Курсовая работа|Социальная работа

Социальные технологии работы с молодыми людьми, склонными к употреблению алкоголя

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 43

Введение

1. Алкоголизация детей и подростков социальная проблема 21-ого века

1.1 Причины и последствия подросткового алкоголизма

1.2 Причины употребления спиртных напитков у молодежи

1.3 Профилактика аддиктивного поведения среди молодежи

2. Особенности социально-педагогической деятельности с молодыми людьми склонными к употреблению алкоголя

2.1 Анализ изучения исследований ценностных ориентаций российской молодежи

2.2  Социальные технологии работы с молодыми людьми

2.3.Аспекты психосоциальной работы в системе народного образования и в нашем обществе и государстве в целом

 

Заключение

Список источников и литературы

Употребление алкоголя детьми и подростками – острая проблема современного общества. Официальные данные свидетельствуют о повышении уровня потребления алкоголя в детско-подростковой среде. У современных подростков более половины проб пива и вина и около трети проб крепких алкогольных напитков произошло в возрасте до 13 лет (Кошкина Е.А., Киржанова В.В., 2015). Число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом, в 2014 году составило 15,3 на 100 тыс. подростков. Ранняя алкоголизация пагубно влияет на здоровье и развитие психики детей, нарушает их личностную и социальную адаптацию.

К младшему школьному возрасту у детей уже сформирована первичная (положительная или отрицательная) установка на употребление алкоголя, однако алкоголизация носит характер разовых проб или отсутствует. Очень важно изучать психологические механизмы формирования склонности к различным формам употребления алкоголя именно в этот период, когда некоторые черты личности, предрасполагающие к употреблению, еще можно скорректировать.

Постановка проблемы исследования. Согласно общепринятому в медицине наркологическому подходу, фактором риска злоупотребления алкоголем детьми и подростками является наличие ранних проб алкоголя и / или систематическая алкоголизация и отягощенная наркологическими заболеваниями наследственность.

В современных отечественных и зарубежных исследованиях установлено большое количество личностных черт, предположительно образующих предиспозицию к алкоголизму и являющихся факторами риска злоупотребления алкоголем (Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю., 1987; Бетелева Т.Г., 1990; Кулаков С.А., 1998; Березин СВ., Лисецкий К.С. и др., 1999; Курек Н.С., 2001; Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др., 2001; Feuerlein W., 1984 и др.). При этом личность влияет на алкоголизацию не прямо, а опосредованно, через установку. Установка на употребление алкоголя – система взглядов на алкоголь, эмоциональное отношение к нему, степень готовности к его употреблению. Позитивная установка на употребление алкоголя является признаком психологической готовности детей и подростков к алкоголизации (Максимова Н.Ю., 2000).

Проблема борьбы с алкоголизмом актуальна для большинства стран мира. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, и него не существует границ. И как никогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. По оценкам экспертов в середине 90-х годов Россия заняла первое место по абсолютному уровню потребления алкоголя на душу населения: от 14 до 18 литров в год. И запиваются эти 14 литров 30 литрами пива, которые в общий расчёт не входят, так как пиво не считается алкогольным напитком

Методологическая основа исследования:

Изучение мотивации потребления алкоголя базировалось на современных теориях общей и социальной психологии (Асмолов А.Г., Ковальчук М.А., 2015; Шихирев П.Н., 2015; Ядов В.А., 2015; Рокич М, 1972; Майерс Д., 1997), а также трудах отечественных и зарубежных ученых, исследовавших особенности установки на употребление алкоголя, в том числе у детей и подростков (Сурнов К.Г., 1982; Гульдан В.В., Романова О.Л. и др., 1990, 1991; Романова О.Л., Петракова Т.И., 1992; Максимова Н.Ю., 2000; Курек Н.С., 2001; Cooper M.L., Frone M.R., 1995).

Предмет исследования: уровень вовлеченности и мотивация подростков в потребление алкоголя.

Цель исследования: проанализировать структуру мотивов толкающих учащихся на потребление психоактивных веществ, а именно алкоголя.

Задачи исследования:

  1. Анализ особенностей и проблем деятельности социального педагога с детьми и подростками склонными к употреблению алкоголя.
  2. Подбор методов и методик эмпирического исследования мотивации потребления алкоголя подростками.
  3. Разработка и внедрения социально-педагогической программы по профилактики раннего употребления алкоголя и пропаганды здорового образа жизни.

