Употребление алкоголя детьми и подростками – острая проблема современного общества. Официальные данные свидетельствуют о повышении уровня потребления алкоголя в детско-подростковой среде. У современных подростков более половины проб пива и вина и около трети проб крепких алкогольных напитков произошло в возрасте до 13 лет (Кошкина Е.А., Киржанова В.В., 2015). Число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом, в 2014 году составило 15,3 на 100 тыс. подростков. Ранняя алкоголизация пагубно влияет на здоровье и развитие психики детей, нарушает их личностную и социальную адаптацию.
К младшему школьному возрасту у детей уже сформирована первичная (положительная или отрицательная) установка на употребление алкоголя, однако алкоголизация носит характер разовых проб или отсутствует. Очень важно изучать психологические механизмы формирования склонности к различным формам употребления алкоголя именно в этот период, когда некоторые черты личности, предрасполагающие к употреблению, еще можно скорректировать.
Постановка проблемы исследования. Согласно общепринятому в медицине наркологическому подходу, фактором риска злоупотребления алкоголем детьми и подростками является наличие ранних проб алкоголя и / или систематическая алкоголизация и отягощенная наркологическими заболеваниями наследственность.
В современных отечественных и зарубежных исследованиях установлено большое количество личностных черт, предположительно образующих предиспозицию к алкоголизму и являющихся факторами риска злоупотребления алкоголем (Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю., 1987; Бетелева Т.Г., 1990; Кулаков С.А., 1998; Березин СВ., Лисецкий К.С. и др., 1999; Курек Н.С., 2001; Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др., 2001; Feuerlein W., 1984 и др.). При этом личность влияет на алкоголизацию не прямо, а опосредованно, через установку. Установка на употребление алкоголя – система взглядов на алкоголь, эмоциональное отношение к нему, степень готовности к его употреблению. Позитивная установка на употребление алкоголя является признаком психологической готовности детей и подростков к алкоголизации (Максимова Н.Ю., 2000).
Проблема борьбы с алкоголизмом актуальна для большинства стран мира. Можно без преувеличения сказать, что алкоголь совершил триумфальное шествие по планете, и него не существует границ. И как никогда остро стоит сегодня вопрос о борьбе с алкоголизмом в нашей стране. Широкая реклама и продажа алкогольных напитков, социальная, экономическая и психологическая напряженность, неорганизованность досуга и отдыха способствовали росту алкоголизации населения. Регистрируемое ранее снижение заболеваемости хроническим алкоголизмом сменилось ростом, в том числе и наиболее тяжёлого его состояния, алкогольного психоза. По оценкам экспертов в середине 90-х годов Россия заняла первое место по абсолютному уровню потребления алкоголя на душу населения: от 14 до 18 литров в год. И запиваются эти 14 литров 30 литрами пива, которые в общий расчёт не входят, так как пиво не считается алкогольным напитком
Методологическая основа исследования:
Изучение мотивации потребления алкоголя базировалось на современных теориях общей и социальной психологии (Асмолов А.Г., Ковальчук М.А., 2015; Шихирев П.Н., 2015; Ядов В.А., 2015; Рокич М, 1972; Майерс Д., 1997), а также трудах отечественных и зарубежных ученых, исследовавших особенности установки на употребление алкоголя, в том числе у детей и подростков (Сурнов К.Г., 1982; Гульдан В.В., Романова О.Л. и др., 1990, 1991; Романова О.Л., Петракова Т.И., 1992; Максимова Н.Ю., 2000; Курек Н.С., 2001; Cooper M.L., Frone M.R., 1995).
Предмет исследования: уровень вовлеченности и мотивация подростков в потребление алкоголя.
Цель исследования: проанализировать структуру мотивов толкающих учащихся на потребление психоактивных веществ, а именно алкоголя.
Задачи исследования:
- Анализ особенностей и проблем деятельности социального педагога с детьми и подростками склонными к употреблению алкоголя.
- Подбор методов и методик эмпирического исследования мотивации потребления алкоголя подростками.
- Разработка и внедрения социально-педагогической программы по профилактики раннего употребления алкоголя и пропаганды здорового образа жизни.
- Алкоголизация детей и подростков социальная проблема 21-ого века
1.1 Причины и последствия подросткового алкоголизма
Алкогольная зависимость значительных слоев населения в наше время остается одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным обществом. С социологической точки зрения, это и есть одна из форм девиации, отклоняющееся поведение, обусловленное соответствующими условиями социальной среды и определяющееся неконтролируемым влечением к спиртному. Особо опасные формы это явление приобретает будучи распространенной именно в молодежной среде, ведь именно она наименее устойчива, подвижна и уязвима. Современная ситуация же в этой области, не только вызывает сегодня определенные опасения, но и ставит перед исследователями ряд неотложных вопросов.
Одним из ведущих индикаторов алкогольной ситуации, как в нашей стране, так и во всем мире, считается уровень потребления алкоголя на душу населения, взятый в статистике за один год.
Так, по данным Всемирной организации здравоохранения за 2014 год уровень потребления алкоголя на душу населения в России составил 15,76 литра чистого этилового спирта. Это близко к «мировому лидерству». Однако, по Республике Башкортостан этот показатель заметно ниже -7,9 литров.
Кроме того, по сведениям Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, в целом, потребление алкогольной продукции в Республике Башкортостан за последние годы постепенно снижается, и это дает некоторый повод для оптимизма. Но в то же время, например, по данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, к 2014 году смертность от алкогольных отравлений в республике выросла на 58,8%. При этом, наибольший рост смертности наблюдается в приграничных районах Республики Башкортостан, более доступных для завозной контрафактной продукции. Эти же районы, с самым низким процентным потреблением легального алкоголя, одновременно демонстрируют и устойчивое снижение численности населения, что неудивительно.
Алкогольная зависимость в России с каждым годом становится моложе. Так, экспертное сообщество утверждает, что массовое приобщение детей к спиртному начинается уже после 10-11 лет, как правило, с пива и слабоалкогольных коктейлей. К 16 годам 99% молодежи имеет опыт систематического употребления алкоголя, так что ежедневно в РФ потребляют алкоголесодержащие напитки 33% юношей и 20% девушек. [1]
Что вынуждает молодых людей браться за стакан? Причин алкоголизации в этой среде можно выделить несколько.
Во-первых, это отсутствие культуры потребления алкоголя в обществе, навязчивая реклама и доступность этой продукции для молодых людей. Это в том числе и ментальность, образ мышления, мировосприятие человека как социальной группы или культурной среды, и если где-то принято за «норму» проводить те или иные события в сопровождении алкогольных напитков, то отступать от этого – идти против традиций! А скопившиеся сомнение практически не так легко изменить.
Во-вторых, это социальное неблагополучие широких слоев населения. И место это является фактором употребления большого количества некачественной продукции из сегмента крепких и деловых напитков. В группе «среднего класса» алкоголизация - не такая острая проблема.
В-третьих, это кризис семьи как социального института. В большинстве «проблемных семей» выживание заменяет собственно жизнь и развитие. Но даже это выживание - иллюзия. Личностный рост останавливается. Происходит фиксация на чувстве неадекватности.
В подростковом периоде как положительное место в жизни каждого человека занимает семья. Связанные с этим ценности и традиции играют важную роль в персональной и сознательной самоидентификации личности. Семья для ребенка – главная духовная и мировоззренческая сила. Поэтому, рост количества неполных семей так же является серьезным фактором рассматриваемой проблемы. Разрушение семьи не проходит бесследно. Развод родителей часто таит в себе истоки непонимания, одиночества, ненужности, обиды у детей. Подростки чувствуют страх, становятся агрессивными, и школа как агент социализации, не всегда успешно компенсирует этот негативный социальный фон. Важнейшей функцией семьи является воспитание, оно представляет собой сложный и двусторонне направленный процесс. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает все социальные практики и понимание «нормального» поведения. Поэтому с уверенностью можно сказать, что в алкоголизации подрастающего поколения решающую роль играют отрицательные примеры родителей, неправильные ориентиры и кризис семейных ценностей.
Алкоголизм в молодежной среде в настоящее время представляет собой разветвленный комплекс социальных патологий, влияющих на нормальное функционирование общества. Следует осознать, что решением этой проблемы наряду с медицинскими и социальными работниками, представляющими институт государства, должно заниматься и общество, в целом гражданское общество, в самых разных аспектах своей активности. Так, важнейшим способом преодоления этой проблемы является пропаганда здорового образа жизни, демонстрация наглядных примеров различных последствий потребления алкоголя в школах, ССУЗах и ВУЗах. Эта практика очень важна и она распространяется. Не остается в стороне и сама молодежная субкультура. Она все больше проявляет элементы самосознания. Возникают различные общенациональные и региональные движения, такие как «Молодежь за трезвую Россию!» и т.д.
Действительно, современная молодежь, особенно студенты, должна также и самостоятельно искать возможность противостоять опасной тенденции, и даже изучать ее. Например, на занятиях по социологии, этике и политологии, можно получить достаточно полной и объективной информации, чтобы иметь четкое представление о том, что такое алкогольная зависимость и насколько она пагубна для молодых, полных надежд и перспектив на будущее, людей [2].