ВВЕДЕНИЕ
1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие и роль малого бизнеса
1.2 Нормативно-правовые основы поддержки малого бизнеса
1.3. Зарубежный опыт развития малого бизнеса
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.1 Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России
2.2. Влияние малого предпринимательства на конкурентоспособность страны
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
3.1 Рекомендации по повышению эффективности политики в отношении малого бизнеса
3.2 Прогноз эффективности предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА 2010-2013 ГОДЫ
Актуальность темы исследования. В условиях трансформации экономического потенциала России малый бизнес сыграл весьма важную, в некотором смысле системообразующую, роль в создании новой региональной экономики. Сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства регионов и муниципальных образований. Именно эти особенности и реальные проблемы российского малого бизнеса, проявившиеся в последние годы, заставляют по-новому оценить его роль в региональной экономике, весьма заметным и социально важным компонентом которой он стал.
В условиях активных реформ в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый характер непосредственно рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.
Положительная роль развития предприятий малого бизнеса несомненна, но, тем не менее наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели малым предприятиям следует уделять особое внимание, так как их развитие необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики.
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.
Цель данной курсовой работы – проанализировать основные направления защиты интересов малого бизнеса в РФ.
Для достижения цели в курсовой работе, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства.
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.
- исследовать зарубежный опыт развития малого бизнеса.
Объект работы - система государственного управления малого бизнеса.
Предмет - системы мероприятий, возникающих в результате регулирования малого бизнеса
Структура курсовой работы состоит из: введения, трех глав содержательной части, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.
В работе использованы труды таких Российских авторов как: Юрков С.А., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., Костина Е.В., Карпов С.А., Попов В.М.
1. Малый бизнес в современной рыночной экономике
1.1. Понятие и роль малого бизнеса
Термин «малое предпринимательство» предполагает количественную определенность, отделение его от крупных форм хозяйствования. Заметная роль малого бизнеса в экономике различных стран побудила исследователей и практиков дать этому явлению более или менее универсальное определение. Определение малого предпринимательства отличается как с количественной, так и качественной точек зрения в зависимости от типа страны. Та и другая описывают различные стороны жизнедеятельности малых предприятий, позволяют составить более или менее полную картину этого сектора экономики, определить его специфическое место в социально-экономической структуре общества[1].
Проблема определения малого предпринимательства имеет не только теоретическое значение. Точное определение объекта позволяет, во-первых, предметно вести статистический учет хозяйственной деятельности в этом секторе экономики и представлять его вклад в экономическое развитие страны. Во-вторых, разрабатывать программы налоговой, кредитно-финансовой, административной и т. п. государственной поддержки малых предприятий.
Традиционно в литературе к числу количественных критериев малого бизнеса относят:
- численность занятых;
- объем продаж (оборот);
- стоимость активов.
Использование только количественных критериев для отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса недостаточно по следующим обстоятельствам:
- объективные условия предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики несопоставимы, что требует корректировки понятия малого и среднего предприятия для каждой конкретной страны и отрасли, т. е. определения не только набора используемых параметров, но величины каждого из них;
- межстрановые различия в методике расчета таких количественных критериев, как объем продаж, оборот, стоимость активов и т. п., что на практике может вести к подмене объекта сравнения при сопоставлении вклада данной категории предприятий в макропоказатели экономического развития; очевидные различия количественных критериев при отнесении к категории малого предприятия[2].
Формально-количественный подход необходимо дополнять качественными критериями.
Малые предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы:
- полное товарищество (статьи 69 - 81 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
- коммандитное товарищество (статьи 82 - 86 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
- общество с ограниченной ответственностью (статьи 87 - 94 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
- общество с дополнительной ответственностью (статья 95 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
- акционерное общество (статьи 96 - 104 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федеральный Закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 N 208-ФЗ (в редакции от 13.06.96));
- производственный кооператив (статьи 107 - 112 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также Федеральный Закон «О производственных кооперативах» от 08.05.96 N 41-ФЗ)[3].
