение; основной части, в ходе которой раскрывается тема работы и решаются поставленные задачи, и заключения, в котором подытожены результаты работы.
Глава 1. Эпоха Просвещения как духовно-интеллектуальное движение конца XVII – начала XIX вв.
1.1 Зарождение Просвещения в Европе и Северной Америке
Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума.
Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671-1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в «Двух трактатах о государственном правлении» (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.
В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В «Персидских письмах» (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом.