Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования системы продвижения продуктов и услуг
- 1 Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле
1.2 Система продвижения продукции и услуг предприятия
1.3 Роль маркетинга в продвижении товаров и услуг в условиях конкуренции на рынке
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ МАРКЕТИНГА фитнес-клуба «Олимпия» И ЗАО ТД «Перекресток»
2.1 Характеристика деятельности фитнес-клуба «Олимпия и ЗАО ТД «Перекресток»
2.2. Анализ разработки рекламной кампании фитнес-клуба «Олимпия» и ЗАО ТД «Перекресток»
2.3 Сравнительный анализ методов продвижения товаров и услуг фитнес-клуба «Олимпия» и ЗАО ТД «Перекресток».
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования. В настоящее время предприятия не могут успешно функционировать без применения в своей деятельности маркетинга. В связи с этим встает вопрос организации эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций, которые включают в себя такие инструменты как реклама, стимулирование сбыта, персональную продажу и связи с общественностью. Создание эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций является очень сложной задачей, для реализации которой требуется четкая и слаженная работа специалистов предприятий. Из этого следует, что тема данной работы очень актуальна.
Продвижение – это любая форма сообщений, с помощью которых компания информирует, убеждает и напоминает клиентам о себе, своих товарах, услугах.
На большинстве предприятий проблема продвижения товаров стоит очень остро. Причин этого явления несколько: острая конкуренция между предприятиями, большая разборчивость и искушенность потребителей, нехватка квалифицированных кадров, неэффективность использования бюджета на продвижение.
Степень разработанности проблемы.
Изучению вопроса разработки стратегии продвижения и ее реализации посвящены работы многих зарубежных авторов, таких как Г. Минцберг, М.Портер, Дж. Траут, И. Ансофф, Ф.Котлер и др.
Во многих работах отечественных ученых рассмотрены вопросы конкуренции и конкурентоспособности. В их числе работы В.Е. Черкасова, Л.А. Плотицыной, О.И. Лаврушина, И.В. Липсица, А.Г. Баталова, Г.О. Самойлова, В.М. Гальперина, И.Б. и т.д.
Цель работы – сравнительный анализ маркетинга товаров и услуг.
Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность и элементы продвижения;
2) охарактеризовать систему маркетинга сервисных услуг фитнес-клуба «Олимпия» и товаров ЗАО ТД «Перекресток».
Объект исследования – фитнес-клуб «Олимпия» и ЗАО ТД «Перекресток».
Предмет работы – процесс разработки комплекса продвижения товаров и услуг.
При разработке положений работы использованы следующие методы исследования: системный анализ, классифицирование.
В качестве информационной базы исследования выступили материалы статей в периодических изданиях, материалы, размещенные в сети Интернет по вопросам стратегического менеджмента и экономического развития предприятий.
Глава 1. Теоретические основы формирования системы продвижения продуктов и услуг
1.1 Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле
Розничная торговля представляет собой производственную деятельность по продаже товаров или услуг конечному потребителю для их личного некоммерческого использования.
Основная задача торговых предприятий - обеспечить возможность покупки какого-либо товара или услуг при соответствующем качестве торгового обслуживания. Предлагаемый же набор услуг - это одно из основных средств сделать свой магазин отличным от остальных[1].
Рассмотрим особенности элементов комплекса маркетинга розничной торговли. Традиционная концепция маркетинга выделяет четыре составляющих комплекса — товар, цену, каналы распределения и продвижение. Используя конкретное приложение данной концепции к рынку промежуточных продавцов, необходимо рассмотреть трансформацию этих элементов комплекса маркетинга.
Бесспорно, что влияние розничных торговцев растет на конечного потребителя, что выражается в их более лояльном отношении к розничным маркам. Все дело, оказывается, в тех маркетинговых программах, которые принимает розничный оператор, и заранее обусловленных преимуществах перед производителями:
- абсолютный контроль над дальнейшей судьбой марки;
- персонификация и возможность управления взаимоотношениями с покупателями (УВП);
- применение немассовых маркетинговых коммуникаций (наружная реклама и транспортная реклама, маркетинг событий, УВП (управление взаимоотношениями с покупателями)), прямая почтовая рассылка, стимулирование продаж, мерчандайзинг, связи с общественностью, специальные маркетинговые мероприятия;
- близость контакта с покупателем и его более долговременный характер;
- возможность влияния на процесс принятия решения в местах продаж (известно, что 70% покупок происходят спонтанно, т.е. под воздействием внутренней рекламы, мерчандайзинга, квалифицированного консультирования и обслуживания, атмосферы магазина — запаха, звуков, цветов...)[2].
Все эти аспекты, а также маркетинговые программы розничного торговца, связанные с определением целевого рынка, ассортиментной политикой, ценой, выбором месторасположения, атмосферой и продвижением розничной точки, характеризует маркетинг в розничной торговле. Получается, что розничные марки более мобильные и гибкие, они ближе к покупателю, у них больше возможностей для выполнения своих обещаний (марочного контракта), а соответственно больше шансов в формировании нужного представления о марке в «умах» потребителей. О том, как создать «идеальную» розничную марку, какие стратегические маркетинговые шаги предпринять, чтобы марка розничного торговца соотносилась с высоким качеством предоставляемых товаров/услуг, сервисом и обслуживанием, ассоциировалась с человеческими ценностями, удовлетворяла не только рациональные, но и эмоциональные и «духовные» потребности покупателей, формировала доброе имя (goodwill) продавца.
Одно из первых и наиважнейших решений, которое приходится принимать розничному торговцу — это определение целевого рынка. На какую аудиторию будет ориентирована марка магазина: с высоким, средним, низким уровнем доходов? Нужна ли покупателям широта и глубина ассортимента или узкоспецифичная товарная группа? Пока не будет определен и охарактеризован целевой рынок, розничному торговцу будет сложно принимать обоснованные решения по эффективному ведению своего хозяйства: ассортиментной политике, распределению рекламных средств, уровню цен, классу обслуживания, уровню развития мерчандайзинга и т.д. Если этот этап становления бизнеса будет игнорирован торговцем, тогда он не сможет наиболее полно (в нужное время и в нужном месте) обслуживать потребности аудитории, что, в конечном счете, может пагубно повлиять на восприятие розничной марки торговца и уходе клиентов к конкурирующим маркам магазинов.
Товарный ассортимент компании, занимающейся розничной торговлей, должен соответствовать ожиданиям и представлениям целевой аудитории. Этот сугубо важный элемент маркетинговой политики розничной марки все чаще становится ключевым инструментом борьбы с конкурирующими организациями. В рамках ассортиментной политики важно принять решение о[3]:
- широте (количество продуктовых линий) товарного ассортимента;
- его глубине (количество изделий в одной продуктовой линии);
- совместимости (между различными продуктовыми линиями);
- высоте (средняя цена в продуктовой линии);
- качестве (покупатель заинтересован в качестве не меньше, чем в количестве предоставляемых товаров).
Одной из целей менеджера в розничной торговле является формирования «оптимального» ассортиментного ряда товаров, который давал бы максимальную прибыльность (зачастую для оценки прибыльности ассортимента применяют показатель прибыли товарной категории на кв. метр в определенный период времени) и максимально удовлетворял потребности покупателей. Решения по развитию продуктовых линий могут быть направлены на устранение ассортиментных «дыр» или наоборот на «прореживание» слишком широкого ассортимента, модернизацию продуктовых линий (адаптацию к новым техническим, экологическим, эстетическим и другим требованиям).
[1] Голубков Е. Маркетинг и его роль в хозяйственной деятельности. // Журн. для акционеров. - 2010. - № 12. с. 31 - 33.
[2] Завьялов П. Конкурентоспособность и маркетинг. // Российский экономический журнал. - 2011. - № 12. с. 30 - 55.
[3] Мхитарян С.В. МП Отраслевой маркетинг / Мхитарян С.В. — М.: Эксмо, 2010. — С. 304