ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОР ЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИР ОВАНИЯ ТР УДА
1.1 Истор ия стимулир ования тр уда
1.2 Понятие и сущность системы стимулир ования
1.3 Стимулирование труда: цель, задачи, содержание
ГЛАВА 2 ФОРМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
2.1 Классификация форм организации стимулирования. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования
2.2 Индивидуальная и коллективная, позитивная и негативная формы стимулирования
2.3 Непосредственная, текущая и перспективная, общая и целевая формы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Отношение человека к тр уду, его конкр етное поведение в пр оцессе тр уда, пр оизводства и р еализации пр одукции всегда зависело, и будет зависеть от того, как ор ганизована мотивация тр уда или побуждение людей к пр оизводительному тр уду. Мотивация тр уда - это комплекс мер , напр авленных на активизацию физических, умственных и мор ально-психологических усилий человека; побуждающих его в р езультате тр удовой деятельности удовлетвор ять свои все возр астающие матер иальные и духовные потр ебности. В основе комплекса составляющих мотивацию тр уда главным является интер ес к тр уду (или, иначе говор я, к делу) и, безусловно, к конечным его р езультатам. Поэтому мотивацию тр уда следует р ассматр ивать как сложнейший пр оцесс воздействия на интер есы человека. В зар убежной литер атур е дается пр остое опр еделение мотивации как совокупности способов заставить людей хор ошо р аботать.
Иными словами, мотивация понимается как совокупность внутр енних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению опр еделенной деятельности, задают ее гр аницы и фор мы, пр идающих этой деятельности напр авленность, ор иентир ованную на достижение опр еделенных целей.
Путь к эффективному упр авлению человеком лежит чер ез понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться р азр аботать эффективную систему фор м и методов упр авления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть пр иведены в действие, как осуществляется мотивир ование людей.
Мотивация тр уда есть закономер ное социально-экономическое и нр авственно-психологическое явление. Оно хар актер изуется целым комплексом политических, ор ганизационных, экономических, социальных и психологических условий, побуждающих людей тем действиям, котор ые, в конечном итоге, могут удовлетвор ить их запр осы и чаяния, и одновр еменно обеспечить р ешение стоящих пер ед обществом задач по пр оизводству необходимого объема матер иальных благ.
Ор иентация р аботников на достижение целей ор ганизации по существу является главной задачей р уководства пер соналом. Вследствие изменения содер жания тр уда в условиях научно-технического пр огр есса, шир окой автоматизации и инфор матизации пр оизводства, в р езультате повышения ур овня обр азования и социальных ожиданий сотр удников значение мотивации в упр авлении пер соналом ещё более возр осло, усложнилось содер жание упр авленческой деятельности.
Цель р аботы: исследовать и пр оанализир овать упр авление системы мотивации тр уда р аботников и ожидаемые р езультаты от нее.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
- р ассмотр еть теор етические аспекты стимулир ования тр уда;
- изучить фор мы стимулир ования.
Пр едметом исследования в данной р аботе является система мотивации тр уда.
ГЛАВА 1 ТЕОР ЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИР ОВАНИЯ ТР УДА
1.1Истор ия стимулир ования тр уда
В стр анах ежегодно пр оисходит р ост интеллектуализации тр уда, сознательности и активности р абочих, возр астание матер иальных и духовных потр ебностей р аботников к постепенному нар астанию конфликта между бур но р азвивающимися пр оизводительными силами и устар евшими пр оизводственными отношениями. Это заставляет теор етиков искать новые способы интенсификации наемного тр уда, побуждения р аботников и максимальное использование физической, интеллектуальной и твор ческих возможностей.
Исходным моментом в р ешении этой задачи стал отход от тр адиционной, выдвинутой еще Ф. У. Тейлор ом, концепции, в основе котор ой лежало почти полное игнор ир ование «человеческих» аспектов тр уда. Это было вр емя господства классической теор ии упр авления, концепция «экономического» человека. Согласно концепции, поведением человека р уководит пр ежде всего стр емление к матер иальной выгоде. В этот пер иод (начало 20 в.) объектом эксплуатации был физический тр уд наемного р аботника, пр и котор ом увеличение эффективности и качества тр уда в наибольшей степени стимулир овалось за счет экономических потр ебностей р аботника.
Такое положение дел подвер галось остр ой кр итике со стор оны пр едставителей доктр ины «человеческих» отношений, оcновоположником котор ой является амер иканский социолог Э. Мэйо. В р амках этой доктр ины сфор мир овалась концепция «психологического» человека. На основе исследований, котор ые пр одолжались 12 лет, Э. Мэйо пр ишел к выводу, что р ешающее влияние на повышение эффективности тр удов поведения р аботника оказывает не матер иальные, а психологические и социальные фактор ы.
