Введение
1. Теоретические основы выбора поставщика
1.1. Задачи выбора поставщика в закупочной логистике
1.2. Классификация потенциальных поставщиков
1.3. Этапы выбора поставщика
2. Методологические основы выбора поставщи
2.1. Формы выбора поставщика
2.2. Критерии выбора поставщика
2.3. Методы выбора поставщика
3. Оценка выбора поставщика на примере Омского завода металлоконструкций
3.1. Общая характеристика предприятия
3.2. Выбор поставщика с помощью рейтингового метода
Заключение
Список литературы
Актуальность разработки адекватного метода выбора поставщика промышленного предприятия обусловлена в наше время как изменяющимся подходом к закупочной деятельности внутри предприятия, так и внешними факторами, связанными с развитием рынков сырья и отношением фирм поставщиков к предоставляемому ими сервису. Предприятию, осуществляющему выбор поставщика, необходимо непрерывно соотносить результат сотрудничества с поставщиком со своими стратегическими целями и маркетинговой политикой. Качество приобретаемого сырья служит залогом качества производимой продукции. Сроки поставок сырья и их бесперебойность означает своевременность производства и поставок по заключенным контрактам.
Выбор поставщика одна из главных проблем в управлении закупкой материальных ресурсов. Выбор поставщиков ответственная и сложная задача, так как от них зависит ритмичность поставок, репутация фирмы перед клиентами и ее рентабельность. Важность можно объяснить не только тем, что на современном рынке действует большое количество поставщиков схожих материальных ресурсов, но и главным образом тем, что поставщик должен являться надежным партнером предприятия. Большое количество потенциальных поставщиков и их разнообразие повышает актуальность проблемы выбора таких, которые могли бы с максимальным эффектом обеспечивать надежность логистических процессов. Решение данной задачи состоит из нескольких этапов, которые находятся в неразрывной связи друг с другом: поиск потенциальных поставщиков, их анализ и оценка работы с ними
Сложность выбора поставщика обусловлена присутствием на рынке множества производителей одноименной продукции, что затрудняет определение оптимального варианта, т.к. обострение конкуренции вынуждает постоянно совершенствовать условия продажи, сервис, не говоря уже о качестве и цене. Кроме того, часто возникает необходимость распределения заказов между несколькими поставщиками с целью гарантирования поставки. Поэтому, лицу, ответственному за выбор, необходим инструмент объективной оценки, позволяющий принимать обоснованное решение, соответствующее целям компании.
Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов проблемы выбора поставщика. В связи с поставленной темой необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты выбора поставщика;
- охарактеризовать основные формы, критерии и методы выбора поставщика;
- на примере ОАО «ОмЗМ» провести выбор поставщика с помощью рейтингового метода.
Вопросы эффективного управления взаимоотношениями машиностроительного предприятия с контрагентами всегда являлись предметом пристального внимания руководства и исследователей в области логистики, экономики, менеджмента, и всесторонне освящены в работах российских и зарубежных авторов, таких, как Н.Ф. Черновский, Э.А. Сатель, Дж. К. Лафта и многих других. Особое значение они приобретают сегодня, в условиях глобализации рынка, жесткой конкуренции, нестабильности экономической и политической среды, мирового финансового кризиса.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
- Афанасенко И. Д. Логистика снабжения : [учебник для вузов ] / И.Д. Афанасенко, В.В. Борисова .— СПб. [и др.] : Питер, 2010 .— 336 с
- Беспалов Р. С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки / Роман Беспалов .— М. ; СПб. : Вершина, 2010 .— 382 c
- Бузукова Е. А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице / Екатерина Бузукова .— СПб. [и др.] : Питер, 2009 .— 421 с
- Булавина И. В. Логистика : учебное пособие : / И.В. Булавина, Н.И. Вахтина ; Воронеж. гос. ун-т .— Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2012. – 356с.
- Видулина К.П. Политика формирования запасов [Текст]: / К.П. Видулина // Управление компанией. – 2012. - № 12. – С. 36-39.
- Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. — М.: Дашков и Ко, 2010. — 484 с.
- Герами В.Д. Управление транспортными системами. транспортное обеспечение логистики. — Москва : Юрайт, 2014 .— 250c.
- Григорьев М. Н. Логистика. Базовый курс : учебник : [по направлению "Менеджмент"] / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров .— М. : Юрайт, 2011 .— 782 с.
- Еремина Е. А. Нечеткая модель выбора поставщика [Текст] / Е. А. Еремина // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.1. — С. 120-122.
- Кузнецова Ю.И. Критерии выбора поставщика/Ю.И.Кузнецова//Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2013. - №3
- Ларионова С. Логистика от А до Я: Учебное пособие. – Д. – К.: Рынок медиа, 2012. – 1256 с.
- Липатова О.Н. Организационно-экономические решения при выборе поставщиков/О.Н.Липатова//Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2012. - №2
- Логистическая стратегия предприятия: разработка и реализация. Практические рекомендации. – М.: Издательство Альфа-Пресс, 2010. – 312с.
- Мерзляк А.В. Совершенствование информационного обеспечения цепей поставок как фактор повышения их конкурентоспособности/А.В. Мерзляк//Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2010. - №1. – с.12-18
- Мищерский И. А. Анализ общих логистических затрат [Текст] / И. А. Мищерский // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 160-163.
- Муравьева С. В. Анализ эффективности работы системы снабжения мебельного предприятия с помощью коэффициентного метода [Текст] / С. В. Муравьева // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 218-225.
- Неруш Ю. М. Логистика : учебник / Ю.М. Неруш ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) ; М-во иностр. дел Рос. Федерации .— 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2011 .— 517 c.
- Плещенко В. И. Процесс закупок, его роль и место в хозяйственной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности / В. И. Плещенко // Экономика, предпринимательства и право. — 2011. — № 6 (6). — С. 18–29.
- Рахманина И.А. Оптимизация закупочной деятельности как способ достижения конкурентного преимущества/И.А. Рахманина// Вестник саратовского государственного социально-экономического университета. – 2011. – №1
- Сысолятин А.В.Выбор поставщика в закупочной деятельности фирмы/А.В.Сысолятин// NAUKA-RASTUDENT.RU. – 2014. - №12-1
- Толкачева В. Е. Интеграция методики выбора альтернатив в аналитическую модель выбора поставщика [Текст] / В. Е. Толкачева // Молодой ученый. — 2011. — №4. Т.1. — С. 183-187.
- Учаева Т. В. Выбор поставщика с учетом стабильности производства [Текст] / Т. В. Учаева // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 209-211
- Федоров Л. С. Общий курс логистики : [учебное пособие по специальности "Менеджмент организации"] / Л.С. Федоров, М.В. Кравченко .— М. : КноРус, 2010 .— 217 с
- Федотенков Д. Г. Управленческие решения в логистике снабжения [Текст] / Д. Г. Федотенков // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 197-202.
- Шульга М.В. Механизм формирования выбора поставщика/М.В.Шульга//Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2012. - №5