Введение
1. Сущность технологий социальной работы молодых инвалидов и информационных технологий
1.1. Технологии социальной работы с молодыми
инвалидами
1.2. Информационное неравенство инвалидов как фактор, препятствующий социальному развитию личности
2. Роль интернета в технологии социальной работы с молодыми инвалидами
2.1. Инновационные возможности интернет - технологий в жизни молодых инвалидов
2.2. Роль IТ в образовании и трудоустройстве инвалидов
Заключение
Литертатура
С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всем мире, и в России в частности, появился новый вид мобильности - мобильности нематериальных вещей: информации, идей и вкусов. Он неизмеримо повышает движение капиталов, товаров и услуг, стимулирует предпринимательскую деятельность, развитие торговли, занятость, дает возможность более эффективно и творчески решать различные экономические и социальные проблемы, позволяет людям шире использовать свой потенциал.
Какое же значение имеет интернет в нашей с вами жизни, жизни людей с ограниченными возможностями? Конечно, огромное. Молодые инвалиды, интернет спешит на помощь и становится нашим другом.
Он позволяет нам раздвинуть рамки ограничений весьма широко. Прежде всего, в общении, как нам его не хватало. Теперь появилась возможность переписываться, созваниваться с родственниками и друзьями. Заводить новые знакомства по всему миру. В наше время предлагать дружбу абсолютно не знакомым людям вполне нормально.
Для общения друзей созданы социальные сети, в которых многие зарегистрированы и ведут активное участие в сообществах.
Друзья, соц. сети позволяют нам стать на только участником, но и создателем собственной группы. Если у вас есть живой интерес к какому-либо делу, хобби, увлечению, вы можете организовать сообщество. Приглашаете туда людей, увлеченных вашей идеей, и общаетесь со своими единомышленниками.
Кто-то из вас накопил опыт в производственной деятельности и готов им поделиться. Это прекрасная возможность самореализоваться, передав свои знания другим. Нахождение, в постоянно обновляющемся информационном потоке, позволяет почерпнуть что-то новое для себя.
Это все и является актуальностью моей работы. Целью работы является рассмотрение информационных технологий, как помощь в социальные работы молодыми инвалидам.
Задачами работы являются:
- рассмотреть технологию социальной работы молодых инвалидов и информационных технологий.
- рассмотреть какие роли интернет играет в жизни молодых инвалидов
1. Сущность технологий социальной работы молодых инвалидов и информационных технологий
1.1. Технологии социальной работы с молодыми
инвалидами
Согласно Декларации о правах инвалидов, инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично свои потребности нормальной личной и социальной жизни в силу недостатка его физических или умственных способностей.
Термин «инвалидность» имеет латинские корни и происходит от слова invalidus, что в переводе означает «немощный», «слабый». Данное понятие употребляется, когда необходимо охарактеризовать физическое или психическое состояние личности, которая в силу определенных обстоятельств постоянно или на протяжении длительного времени ограничена либо полностью лишена трудоспособности. Это, в свою очередь, предполагает ограниченность, обусловленную наличием какого-либо дефекта (врожденного либо приобретенного). Дефект, в свою очередь, или как его еще называют нарушение, представляет собой утрату или отклонение от нормы любой функции организма.[10]
Что касается термина «инвалид», то в буквальном смысле под ним понимается «непригодный». Так называют человека, страдающего нарушением здоровья, умеренным или значительным расстройством различных функций или систем организма, являющимся результатом заболеваний или последствием травм. В результате можно говорить об ограничении жизнедеятельности, которая заключается в полной либо частичной утрате возможности ухаживать за собой, передвигаться без посторонней помощи, вступать в диалог с окружающими, внятно высказывать свои мысли, ориентироваться в пространстве, контролировать действия, отвечать за поступки, получать образование, работать. [14]
Критерии групп инвалидности используются специалистами, проводящими медико-социальную экспертизу, для того чтобы определить условия, в соответствии с которыми устанавливается степень ограничения способностей индивидуума. В представленной последовательности идей следует также разъяснить значение словосочетания «реабилитация инвалидов». Она представляет собой систему и одновременно поэтапный процесс восстановления тех или иных способностей человека, без которых невозможна его бытовая, общественная и, соответственно, профессиональная деятельность.
Инвалидность молодежи значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность затрудняет и возможность полноценных социальных контактов человека. Отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, влияющую на еще большую изоляцию молодых инвалидов. За последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями в стране постоянно увеличивается. Рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей и даже не части населения, а всего общества в целом и главной задачей государства в данном направлении становится обеспечение социальной реабилитации молодых людей. Целью социально-реабилитационной работы является обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития молодого человека, имеющего нарушения, а также максимальное развитие его потенциала. Социально-реабилитационная работа проводится посредством использования определенных технологий. Технологии социальной работы с инвалидами предполагают последовательность действий, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями. Результатом применения технологий является полное или частичное восстановление способностей молодого инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. [10, c. 71 - 73]
Социальные технологии включают в себя: социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию, социально-психологическую, социально-педагогическую и социокультурную реабилитацию, физкультурнооздоровительные мероприятия и спорт. Выбор и реализация технологий социальной работы 249 во многом зависят от жизненной проблемы, и определяется с учетом ресурсов молодого человека, с ограниченными возможностями здоровья. Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности к самообслуживанию, передвижению и самостоятельной ориентации во времени и пространстве.
Социально- средовая ориентация — это процесс подготовки молодого инвалида к выполнению общественной, профессиональной и семейной деятельности, формирование навыков общения, самоконтроля, и др. Основными формами в данной технологии выступают практические занятия, на которых закрепляются практические навыки и умения, социальные тренинги, игра. Еще одной немаловажной формой являются экскурсии, в ходе которых формируются представления о социальной инфраструктуре.
Одной из наиболее важных технологий социальной работы с молодыми инвалидами является социокультурная реабилитация. Главной ее целью является психофизическое и эмоциональное оздоровление и развитие человека с ограниченными возможностями. Понятие социокультурная реабилитация характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.