 

  1. Алкоголизация детей и подростков социальная проблема 21-ого века

1.1 Причины и последствия подросткового алкоголизма

Алкогольная зависимость значительных слоев населения в наше время остается одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным обществом. С социологической точки зрения, это и есть одна из форм девиации, отклоняющееся поведение, обусловленное соответствующими условиями социальной среды и определяющееся неконтролируемым влечением к спиртному. Особо опасные формы это явление приобретает будучи распространенной именно в молодежной среде, ведь именно она наименее устойчива, подвижна и уязвима. Современная ситуация же в этой области, не только вызывает сегодня определенные опасения, но и ставит перед исследователями ряд неотложных вопросов.

Одним из ведущих индикаторов алкогольной ситуации, как в нашей стране, так и во всем мире, считается уровень потребления алкоголя на душу населения, взятый в статистике за один год.

Так, по данным Всемирной организации здравоохранения за 2014 год уровень потребления алкоголя на душу населения в России составил 15,76 литра чистого этилового спирта. Это близко к «мировому лидерству». Однако, по Республике Башкортостан этот показатель заметно ниже -7,9 литров.

Кроме того, по сведениям Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, в целом, потребление алкогольной продукции в Республике Башкортостан за последние годы постепенно снижается, и это дает некоторый повод для оптимизма. Но в то же время, например, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, к 2014 году смертность от алкогольных отравлений в республике выросла на 58,8%. При этом, наибольший рост смертности наблюдается в приграничных районах Республики Башкортостан, более доступных для завозной контрафактной продукции. Эти же районы, с самым низким процентным потреблением легального алкоголя, одновременно демонстрируют и устойчивое снижение численности населения, что неудивительно.

Алкогольная зависимость в России с каждым годом становится моложе. Так, экспертное сообщество утверждает, что массовое приобщение детей к спиртному начинается уже после 10-11 лет, как правило, с пива и слабоалкогольных коктейлей. К 16 годам 99% молодежи имеет опыт систематического употребления алкоголя, так что ежедневно в РФ потребляют алкоголесодержащие напитки 33% юношей и 20% девушек. [1]

Что вынуждает молодых людей браться за стакан? Причин алкоголизации в этой среде можно выделить несколько.

Во-первых, это отсутствие культуры потребления алкоголя в обществе, навязчивая реклама и доступность этой продукции для молодых людей. Это в том числе и ментальность, образ мышления, мировосприятие человека как социальной группы или культурной среды, и если где-то принято за «норму» проводить те или иные события в сопровождении алкогольных напитков, то отступать от этого – идти против традиций! А скопившиеся сомнение практически не так легко изменить.

Во-вторых, это социальное неблагополучие широких слоев населения. И место это является фактором употребления большого количества некачественной продукции из сегмента крепких и деловых напитков. В группе «среднего класса» алкоголизация - не такая острая проблема.

В-третьих, это кризис семьи как социального института. В большинстве «проблемных семей» выживание заменяет собственно жизнь и развитие. Но даже это выживание - иллюзия. Личностный рост останавливается. Происходит фиксация на чувстве неадекватности.

В подростковом периоде как положительное место в жизни каждого человека занимает семья. Связанные с этим ценности и традиции играют важную роль в персональной и сознательной самоидентификации личности. Семья для ребенка – главная духовная и мировоззренческая сила. Поэтому, рост количества неполных семей так же является серьезным фактором рассматриваемой проблемы. Разрушение семьи не проходит бесследно. Развод родителей часто таит в себе истоки непонимания, одиночества, ненужности, обиды у детей. Подростки чувствуют страх, становятся агрессивными, и школа как агент социализации, не всегда успешно компенсирует этот негативный социальный фон. Важнейшей функцией семьи является воспитание, оно представляет собой сложный и двусторонне направленный процесс. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает все социальные практики и понимание «нормального» поведения. Поэтому с уверенностью можно сказать, что в алкоголизации подрастающего поколения решающую роль играют отрицательные примеры родителей, неправильные ориентиры и кризис семейных ценностей.

Алкоголизм в молодежной среде в настоящее время представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Следует осознать, что решением этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками, представляющими институт государства, должно заниматься и общество, в целом гражданское общество, в самых разных аспектах своей активности. Так, важнейшим способом преодоления этой проблемы является пропаганда здорового образа жизни, демонстрация наглядных примеров различных последствий потребления алкоголя в школах, ССУЗах и ВУЗах. Эта практика очень важна и она распространяется. Не остается в стороне и сама молодежная субкультура. Она все больше проявляет элементы самосознания. Возникают различные общенациональные и региональные движения, такие как «Молодежь за трезвую Россию!» и т.д.

Действительно, современная молодежь, особенно студенты, должна также и самостоятельно искать возможность противостоять опасной тенденции, и даже изучать ее. Например, на занятиях по социологии, этике и политологии, можно получить достаточно полной и объективной информации, чтобы иметь четкое представление о том, что такое алкогольная зависимость и насколько она пагубна для молодых, полных надежд и перспектив на будущее, людей [2].

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. – М.: МГУ, 2015.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2014.
  3. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. – СПб.: Речь, 2015.
  4. Баева И.А. Общепсихологические категории в пространстве образовательной среды: Монография. – М.: МГППУ, 2014.
  5. Гаранина С.Ю. Семьеведение: Учебное пособие / Е.Ю. Гаранина, Н.А. Коноплева, С.Ф.Карабанова. - М.: Флинта: МПСИ, 15 – С.176;
  6. Гольцова Е.В. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости / Е.В.Гольцова, Я.А. Лещенко // Социс. - 2015. - №2. – С.125;
  7. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию. – М.: МГУ, 1994.
  8. Донцов Д.А. Экономические основы социальной работы. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2015.
  9. Донцов Д.А. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Уч.-метод. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: МГПУ, 2015.
  10. Донцов Д.А., Донцова М.В. Социальная работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей. // Вестник МГПУ № 3, 2014.
  11. Донцов Д.А., Москвитина О.А., Ерёмина Л.Ю. Неблагополучные семьи с позиций специалистов по социальной работе. // Школа здоровья № 4, 2014.
  12. Донцов Д.А., Ерёмина Л.Ю., Орлова И.Н. Правовые и технологические аспекты социальной работы с мигрантами, на примере социальной работы с детьми беженцев // Информационный бюллетень  МГППУ «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды», № 4. – М.: Экон-Информ, 2015.
  13. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М.: Академия, 2015.
  14. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании. – М.: ПЕР СЭ, 2014.
  15. Левашев, В.В. Алкоголь — оружие геноцида [Текст]: учебник/ В.В.Левашев., Д.И . Пташин.- М.: Митраков,2015- 300 с.
  16. тезисов / Отв. ред. А.В.Тутолмин. – Глазов: ГГПИ, 2014. – 60
  17. Максимов Ю.Г. Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников / Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования. – Глазов: ГГПИ, 2014. С.211-
  18. Методические рекомендации по охране здоровья школьников / Сост. Ю.Г.Максимов, Н.А.Пономарева. – Глазов: РЖГВ, 2015. – 54 с.
  19. Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 2015.
  20. Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2014.
  21. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учеб. для студ. вузов. Под ред. В.А. Сластёнина. 5 изд. – М.: Академия, 2005.
  22. Мудрик А.В. Социализация: вчера и сегодня. – М.: МПСИ, 2015.
  23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2014.
  24. Назаров Т.З. Реальность социальная и социологическая: методико-методологический аспект преподавания дисциплины в вузе // Материалы Международной научно-практической конференции посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Бекетова. Караганда. 2015. С. 280-283.
  25. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебник. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2015.
  26. Паршина Ю.В. Нравственное становление старшего подростка в волонтерской деятельности. Автореферат диссер. на соиск. учен. степени канд.пед.наук. Воронеж, 2015.
  27. Социальная психология в современном мире. Уч. пособ. для вузов. Под ред.: Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2015.
  28. Социальная работа: теория и практика. Отв. ред.: Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: Инфра-М, 2014.
  29. Технологии социальной работы. Под общ. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Академия, 2015.
  30. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав. – М.: Академия, 2015.
  31. Черняк Е.М. Социология семьи: учеб.пособие / Е.М. Черняк. – М.: Дашков и К, 2014. – С.34.
  32. Программа волонтерского отряда. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2011/10/24/programma-volonterskogo-otryada.
  33. Википедия свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Волонтёр.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское