Введение
1.Особенности профессии социального педагога
2. Нравственный характер образовательного процесса
- Понятие нравственности
Заключение
Список использованной литературы
Курсовая работа|Социальная работа
Авторство: gotovoe
Год: 2016 | Страниц: 33
Введение
1.Особенности профессии социального педагога
2. Нравственный характер образовательного процесса
Заключение
Список использованной литературы
Пожалуй, трудно назвать проблемы, которые также давно волнуют человечество, как проблемы нравственности. Широк круг людей, проявляющих интерес (научный, деловой, обывательский) к упорядочению человеческих взаимоотношений. Если взять к примеру, трактат древнеримского врача Галена «Гигиена страстей, или нравственная гигиена», исследования известного экономиста А.Смита по теории нравственных чувств, занимательнейшее изложение основ нравственности, представленное русским физиологом И.И. Мечниковым в «Этюдах о природе человека», то можно убедиться, насколько исторически продолжителен и настроен интерес к нравственности у людей самых разных профессий и увлечений.
И.И. Мечников писал, что «решение задач человеческой жизни должно неизбежно повести к более точному определению основ нравственности. Последняя должна иметь не непосредственное удовольствие, а завершение нормального цикла существования. Для того чтобы достигнуть этого результата, люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь».
Итак, суть нравственности как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила ряд теоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, на законах человеческого самосохранения.
С подобной позицией нельзя не согласиться. В самом деле, создание условий жизнедеятельности для человека, при наличии которых его психосоматические характеристики совершенствуются, выступает, например, в качестве одного из важнейших требований морали. Однако Г. Селье категоричен, а потому и абсолютизирует роль биологических законов в конституировании решающее слово за социальным образом жизнедеятельности людей. Не случайно нравственность общепризнанно выступает как общественное явление.
Нравственность как общественное явление теоретически расчленяется по меньшей мере на два уровня – отношения и сознания. Под нравственностью можно понимать направленность отношений личности к людям, к материальным и духовным ценностям, к окружающей ее природой ко всему живому миру. Нравственность выражает меру осознания личностью своей ответственности перед обществом за свое поведение, за исполнение своих обязанностей и реализацию прав.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что характерной тенденцией развития социалистического общества является возрастание в нем нравственного начала. В этой связи можно зафиксировать ряд закономерностей общего процесса развития нравственности как выражение объективных потребностей социалистического строительства.
Научная база современного управления широко представлена различными теоретическими и прикладными отраслями знаний. Среди них должное место призвана занимать этика как специальная научно-теоретическая дисциплина и как нормативно- прикладная область знаний, профессионально вооружающая организаторов производства.
Объектом исследования является работа социального педагога по обеспечению нравственного характера образовательного процесса в общеобразовательной школе.
Предмет исследования составляет специфика работы социального педагога по обеспечению нравственного характера образовательного процесса в общеобразовательной школе.
Цель исследования – исследовать специфику работы социального педагога по обеспечению нравственного характера образовательного процесса в общеобразовательной школе.
-Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- определить особенности профессии социального педагога;
- рассмотреть нравственный характер образовательного процесса;
- проанализировать понятие нравственности.
Таким образом, задачи исследования определяют структуру и содержание работы: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены особенности профессии социального педагога; во второй главе определен нравственный характер образовательного процесса; в третьей главе проанализировано понятие нравственности. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания послужили методологической основой исследования в работе.
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова педагог, которое ассоциируется прежде всего с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка – «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление. [1]
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.
С этой точки зрения, а также функционально деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социального педагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста. [2]
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.), специфика учреждения, в котором он работает (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.).
Поэтому представляется необходимым дать описание профессиональной деятельности социального педагога, раскрыть ее задачи и функции с учетом специфических видов этой деятельности, типов учреждений, в которых может работать социальный педагог, и видов помощи, которые могут быть оказаны ребенку.
Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель). [3]
Схематично это можно представить следующим образом:
Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности. Разберем последовательно каждый элемент схемы, начиная с ее определяющего элемента – объекта.
Объектом, деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.
1. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М.: Центрполиграф, 2011. - 210 с.
2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2012. - 364 с.
3. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. - М.: «Генезис», 2014. - 232 с.
4. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2012. - 328 с.
5. Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: история, состояние, тенденции, перспективы. - М.: Флинта, 2011. - 512 с.
6. Меновщиков В.Ю. Рабочая книга психолога социальной защиты. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 304 с.
7. Опыт реализации молодежной семейной политики в субъектах Российской Федерации. - М., 2014. - 164 с.
8. Организация деятельности специалистов по работе с семьей и детьми. - СПб., 2014.-132c.
9. Организация, управление и администрирование в социальной работе. – М.: Юрайт, 2012. – 432 с.
10. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М., 2013. - 289c.
11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд-е, испр. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 395 с.
12. Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска» / Под научной редакцией С.А. Лисицина, С.В. Тарасова. - СПб.: Изд-во ЛОИРО, 2012. - 228 с.
13. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 476 с.
14. Пембертон К., Ричман Б. Предоставление социальной помощи на местном уровне. Методическое пособие для руководителей органов социальной защиты. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2012. - 276с.
15. Под редакцией Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. Организация, управление и администрирование в социальной работе. – М.: Юрайт, 2011. – 432 с.
16. Ростовская Т.К. Молодая семья в современном российском обществе. - Иваново: Изд-во Иван. Гос. Ун-та, 2015. - 307 с.
17. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: высшая школа, 2011- 392 с.
18. Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа» / под ред. В.С. Кукушина – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2013 – 336 с.
19. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2010. – 272 с.
20. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2015. - 580 с.
21. Социальная работа: теория и практика / Под ред. А. Сорвина. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 420 с.
22. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010.Ч. II. - 212 с.
23. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. ТЗЗ Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2009. - 334 с.
24. Технология социальной работы. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 480 с.
25. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - 432 с.
26. Харин К.С. Право социального обеспечения: Учеб. пособие, в 2ч.:ч.1/СПбГУАП.СПб.,2010г. - 360с.
27. Хижный Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. – М.: ИНИОН РАН, 2012. – 272 с.
28. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 240 с
29. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2011. - 432 с.
30. Энциклопедия социальной работы. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2015. - 752 с.
31. Энциклопедия социальных практик. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 660 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!