Актуальность темы работы обусловлена тем, что выставки и конгрессы являются важнейшим элементом маркетинговой деятельности. Именно на них происходит рост объема продаж предприятий, завязываются эффективные партнерские связи. В связи с этим, рассмотрение процесса организации выставок и конгрессов в настоящее время является важнейшей целью.
Залог успеха — уровень сервиса. От выставки к выставке он должен только расти и ни в коем случае не падать. Если клиент будет чувствовать, что окружен любовью и заботой, проявляющихся в организации заезда на выставку и выезда с нее, помощи в монтаже стенда, создании личного кабинета, организации питания, новых сервисах, позволяющих получать прибыль с выставки, он с пониманием отнесется к неизбежному росту цены участия в выставке. А вот ухудшение сервиса может навсегда отпугнуть его.
Очень важно не только опрашивать участников, но и демонстрировать, что их замечания учитываются. Участники должны видеть, что целевая аудитория выставки раз от раза растет (вам, соответственно, нужно обеспечить этот рост, привлекая все новых и новых посетителей, создавая рассылки, организуя для них специальные мероприятия).
Со временем в рамках выставки могут появиться сегменты, которые захотят оторваться и стать самостоятельными выставками. Нужно сделать так, чтобы это желание у них исчезло, а появилось новое — остаться подразделом в рамках вашей выставки (если же такой уход будет неизбежен — организуйте новую выставку).
Отслеживать все действия конкурентов и в случае появления потенциальной опасности привлекать потенциальных участников новых выставок к себе, даже если это не принесет прямой прибыли.
Постоянно придумывать новые сильные «фишки», которые будут подогревать интерес, — выставка должна все время развиваться. Например, заработав определенный авторитет и приобретя серьезный статус, можно учредить награду, например, «за лучшее инновационное оборудование». Предоставлять льготы постоянным участникам — большие скидки, дополнительные бесплатные услуги, преференции в выборе площадей.
Цель работы - разработать проект участия в выставке.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты организации выставок и конгрессов
- проанализировать выставочную деятельность ТПП КО
- разработать план организации участия в выставке для предприятий Калужской области.
Объектом исследования в работе выступает Торгово-промышленная палата Калужской области.
Предмет исследования – выставочная деятельность.
Теоретической основой работы выступают труды многих ученых, посвященные изучению данной проблемы. Полный список использованных источников указан в конце работы.
Аналитическая и практическая части работы выполнялись с помощью методов: наблюдение, анализ, синтез, группировка.
Информационной базой работы послужили нормативно-правовые акты РФ, официальные данные сети Интернет и отчетность Торгово-промышленной палаты Калужской области.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что основные разработки, представленные в ней, могут быть использованы для оптимизации выставочной деятельности Торгово-промышленной палаты Калужской области.
1 глава. Организация конгрессионно-выставочной деятельности
1.1 Становление развития конгрессов и выставок
Экспозиции, выставки, музеи... Эти понятия давно уже вошли в привычный словарный обиход граждан многих стран мира. И, без преувеличений, являются частью культурной жизни населения. В музей и на выставки ходят, как правило, люди развивающиеся духовно, стремящиеся узнать что-то новое об окружающем их мире (история, география, искусство). Но в любой выставке принимают участие не только ее посетители, но и другая сторона, предоставляющая то, что, собственно, предлагается посмотреть.
Экспонент - это, в широком понимании слова, либо лицо, либо организация, что-нибудь экспонирующие. Иными словами, выставляющие что-то напоказ для широкой публики. Например: «Участники выставки — экспоненты — предоставили нам много различных экспонатов». Откуда происходит, что означает Языковеды рассматривают праиндоевропейские корни слова[1].
Экспонент - это понятие происходит от слова «представитель» (по-немецки «exponent») или «показывающий, выставляющий» (по-латински «exponens»). Слово имеет два значения. Экспонент — это участник промышленной а также художественной выставок, выставщик (словарь Даля). Показатель степени (математическое). Синонимы В словаре синонимов дают перечисление: участник, экспонент, показатель. Еще можно подобрать: владелец экспоната, выставщик (устаревшее).
Понятие "экспонент" напрямую связано со словом "экспонат". Экспонент — это тот, кто выставляет. Экспонат — то/тот, что/кого выставляют, показывают на обозрение широкой публике[2].
Выставка, происходящая, как правило, в музее (экспозиция), может быть посвящена различным темам: промышленность, искусство, география, история родного края. Но везде присутствуют экспонаты, подкрепляющие собой, иллюстрирующие данный раздел. И чем они оригинальней, чем лучше подобраны, тем больше людей придет на выставку и будет восхищаться репродукциями или антикварными раритетами.
В последнее время они становятся все более и более популярными. Мода пришла из США, когда там произошел кризис перепроизводства товаров. Их выпускалась масса, появлялась жесткая конкуренция фирм-производителей.
Для того чтобы продать определенное изделие, необходимо было для начала его хорошенько показать. Так появляются демонстрационные залы, где экспоненты (различные торговые марки) и выставляют свои изделия. Здесь же заключаются договоры о сотрудничестве и поставке товара. Такая вот возможность и себя показать, и получить выгодных клиентов!
История США в историческом масштабе довольно коротка. Тем не менее сегодня страна играет значительную роль в мировой экономике. Одним из первых достижений американцев стала международная ярмарка в Нью-Йорке в 1853 году. Ее организовала группа влиятельных горожан, вдохновленная успехами Лондонской Великой всемирной выставки 1851 года.
После этого экономическая депрессия несколько затормозила развитие выставочной индустрии в Америке, и следующим событием стала выставка в Чикаго, где были продемонстрированы достижения раннего кинематографа. На церемонии ее открытия звучал колокол Свободы (могущественный символ Америки, который звучал при подписании Декларации независимости в 1776 году). После этого он путешествовал по многим ярмаркам.
Самое большое и старинное выставочное пространство в Соединенных Штатах – McCormick’s Place в Чикаго. McCormick’s Place – это 840 тыс. квадратных футов выставочной площади и крупнейший в городе танцевальный зал (45 тыс. кв.футов). Открылось здание в 1960 году, а семь лет спустя – сгорело[3].
Однако, благодаря усилиям городских властей, оно было восстановлено в рекордно короткие сроки, к 1971 году. В 1986 году открылась вторая очередь, поскольку нужны были новые выставочные площади, а спустя еще десять лет и третья.
Самой значительной ярмаркой в Англии считается первая Великая всемирная выставка 1851 года, которая проходила в Лондоне в Crystal Palace.
Расположилась она на площади 700 тыс. кв. футов и приняла шесть миллионов посетителей. Все на этой выставке было грандиозно. В то время Великобритания была бесспорным лидером в промышленности и чувствовала себя в этой области непревзойденной.
Великая всемирная выставка была призвана символизировать промышленное, военное и экономическое превосходство Великобритании. По сути, это был своего рода ответ на Французскую промышленную экспозицию 1844 года.
Франция бросает вызов всему миру, заявляя, что первая ярмарка, в том смысле, в котором мы понимаем это слово, была Foire de Saint Denis под Парижем, основанная королем Дагобертом в 629 году. А к 710 она уже собирала более 700 купцов. Такие успехи, без тени сомнения, являются лучшим маркетинговым достижением известным человечеству. Вряд ли кто-то с этим не согласится.
Два немецких названия – Лейпциг и Франкфурт. Messe Frankfurt расположена в старейшем торговом городе, история его восходит к XII веку. Впервые Франкфуртская осенняя ярмарка состоялась в праздник Успения в 1150 году, истоки ее в XI веке в ярмарке урожая. С этого момента история ее задокументирована. Она получила имперские привилегии в 1240 году. В 1480 была организована книжная ярмарка, ставшая европейским и немецким центром книгопечатания к концу XV века. Зачахла ярмарка во время войны и снова возродилась как банковский центр в XIX веке.
По-братски с Франкфуртом делит успех Messe Leipzig. Она несколько моложе Франкфуртской ярмарки. В 1497 году Кайзер Максимилиан I дал Лейпцигу преимущество – владеть торговыми ярмарками. С этого времени ярмарка успешно функционировала, а в 1997 году был устроен фестиваль по случаю 500 годовщины «Имперской привилегии Лейпцигу владеть торговыми ярмарками».
Важным аспектом первенства в Лейпцигской истории стало то, что они стали инициаторами Ярмарок Образцов. Это произошло в течение XVII–XIX вв., когда развивалось производство. И ярмарки превратились из мест прямых продаж в места показа товаров[4].
К сожалению, мы не можем точно сказать, когда здесь началась ярмарочная деятельность. Однако в архиве Утрехта есть копия старинного документа, датированная 1127 годом. Епископ Утрехта Годебальд объявил о том, что город может организовывать четыре ярмарки в год. Нет данных, сколько было ярмарок до этого разрешения, но надо сказать, что у древних голландцев уже явно был опыт организации ярмарок. И они немедленно реализовали свой потенциал делания денег.
Вскоре Утрехт стал важным торговым центром региона. Однако иностранные купцы чувствовали себя связанными, если пытались выставлять что-то свое. В эти протекционистские дни границы были защищены, так что выставлялись только оригинальные голландские товары.
Из книги Исаака Шелава «Выставки. 1440 минут успеха или поражения», опубликованной в 2002 году, мы узнаем, что ближневосточная выставочная индустрия началась с известных морских торговцев – финикийцев, примерно во второй половине девятого века до рождества Христова. Их рынок – Средиземноморье, а дом – город Тир, расположенный на территории современного Ливана. Там покупались и продавались товары со всего региона. Тир упоминается еще в Библии.
К сожалению, Библия единственное доказательство существования ярмарок, и есть опасения, что слово «ярмарка» трактовалось иначе, нежели в современном значении. Однако в рукаве г-на Шелава есть и другие козыри. Самый крупный соперник на Ближнем Востоке – город Батана. Расположен на важных торговых путях в районе Иерусалима. Это был хорошо известный торговый город во времена правления печально известного детоубийцы из христианской мифологии – Царя Ирода, который правил между 40 и 4 годами до Рождества. Ирод быстро построил помещение в Батане для обмена товарами со всего региона. Это была крытая площадка площадью 3200 кв.м., окруженная массивной стеной.