Введение
Глава 1 Организационные предпосылки ИГИЛ
1.1 Радикальные группы во второй половине ХХ века
1.2 Радикальные исламские группы в 2000 - первой половине 2010 гг
Глава 2 - Идеологические предпосылки ИГИЛ
2.1 Идейные течения радикального ислама во второй половине ХХ века
2.2 Идейные течения радикального ислама в 2000 - первой половине 2010 гг
Заключение
Список литературы
Актуальность. Конфликтогенный потенциал современного глобализирующегося пространства невероятно велик: несмотря на формальное окончание противостояния двух сверхдержав, имперские амбиции Атлантики продолжают брать верх, провоцируя новые столкновения цивилизаций на поле «великой шахматной доски».
Конфессиональные и ценностные различия становятся камнем преткновения на пути построения однополярного мира. Стремление насадить повсюду западную модель развития порождает негативные последствия. Одним из них является рост терроризма.
Иллюстрацией отмеченной выше тенденции является деятельность экстремистских группировок, («Братья мусульмане», «Аль-Каида», «Хезболла», «Таллибан» и др.) которые, активно интерпретируя канонические тексты, мобилизуют значительные массы сподвижников, шествуя к общей цели – кровопролитной войне (так называемой «газават» в искаженном её понимании) с ценностями секулярного общества. На счету подобных террористических формирований огромное количество человеческих жертв и масштабных диверсий, а их лидеры – первоочерёдные
цели международной полиции и спецслужб разных государств мира. При этом масштаб деятельности боевиков, как правило, ограничен рамками государства, которое их породило (например, «Хезболла» и «Таллибан»).
В редких случаях террористам удаётся выйти за эти пределы, но так или иначе, активность их ограничена, точечна и осуществляется посредством
«филиалов» (например, «Аль-Каида»).
На этом фоне особого внимания заслуживает самая молодая и при этом прогрессивная террористическая группа – «Исламское государство Ирака и Леванта» (далее – ИГИЛ). Являясь структурным подразделением «Аль-Каиды», ИГИЛ, а впоследствии ИГ («Исламское государство») сумело добиться наиболее внушительных результатов, в отличие от её предшественников. «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) (Islamic State of Iraq and the Levant (ISIS, ISIL), на арабском Dā’ish), является суннитской повстанческой террористической группировкой джихадистского толка, заявившей о себе в апреле 2013-го и играющей значительную роль в Ираке и Сирии. Лидер группировки - Аби Бакр Аль-Багдади (Abu Bakr al-Baghdadi), также известный как Аби Ду’а(Abu Du'a). За короткий срок она стала наиболее серьезной угрозой для администрации премьер-министра Ирака Малики после вывода американских войск в 2011 году, а также режима Садата. Целью ИГИЛ изначально провозглашалось создание халифата единого интернационального исламского государства, базирующегося на шариате, в провинциях Ирака с преобладанием суннитского насе- ления. Позднее данная идея и активность была распространена и на Сирию.
Анализ реальности рисков «Исламского государства» по отношению
к России продиктован рядом обстоятельств, представляющих для нашей страны очевидную актуальность.
Целью исследования является изучение проблемы генезиса ИГИЛ.
Задачи исследования:
- рассмотреть радикальные группы во второй половине ХХ века;
- проанализировать радикальные исламские группы в 2000 - первой половине 2010 гг.;
- исследовать идейные течения радикального ислама во второй половине ХХ века;
- изучить идейные течения радикального ислама в 2000 - первой половине 2010 гг.
Глава 1. Организационные предпосылки ИГИЛ
1.1 Радикальные группы во второй половине ХХ века
Стремительное развитие современной цивилизации повлекло за собой обострение множества глобальных проблем, затрагивающих судьбы всего мира, среди которых ведущее место занимает международные радикальные группы[1].
Радикальные группы, как политическое явление уходит своими корнями в глубокое прошлое. Начиная со второй половины XIX века акции радикальных групп в Европе приняли систематический характер, однако они не были столь глобальны, как в конце XX века[2].
В XX веке, до Первой мировой войны, радикальные группы рассматривались исключительно как признак левого движения, хотя ни ирландские, ни македонские борцы за независимость, ни армянские, ни бенгальские террористы не имели никакого отношения к социализму.
После Первой мировой войны радикальные группы находили поддержку прежде всего у правых и сепаратистски настроенных групп, например хорватские усташи получали помощь от Италии и Венгрии.
В 30-40-е годы XX века радикальные группы взяли на вооружение экстремистские организации правого толка: «Мусульманское братство» и «Молодой Египет». Даже в Индии с ее традиционным отрицанием насилия неожиданную популярность получила группировка «Бхагат Сингх».
После Второй мировой войны действия радикальных групп ушли как бы на второй план. Их вытеснили так называемые конфликты малой интенсивности - война в Корее, во Вьетнаме. Радикальные группы стали теперь частью партизанского движения или армейских подразделений. Так было с еврейскими радикальными группами, которые с началом гражданской войны в Палестине и вторжением арабских войск вошли в состав израильской армии.
Во второй половине ХХ в. субъект радикальных групп – мощная профессиональная организация, которая опирается на поддержку государства-спонсора терроризма. Прямые объекты радикальных групп – граждане, иностранцы, дипломаты. Через насилие оказывается механизмом давления на власть через общественное мнение и международное сообщество[3].
В конце 60-х - начале 70-х гг. XX века произошла резкая активизация радикальных групп. Эти годы - особый рубеж в истории радикальных групп. В 1960-е годы формируется арабский (исламский) круг государств-спонсоров радикальных групп. Возглавляют эти государства светские панарабские националисты фашисткого толка или исламские фундаменталисты.
В Европе после Второй Мировой войны действуют ряд сепаратистских движений. Самые крупные из них: «Ирландская республиканская армия» одна из старейших террористических организаций, возникшая в 1914 году. ЭТА – (Euskadi ta Ascatasuna – «Страна басков и свобода») возникла в 1959 году в Испании. Борется за полную независимость Басконии. Активность ЭТА приходится на 1960-1980 годы.
В Испании в середине 1960-х годах была создана маоистская «Коммунистическая партия Испании» (марксистко-ленинская). В 1970-х годах были созданы партия «Революционный патриотический и народный фронт» (ФРАП) и «Группа патриотического антифашистского сопротивления первого октября» (ГРАПО)[4].
Радикальные группы, созданные в ФРГ, действовали в 1960-1970-х гг. В США, во Франции, в Японии, в Латинской Америке действовали также радикальные группы, которые пошли на убыль в 1970-х годах.
Последним ареалом послевоенных радикальных групп является восточный. Сложившийся в 1960- годах он разрастается вплоть до начала XXI века. Контуры этого ареала совпадают с границами исламской идентичности. Считается, что исторические радикальные группы на Востоке выросли из палестинской проблемы. Организация ФАТХ преследовала целью борьбу с Израилем до его уничтожения и создания палестинского государства. Сама организация возникла в Египте. В дальнейшем ячейки организации появляются в Алжире, Тунисе, Ливии, Ливане, Иордании. В 1950-х годах получает помощь от КНР. КНР поставлял оружие[5].
В 1968 году формируется «Организация Освобождения Палестины» (ООП). В дальнейшем ООП получала помощь от СССР. В 1993 году была создана Палестинская автономия. В этот период используются легальные и нелегальные способы политической борьбы. Использование террора становится безадресным.
В 1970- годах формируется система международного терроризма. Радикальные, террористические группы и их спонсоры действовали для того, чтобы дестабилизировать ситуацию на Западе. На Востоке фундаменталистский радикализм обладают определенной особенностью - предельным накалом страстей и глобальными устремлениями. На место локальной «помощи нашим арабским братьям» в 1980-х – 1990-х приходит не знающая границ, священная «война с неверными» – Джихад.
Символично, что наиболее громкие террористические акты происходят именно в моменты наивысшего единения человечества, в частности, во время проведения Олимпийских игр. Старт террористическому разгулу дал Мюнхен, в котором состоялись Олимпийские игры 1972 г. 5 сентября 1972 г. боевики террористической группировки «Черный сентябрь» захватили в заложники спортсменов Израиля. При штурме погибли и спортсмены, и террористы, и немецкие полицейские[6].
В 1990-х годах на территории распавшейся Югославии возникает новый очаг радикальных групп. Они используют такие методы борьбы как нападение на политических лидеров и тем самым дестабилизируют внутриполитическую ситуацию.