Введение
Глава I. Литература в эпоху Средневековья
1.1 Литература о дураках и Эразм Роттердамский
1.2 Средства выразительности художественной речи
Выводы по первой главе
Глава II. Сатирические приемы в произведении Э.Роттердамского «Похвала глупости»
2.1. История создания и проблематика «Похвалы глупости»
2.2. Сатирические приемы в произведении
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
В истории литературы существует множество авторов, которые жили и творили много лет назад, но их имена всё ещё известны читателям всего мира. Одним из таких писателей является Эразм Роттердамский. Сатира «Похвала глупости», написанная в 1509году, является из известнейших его произведений, которое обогатило раннегуманистическую традицию немецкой литературы о дураках.
Данное исследование будет посвящено изучению сатирических приёмов, которые использовал Эразм Роттердамский в своём произведении «Похвала глупости».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, несмотря на то, что с момента написания сатиры Эразма Роттердамского «Похвала Глупости» прошло уже более 500 лет, интерес к данному произведению не угас. Высмеиваемые автором пороки общества присущи людям и по сей день.
Объектом данного исследования являются сатирические приёмы в художественном произведении, а в качестве предмета данного исследования выступают языковые средства их реализации.
Цель исследования – определить, какими средствами выразительности речи пользуется автор для выражения сатиры в произведении.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
- ознакомиться с биографией Эразма Роттердамского;
- изучить немецкую литературу средневековья;
- изучить литературу о сатире;
- дать определение понятию «сатира»;
- изучить различные сатирические приёмы в литературе и языковые средства их выражения в произведении Э.Роттердамского «Похвала Глупости»;
- изучить и дать характеристику литературы о дураках.
В соответствии с целями и задачами исследования в работе были использованы следующие методы: метод лингвистического описания, метод контекстуально-интерпретирующего анализа, биографический метод, метод структурно-стилистического анализа, метод компонентного анализа.
В качестве материала исследования послужило произведение Эразма Роттердамского «Похвала глупости».
Курсовая работа включает в себя введение, 2 главы, которые состоят из разделов, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников литературы.
Глава I. Литература в эпоху Средневековья
1.1 Литература о дураках и Эразм Роттердамский
Средние века – это длительный период в истории, который как бы соединяет античность с эпохой Возрождения. Средневековье характеризуется аскетизмом, господством христианства, разрушением античных памятников. В этот период было сделано множество научных и географических открытий, появлялись новые направления и жанры в искусстве в целом.
Именно в средние века появились такие литературные жанры, как роман, сонет, баллада и др. Ведущим жанром в литературе Средневековья были эпические поэмы, в которых важную роль всегда играл верный вассал своего сюзерена.
Литература о дураках – это особый род сатиры, который основан на том, что дураки являются носителями различных социальных пороков, которые и обличаются в произведении. Есть и другой вариант: дурак высмеивает людей якобы здравомыслящих, а на самом деле пребывающих в неразумении, в то время как мнимый дурак является носителем истины. Корни литературы о дураках уходят в далекое прошлое, в античность. В средние века многие сюжеты литературы о дураках кочевали из одной страны в другую, из жанра в жанр.
Непосредственным источником литературы о дураках стал так называемый праздник дураков. Это было средневековое карнавальное действо, которое устраивалось обычно на масленицу. Ряженые в этот день водили хороводы, выбирали короля уродов и дураков. Литература о дураках стала особенно актуальна в период Крестьянской войны и Реформации.
Литература о дураках – особый род сатиры, основанный на том, что дураки как носители различных социальных пороков являются объектами обличения. Но может быть и совсем наоборот. Дурак может высмеивать людей якобы здравомыслящих, а на самом деле находящихся в неразумении. Тогда как мнимый глупец является носителем истины. У «дурацкой литературы» глубокие корни идущие от античности. В средние века многие сюжеты «дурацкой литературы» становились бродячими, переходя из страны в страну, из жанра в жанр [14; с.48].
Непосредственным истоком «дурацкой литературы» стал так называемы праздник дураков – средневековое карнавальное действие, показывающее привычные ритуалы. Представление устраивалось обычно на масленицу, ряженые, надев глупые личины, водили хороводы, затевали потешные потасовки, выбирали короля уродов и дураков. Происходило игровое освоение реальности, оказавшее влияние на словесное искусство. Обличительная «дурацкая литература» приобрела особую актуальность в период Крестьянской войны и Реформации [14; с.48]
Искусство и литература по ту сторону Альп ориентировались на бюргерскую среду и были самым тесным образом связаны с церковной реформацией. В Германии Ренессанс сохранял интерес к церковной проблематике, наблюдалось сатирическое осмеяние католического мира, звучала проповедь благочестия. При чем главной добродетелью почиталась бедность и скромность. Немецкие гуманисты рассуждали так: богатство разделяет людей, а бедность уравнивает [14; с. 49].
Себастьян Брант (1457 или 1458—1521) — представитель раннего немецкого гуманизма. Наиболее значительное его произведение сатирико-дидактическое «зерцало» «Корабль дураков» (1494), в котором критика общественных нравов сочетается с дидактикой — стремлением привить бюргерству добропорядочное поведение [13; с. 10] из корабля.
Вслед за Себастианом Брантом традиции немецкой простонародной литературы о дураках использовал в своем сочинении наиболее значительный представитель гуманистического движения Северной Европы Дезидерий Эразм Роттердамский – сатирик, философ, богослов писавший на латыни.
Дезидерий Эразм Роттердамский – крупнейший ученый Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов». Он родился 28 октября 1469 года в Нидерландах. Родители дали ему имя Гергард, то есть желанный, — имя, из которого, путём обычной в ту пору латинизации и грецизации, был впоследствии образован его двойной литературный псевдоним Desiderius Erasmus, заставивший забыть его настоящее имя1. Он обучался на дому, затем несколько лет провёл в монастыре, совершенствуя свои познания в латинском и греческом языках. В 18 лет Эразм Роттердамский по велению опекунов был вынужден отправиться в монастырь, где провел среди послушников шесть лет. Такая жизнь ему была не по нраву, и он в конце концов сбежал. Эразм Роттердамский, биография которого переписана тысячи раз, был интереснейшей личностью. Сочинения Лоренцо Виллы, как и других итальянцев, произвели на него большое впечатление. В результате Эразм стал активно поддерживать гуманистическое движение, стремившееся возродить античные идеалы красоты, истины, добродетели и совершенства. Дальнейшее образование Эразм Роттердамский получал в Париже, в период между 1492 и 1499 годами. Он числился на богословском факультете, однако занимался изучением античной литературы. В 1499 году Эразм переехал в Англию. Там он был принят в Оксфордский кружок гуманистов. Здесь он сформировал свою философско-этическую систему. В 1521-1529 годах Эразм жил в Базеле. Здесь он сформировал кружок гуманистов. Кроме этого, он много путешествовал и интересовался культурой разных народов. Основные вопросы, которыми интересовался Эразм Роттердамский, касались филологии, этики и религии [8; с. 109]. Он изучал и издавал работы раннехристианских писателей и древних авторов. Эразм создавал и развивал различные приемы толкования и критики. Большое значение имеет сделанный им перевод «Нового завета». Исправляя христианские источники и толкуя их, он надеялся обновить богословие. Однако, вопреки своим намерениям, дал начало рационалистической критике Библии.