Общее представление об уровне развития малого предпринимательства
в РФ можно получить, проведя классификацию по совокупности индикаторов, характеризующих текущее состояние малого бизнеса. Как наиболее показательные были выбраны следующие из них:
- количество зарегистрированных МП;
- среднесписочная численность занятых на МП;
- средний объем производства продукции (работ, услуг) одним МП
в денежном выражении;
- среднее количество инвестиций в основной капитал в расчете
на одно МП.
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей малости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.
Основные экономические черты малого предпринимательства:
-обособленность, т.е. хозяйствование на свой страх и риск;
-специализация на каком-либо виде деятельности;
-реализация производственных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке[4].
Предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами малого предпринимательства в полной мере обладает всеми признаками, присущими предпринимательской деятельности: экономической и юридической самостоятельности, систематичностью получения прибыли, с коммерческим риском, имущественной ответственностью предпринимателя, обязательной государственной регистрацией.
Установлено, что свыше 60 % малых предприятий тратят на преодоление барьеров в среднем ежемесячно по 5.5 тыс. рублей. На получение разрешительных документов предприниматель за год тратил в среднем 49 дней и сумму средств, адекватную 950 долларам, что в 1,5 раза выше официально установленных расценок. Анализ показал, что частота проверок у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица в три раза выше, чем у малых предприятий, хотя число выявленных нарушений такое же, как и у юридических лиц.
1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2011 года. Подготовлен Ф.С. Сайдуллаевым и А.М. Шестоперовым. - М., 2011. с. 23-30
2. Доюронравов А.Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А.Н. Добронравов // Дайджест-финансы. - 2010 - №2. - с. 2-11.
3. Егишянец С. Мировой кризис и Россия // Финансист, 2012. № 10. с. 21-23.
4. Егишянц С. Россия не готова к кризису // Финансист, 2012. -№ 34 (269). - с.18-24.
5. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2012. №12. с. 44-49
6. Иванова М. Ситуация в российской экономике: оценки и прогнозы // Белый мир, 2011 № 11. с.7-8.
7. Информационно-аналитический обзор. № 019 от 26.02.2008 г. Влияние финансового кризиса на малый и средний бизнес / Департамент аналитики и мониторингов группы компаний «Интегрум» (Эл. адрес: vtsyganov@integrum.ru www.integrum.ru)
8. Карпов С.А. Последствия мирового кризиса для российского малого предпринимательства: вызовы и возможности адаптации // Финансист, 2013. № 1. с. 11-13.
9. Костина Е.В., Марковкин А.А., Дулина Н.В., Стризое А.Л. Функции современного российского предпринимательства (на основе экспресс-опроса предпринимателей Волгограда) / Социокультурные исследования: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Н. В. Дулина (отв.ред.) и др. - Волгоград. гос. техн. ун-т. - Волгоград, 2014. - Вып. 8. - с. 148-152.
10. Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России // Регионы. 2013. № 6. с. 11.
11. Кудрин Л.А. Финансовый кризис в России 2008 года // Финансы, 2011. № 10. с. 21.
12. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2013.с.58-66
13. Российский статистический Ежегодник 2012, М:. Росгостат 2012 – 325с.
14. Симонов А.В. Глобальный экономический кризис и планы внешнеэкономической экспансии российских ТНК // Власть, 2011. № 2. с. 11-12.
15. Шепеленко Г.И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г.И. Шепеленко. - Ростов н/Д: РГЭУ, 2012. - 205 с.
16. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. «Деньги и кредит», 2011, № 9, с.22-27
17. Щетинин О. Развитие малого бизнеса в России. М.: Сфера, 2014.с. 5-12
18. Юрков С.А. Предпринимательство и нововведения в современных фирмах // Мировая экономика и международные отношения в современных фирмах, 2012. №9. с.109.
19. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2013.