Курсовая работа|Литература

Сатирические приемы в произведении Э.Роттердамского Похвала глупости

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 33

Введение

Глава I. Литература в эпоху Средневековья

1.1 Литература о дураках и Эразм Роттердамский

1.2 Средства выразительности художественной речи

Выводы по первой главе

Глава II. Сатирические приемы в произведении Э.Роттердамского «Похвала глупости»

2.1. История создания и проблематика «Похвалы глупости»

2.2. Сатирические приемы в произведении

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

 

В истории литературы существует множество авторов, которые жили и творили много лет назад, но их имена всё ещё известны читателям всего мира. Одним из таких писателей является Эразм Роттердамский. Сатира «Похвала глупости», написанная в 1509году, является из известнейших его произведений, которое обогатило раннегуманистическую традицию немецкой литературы о дураках.

Данное исследование будет посвящено изучению сатирических приёмов, которые использовал Эразм Роттердамский в своём произведении «Похвала глупости».

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на то, что с момента написания сатиры Эразма Роттердамского «Похвала Глупости» прошло уже более 500 лет, интерес к данному произведению не угас. Высмеиваемые автором пороки общества присущи людям и по сей день.

Объектом данного исследования являются сатирические приёмы в художественном произведении, а в качестве предмета данного исследования выступают языковые средства их реализации.

Цель исследования – определить, какими средствами выразительности речи пользуется автор для выражения сатиры в произведении.

Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:

- ознакомиться с биографией Эразма Роттердамского;

- изучить немецкую литературу средневековья;

- изучить литературу о сатире;

- дать определение понятию «сатира»;

- изучить различные сатирические приёмы в литературе и языковые средства их выражения в произведении Э.Роттердамского «Похвала Глупости»;

- изучить и дать характеристику литературы о дураках.

В соответствии с целями и задачами исследования в работе были использованы следующие методы: метод лингвистического описания, метод контекстуально-интерпретирующего анализа, биографический метод, метод структурно-стилистического анализа, метод компонентного анализа.

В качестве материала исследования послужило произведение Эразма Роттердамского «Похвала глупости».

Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, которые состоят из разделов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников литературы.

 

Глава I. Литература в эпоху Средневековья

1.1 Литература о дураках и Эразм Роттердамский

Средние века – это длительный период в истории, который как бы соединяет античность с эпохой Возрождения. Средневековье характеризуется аскетизмом, господством христианства, разрушением античных памятников. В этот период было сделано множество научных и географических открытий, появлялись новые направления и жанры в искусстве в целом.

Именно в средние века появились такие литературные жанры, как роман, сонет, баллада и др. Ведущим жанром в литературе Средневековья были эпические поэмы, в которых важную роль всегда играл верный вассал своего сюзерена.

Литература о дураках – это особый род сатиры, который основан на том, что дураки являются носителями различных социальных пороков, которые и обличаются в произведении. Есть и другой вариант: дурак высмеивает людей якобы здравомыслящих, а на самом деле пребывающих в неразумении, в то время как мнимый дурак является носителем истины. Корни литературы о дураках уходят в далекое прошлое, в античность. В средние века многие сюжеты литературы о дураках кочевали из одной страны в другую, из жанра в жанр.

Непосредственным источником литературы о дураках стал так называемый праздник дураков. Это было средневековое карнавальное действо, которое устраивалось обычно на масленицу. Ряженые в этот день водили хороводы, выбирали короля уродов и дураков. Литература о дураках стала особенно актуальна в период Крестьянской войны и Реформации.

Литература о дураках – особый род сатиры, основанный на том, что дураки как носители различных  социальных пороков являются объектами обличения. Но может быть и совсем наоборот. Дурак может высмеивать людей якобы здравомыслящих, а на самом деле находящихся в неразумении. Тогда как мнимый глупец является носителем истины. У «дурацкой литературы» глубокие корни идущие от античности.  В средние века многие сюжеты «дурацкой литературы» становились бродячими, переходя из страны в страну, из жанра в жанр [14; с.48].

Непосредственным истоком «дурацкой литературы» стал так называемы праздник дураков – средневековое карнавальное действие, показывающее привычные ритуалы. Представление устраивалось обычно на масленицу, ряженые, надев глупые личины, водили хороводы, затевали потешные потасовки, выбирали короля уродов и дураков. Происходило игровое освоение реальности, оказавшее влияние на словесное искусство. Обличительная  «дурацкая литература» приобрела особую актуальность в период Крестьянской войны и Реформации [14; с.48]

Искусство и литература по ту сторону Альп ориентировались на бюргерскую среду и были самым тесным образом связаны с церковной реформацией. В Германии Ренессанс сохранял интерес к церковной проблематике, наблюдалось сатирическое осмеяние католического мира, звучала проповедь благочестия. При чем главной добродетелью почиталась бедность и скромность. Немецкие гуманисты рассуждали так: богатство разделяет людей, а бедность уравнивает [14; с. 49].

  Себастьян Брант (1457 или 1458—1521) — представитель раннего немецкого гуманизма. Наиболее значительное его произведение сатирико-дидактическое «зерцало» «Корабль дураков» (1494), в котором критика общественных нравов сочетается с дидактикой — стремлением привить бюргерству добропорядочное поведение [13; с. 10] из корабля.

Вслед за Себастианом Брантом традиции немецкой простонародной литературы о дураках использовал в своем сочинении наиболее значительный представитель гуманистического движения Северной Европы Дезидерий Эразм Роттердамский – сатирик, философ, богослов писавший на латыни.

Дезидерий Эразм Роттердамский – крупнейший ученый Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Он родился 28 октября 1469 года в Нидерландах. Родители дали ему имя Гергард, то есть желанный, — имя, из которого, путём обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним Desiderius Erasmus, заставивший забыть его настоящее имя1. Он обучался на дому, затем несколько лет провёл в монастыре, совершенствуя свои познания в латинском и греческом языках. В 18 лет Эразм Роттердамский по велению опекунов был вынужден отправиться в монастырь, где провел среди послушников шесть лет. Такая жизнь ему была не по нраву, и он в конце концов сбежал. Эразм Роттердамский, биография которого переписана тысячи раз, был интереснейшей личностью. Сочинения Лоренцо Виллы, как и других итальянцев, произвели на него большое впечатление. В результате Эразм стал активно поддерживать гуманистическое движение, стремившееся возродить античные идеалы красоты, истины, добродетели и совершенства. Дальнейшее образование Эразм Роттердамский получал в Париже, в период между 1492 и 1499 годами. Он числился на богословском факультете, однако занимался изучением античной литературы. В 1499 году Эразм переехал в Англию. Там он был принят в Оксфордский кружок гуманистов. Здесь он сформировал свою философско-этическую систему. В 1521-1529 годах Эразм жил в Базеле. Здесь он сформировал кружок гуманистов. Кроме этого, он много путешествовал и интересовался культурой разных народов. Основные вопросы, которыми интересовался Эразм Роттердамский, касались филологии, этики и религии [8; с. 109]. Он изучал и издавал работы раннехристианских писателей и древних авторов. Эразм создавал и развивал различные приемы толкования и критики. Большое значение имеет сделанный им перевод «Нового завета». Исправляя христианские источники и толкуя их, он надеялся обновить богословие. Однако, вопреки своим намерениям, дал начало рационалистической критике Библии.

  1. Безелянский, Ю. Культовые имена: от Эразма Роттердамского до Умберто Эко / Ю. Безелянский. – М.: ОАО «Радуга», 2004. – 422 с.
  2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2007. – 320с.
  3. Вавилова Т.В. О понятии сарказма // Вестник МГЛУ, 2010. - №596. – С.147-154.
  4. Введение в литературоведение: Учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680с.
  5. Введение в литературоведение: учебник для бакалавров / Н. Л. Вершинина и др. ; под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 479с.
  6. Гомлешко Б.А. Прагматические функции иронии в тексте // Вестник АГУ, 2008. - №3. – С.1-3.
  7. Григорьева Е.А., Софронова Л.В. Compendium Vitae Эразма Роттердамского: автобиография ренессанского ученого // Научные ведомости, 2014. - №5. – С.60-67.
  8. История немецкой литературы. В 3Т. Т1: Пер. с нем. / Общ. Ред. А. Дмитриева. –М.: Радуга, 1985.- 355с.
  9. История западноевропейской литературы: Средние века и Возрождение / М. П. Алексеев, В. М. Жирмунский. – М.: Высшая школа, 2000. – 461 с.
  10. Колотуша В.В. Vi victa vis est: проблема силового принуждения в истории философской мысли и современном социогуманитарном знании // Пространство и время, 2013. - №1. – С.1-21.
  11. Олесик А.В., Моисеева Л.С. Средства художественной выразительности в формулах обращений // Социально-экономические явления и процессы, 2013. - №3. – С.169-174.
  12. Пинский, Л. Эразм Роттердамский / Л. Пинский // Роттердамский Эразм. Похвала Глупости. – М.: Худож. лит., 1983. – С. 5-43.
  13. Пронин В.А. История мировой литературы и искусства. – М.: МИЭМП, 2010. – 407с.
  14. Пронин В.А. История немецкой литературы: Учеб.пособие. – М.: Университетская книга:Логос, 2007. – 384с.
  15. Раевская Н.Ю., Соловьева Т.В. Философия Эпохи Возрождения. – СПб., 2007. – 62с.
  16. Роттердамский Э. Похвала глупости. – М.: Государственное издательство художественной литературы, – 90с.
  17. Субботин, А. Л. Слово об Эразме Роттердамском / А. Л. Субботин // Роттердамский Эразм. Похвала Глупости. – М.: Советская Россия, 1991. – С. 5-24.
  18. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. — Т. 1: Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512с.
  19. Хатина Н.В. Мировая литература от Античности до Ренессанса. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. -192с.
  20. Шилихина К.М. Метафора и ирония // Вестник ВГУ, 2009. - №2. – С.39-41.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское