ВВЕДЕНИЕ
1. П.А. Вяземский – поэт пушкинской плеяды
1. Жизненный путь П.А. Вяземского
1.2 П.А. Вяземский – поэт пушкинского круга
2. Поэзия П.А. Вяземского
2.1 Основные темы и мотивы лирики П.А. Вяземского
2.2 Анализ стихотворения П.А. Вяземского «Первый снег»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Творчество Петра Андреевича Вяземского (1792-1878) привлекло должное внимание исследователей лишь во второй половине XX века, хотя его литературный путь приходится на первую половину XIX века. Огромное литературное наследие (поэтическое, критическое, эпистолярное), длительность жизненного пути не дают возможность с исчерпывающей полнотой обозреть весь материал.
В настоящей работе наибольшее внимание уделено 1810-1830-м годам, когда литературно-общественная деятельность Вяземского, тесно соприкасаясь сдвижением декабристов и пушкинским кругом писателей, была наиболее прогрессивной. Хотя Вяземский на 4 десятилетия пережил Пушкина, однако в историю русской общественной мысли он вошел в первую очередь как литературный критик пушкинской эпохи, а в историю русской поэзии – как поэт пушкинского круга.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью полноценного анализа литературного наследия поэта, жившего и творившего в эпоху А.С. Пушкина. Через анализ его творчества можно уточнить общественно-литературную позицию поэта, его взаимоотношения со многими писателями и общественными деятелями, что может представлять научный историко-литературный интерес.
Объект работы – творчество П.А. Вяземского, друга и соратника А.С. Пушкина.
Предметом курсовой работы явилась лирическое творчество П.А. Вяземского.
Цель работы заключается в комплексном анализе поэтического мира П.А. Вяземского.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
– проанализировать творческий путь П.А. Вяземского, опираясь на факту биографии;
– выявить основные темы и мотивы лирики поэта;
– провести анализ выбранных стихотворений.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. П.А. Вяземский – поэт пушкинской плеяды
1. Жизненный путь П.А. Вяземского
В русской литературе первой трети XIX века Вяземскому принадлежит заметное место, хотя по своей художественной ценности его творческое наследие не может идти в сравнение с наследием таких его современников, как Жуковский, Батюшков, Баратынский.
Петр Андреевич Вяземский происходил из старинного княжеского рода. Дед поэта, Иван Андреевич, служил при дворе Анны Иоановны. Отец дослужился до чина генерал-поручика, командовал Вологодским полком, был в турецкий кампании.
Петр Андреевич Вяземский родился в 1792 году в Москве. Он получил хорошее образование – учился в пансионах и брал частные уроки у профессоров Московского университета. Превосходная библиотека отца Вяземского сыграла заметную роль в умственном развитии будущего поэта и литературного критика. Детство Петра протекло в Остафьве. Уверенный в неограниченной силе разумной воспитательной системы, А.И. вяземский пытался «вылепить» характер сына по образу и подобию своему[1]. Отец стремился закалить впечатлительного и робкого ребенка. Скептицизм и вольнодумство отца, его позитивное отношение к французскому Просвещению, его трезвый ум, обогащенный знаниями во многих областях культуры, его любознательность путешественника – все это не могло пройти бесследно для молодого Вяземского[2].
Н.М. Карамзин был женат на старшей сестре Вяземского, и в 1807 году молодой Петр остался на его попечении, резко осиротев. Петр унаследовал крупное состояние и незамедлительно вошел в круг светской жизни. Но в то же время на его литературные интересы и связи сильно повлияла дружба с Карамзиным. Он становится активным карамзинистом, соратником будущих «арзамасцев (Жуковского, Батюшкова, Дениса Давыдова, В. Л. Пушкина)»[3].
В 1812 году Вяземский вступает добровольцем в московское ополчение и принимает участие в Бородинском сражении, где в нем активно проявляются такие качества, как мужество и отвага.
В 1815 г. на первом заседании «Арзамаса» Вяземский был заочно выбран членом общества. Его мечта о создании прогрессивного литературного общества исполнилась. В 1817 году Вяземский поступает на службу. Его определяют в Варшаву, в канцелярию императорского комиссара Новосильцева. Здесь он оказывается в атмосфере противоборствующих настроений, которые в то время проявляются в широких кругах польской передовой дворянской интеллигенции.
Реакционная политика Александра быстро рассеивает либеральные надежды, которые разделял Вяземский. В 1819-1821-е годы в стихах и в письмах к друзьям им резко осуждается правительственная политика. По причине сближения с польскими оппозиционными кругами Вяземского обвиняют в «польских симпатиях» и в «несогласии с видами правительства», отстраняют от службы и удаляют из Варшавы.
Всё это способствовало сближению Вяземского с декабристами (в частности, с правым крылом Северного общества). Вяземскому было известно о существовании тайного общества, но вступить в него он не решился[4].
В конце 20-х годов политическое свободомыслие проявляется в поэте в полном объеме. В 1817 году он составляет проект издания арзамасского литературно-политического журнала, с намерением включить туда злободневные политические темы.
Декабристские симпатии Вяземского отражаются в его сатирических и вольнолюбивых стихотворений – «Noël», «Сибирякову», «К кораблю», «Уныние», «Волнение», «Поздравление В. Л. Пушкину на новый год» и др.
Хотя поэт и разделял воззрения декабристов, все же он не понимал их революционных методов, поэтому не стал принимать участие в восстании. Вяземский не был членом тайного общества декабристов, но, как и многие передовые люди того времени считал, что их дело было «делом всей России», а их заговор – «вспышкой общего неудовольствия». После поражения декабристов Вяземский продолжал высказываться резко критически по отношению к правительству. «Я вижу свою национальную гордость в том, чтобы сожалеть о недостающем», – писал он.
Желание воздействовать на правительство словом, убеждением не помешало Вяземскому решительно осудить репрессии против декабристов. В 1830 он стал сотрудником «Литературной газеты» Дельвига и Пушкина, а затем и пушкинского «Современника».
После расправы над декабристами Вяземский по-прежнему продолжал с отвращением относиться к лакействующей царской бюрократии, о чем свидетельствует его сатира «Русский бог» (1828). В то же время он понимал, что возможности активной дворянской оппозиции исчерпаны и, как типичный либерал, пришел к выводу, что нет другого пути, как смириться перед торжествующим самодержавием. Он решил вернуться на службу. Только после длительных переговоров, после представления Николаю I «Исповеди», в которой Вяземский объяснял свои действия и «оправдывался», он в 1830 году был зачислен чиновником особых поручений при министре финансов[5].
С годами примирение Вяземского с правительством становилось все более прочным. Формирование новой разночинной интеллигенции, углубление стихийного крестьянского протеста против крепостничества, – все это толкало поместное дворянство в сторону реакции, побуждало его искать опору в твердой правительственной власти. Решающую роль для Вяземского, как и для многих других представителей помещичьего класса, сыграл 1848 год, испугавший их призраком общеевропейской революции. В 1848 году Вяземский написал стихотворение «Святая Русь» – декларацию ненависти к революции и преданности монархии. После французской революции 1848 взгляды Вяземского изменились, он все больше расходился с современностью, смеясь над революционной молодежью. Это было связано с падением дворянской революционности и выходом на общественную арену разночинцев-демократов, с которыми он уже не мог найти общего языка.
К 50-м годам позиция Вяземского вполне определилась в рядах охранителей сословной монархии против всего, что ей угрожало.
[1] Степанов Н.В. Поэты и прозаики. – М.: Художественная литература, 1966. С. 152.
[2] Рожансковская И.И. Судьба одного семейства: Карамзины. Вяземские. – СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2008. С. 19.
[3] Рожансковская И.И. Судьба одного семейства: Карамзины. Вяземские. – СПб.: Изд-во «Пушкинского фонда», 2008.
[4] Бондаренко В.В. Вяземский. – М.: Молодая гвардия, 2004. С. 52.
[5] Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. – М.: Просвещение, 1980. С. 79.