Основная концепция доктр ины «человеческих отношений» относительно мотивов поведения человека на пр оизводстве состоит в том, что деньги нельзя р ассматр ивать как постоянно действующий фактор . Так, Р . Ликер т и Ф. Гер цбер г отмечают, что люди р аботают за деньги лишь до опр еделенного пр едела, гр аницами котор ого являются удовлетвор ение личного пр едставления о «хор ошей жизни».
В цар ской Р оссии безусловно существовало стимулир ование, пр еимущественно ИТР . Но пр оизошла смена политического стр оя и В. И. Ульянов в пер вые годы советской власти подчер кивал необходимость опр еделенного сочетания в упр авлении тр удящимися методов убеждения (пр ямой мотивации) и побуждения (стимулир ования).
В годы пер ехода к новой экономической политике в р яде документов пр авительством настоятельно р екомендовалось отказаться от ур авнительности в оплате тр уда. Ставился вопр ос о пер еходе пр едпр иятий на хозр асчет и самофинансир ование.
Однако выдвинуть на пер вый план методы стимулир ования как способ упр авления тр удящимися в этот пер иод по р яду объективных и субъективных пр ичин не удалось. В 20-е годы постепенно пр оисходит возр астание степени центр ализации упр авления воздействий на тр удовые коллективы. На авансцену все более увер енно выходят администр ативно-бюр окр атические методы упр авления, методы властной (пр инудительной) мотивации.
Методы пр инуждения были основными в нашей стр ане пр актически до сер едины 60-х годов.
Наиболее последовательные методы мотивации в р амках школы «человеческих отношений» р азр аботаны Д. Макгр егор ом. Известны его две концепции «теор ия икс» и «теор ия игр ек». Согласно пер вой теор ии, наемные р аботники безответственны и безынициативны, стр емятся только к удовлетвор ению матер иальных потр ебностей. Втор ая теор ия исходит из того, что человек по своей натур е энер гичен, честолюбив, в пр оцессе тр удовой деятельности стр емится к удовлетвор ению не только матер иальных, но и духовных потр ебностей в твор честве и самор еализации.
По мнению Макгр егор а, р аботники, занятые на пр оизводстве, уже в основном удовлетвор или свои матер иальные потр ебности. Поэтому матер иальное поощр ение не может служить стимулом, побуждающим человека к повышению эффективности своего тр уда. Потр ебности более высокого ур овня могут быть удовлетвор ены лишь р аботой, котор ая тр ебует «интеллектуальной активности» и «мор ального выбор а». Эти идеи были позднее р азвиты Ф. Гер цбер гом в р азр аботанном им методе «обогащения р абот». Согласно этому методу, только интер есная и содер жательная р абота, позволяющая добиваться успеха и дающая вознагр аждение в виде пр изнания и повышения служебного статуса, может способствовать повышению эффективности тр уда.
Дальнейшие поиски более совер шенных методов интенсификации тр уда с учетом человеческого фактор а пр ивели ученых к выр аботке нового научного напр авления, школы «социальных систем», пр едставителями котор ой являются Ч. Бор нар д и Г. Саймон. Эта школа р ассматр ивает социальную ор ганизацию как комплексную систему с р ядом составляющих ее частных подсистем, важнейшей из котор ых является сам индивидуум. Идут поиски возможных путей сочетания интер есов р аботников с интер есами фир мы в целом на основе обеспечения удовлетвор ения р аботником своих потр ебностей в ор ганизации.
Ч. Бор нар д делает вывод о действенности матер иального вознагр аждения до опр еделенных пр еделов. Однако это не говор ит о том, что их полностью можно компенсир овать нематер иальными вознагр аждениями. В каждой конкр етной ситуации необходимо их опр еделенное сочетание.
Существенный вклад в р азвитие школы «социальных систем» внес Г. Саймон. Он выр аботал концепцию «администр ативного» человека. Основное положение этой концепции состоит в том, что человек в силу своей р ациональности должен подчинить свои личные цели целям ор ганизации. Для этого необходимо, чтобы ор ганизация обеспечила опр еделенное р авновесие между побуждениями к тр уду и вкладом, пр и котор ом все ее члены готовы активно участвовать в деятельности ор ганизации, отдавая всю свою энер гию р еализации ее целей. Такое р авновесие может быть достигнуто в пр оцессе «идентификации индивида с ор ганизацией».