Введение
- Теоретическая часть
- потребительские свойства кофе
1.2 Факторы, формирующие качество кофе.
1.3 Классификация и товароведная характеристика ассортимента кофе
1.4 Факторы сохраняющие качество кофе
- Практическая часть
3.1 Органолепническая оценка качества кофе
2.2 Анализ маркировки кофе
Jacobs Monarch
Cafe Pele
Nescafe
Заключение
Список использованной литературы
Категория кофе является одной из наиболее стабильных на рынке товаров повседневного спроса. Лояльность бренду здесь очень высока, и потребители откажутся от привычной марки и перейдут на более дешевую только в самом крайнем случае. Как показали исследования Nielsen, в период кризиса доля потребителей, переключившихся на другую марку, была незначительной.
Рынок кофе характеризуется слабовыраженной сезонностью: наблюдается ежегодное временное снижение продаж в летние месяцы – на 2-4% в натуральном выражении – с восстановлением в сентябре. Как и для всех рынков горячих напитков самый высокий сезон для рынка кофе приходится на зимний период.
В структуре потребления кофе по регионам наибольшую долю стабильно занимает Центральный регион, на долю которого в июне-июле 2009 года приходилось 31,8% розничных продаж в натуральном выражении.
Также в июне-июле по сравнению с предыдущим периодом потребление осталось неизменным на Дальнем Востоке, а немного выросло – в Северо-Западном и Южном регионах. Незначительное снижение потребления наблюдалось в Сибири, Поволжье и на Урале.
В июне-июле 2013 года почти 55% кофейного рынка в объемном выражении приходилось на растворимый кофе.
Более 24% продаж принадлежали кофе в цельных или молотых зернах. Остальные доли занимали растворимый кофе с добавками – сухое молоко, сахар и другие – и кофейные напитки. Такое соотношение долей рынка достаточно стабильно на протяжении последних лет.
Несмотря на кризис, в сегменте растворимого кофе наблюдается долгосрочная тенденция переключения потребителей с дешевой продукции на более дорогую. Можно предположить, что кофе – это не та категория, на которой потребитель готов экономить. Потребитель, скорее, будет покупать меньшими объемами, но по-прежнему хороший, качественный продукт, к которому он привык. Кроме того, в кризис кофе можно причислить к категории продуктов «маленьких радостей» для потребителя, он может сэкономить на других товарах повседневного спроса, в том числе и для того, чтобы иметь возможность купить тот напиток, который ему нравится.
Современная торговля остается основным каналом розничных продаж кофе – более 58% объемов категории приходится на гипер-/супер- и минимаркеты.
За июнь-июль продажи остались стабильными продажи в киосках и павильонах по сравнению с весной, а также на открытых рынках.
В тройку компаний – лидеров российского кофейного рынка входят Kraft Foods Inc. (США, ТМ Jacobs), Nestle S.A. (Швейцария, ТМ Nescafe) и Tchibo GmbH (Германия, ТМ Davidoff). На долю этих компаний приходится около 60% рынка в стоимостном выражении.
Что касается видов упаковки, то их разнообразие характерно для сегмента растворимого кофе. Более половины продаж в стоимостном выражении здесь приходится на кофе в стеклянной банке, однако доля этой упаковки в течение уже 2,5 лет постепенно сокращается в пользу мягких упаковок, которые позволяют производителям снижать конечную цену продукции. Металлические банки устойчиво занимают вторую позицию по объемам продаж в стоимостном выражении.
Целью написания данной курсовой работы является исследование товароведной характеристики, ассортимента, классификации и потребительских предпочтений кофе натуральный.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Исследовать потребительские свойства кофе
Исследовать факторы формирующие качество кофе
Исследовать классификацию и товароведную характеристику кофе
Исследовать факторы сохраняющие качество конфет
Провести органолепническую оценку кофе
Провести анализ маркировки конфет
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает кофе натуральный.
Предметом исследования товароведная характеристика кофе.
Теоретическая часть
потребительские свойства кофе
Кофе - это обработанные семена плодов вечнозеленого кофейного дерева, произрастающего в тропических странах.
Потребительские свойства кофе зависят от вида кофейного дерева, сорта, места произрастания и качества первичной обработки.
Промышленное распространение получили 3 вида кофе:
аравийский (произрастающий в Эфиопии, Южной Америке), дающий нежный напиток, приятный на вкус с тонким ароматом;
либерийский (Западное побережье Африки), напиток которого с более грубыми вкусовыми и ароматическими свойствами;
робуста (Юго-Восточная Азия) дает напиток различного свойства.
Сырой кофе не имеет аромата, обладает сильно вяжущим вкусом и для приготовления напитка не пригоден. Для улучшения качества зерна кофе обжаривают при температуре 160-220 оС в течение 14-60 минут для получения легко размалывающихся зерен коричневого цвета с выраженным кофейным ароматом.
Кофе жаренный в зернах содержит:
Воды - 7%,
Белка - 13,9%,
Кофеина - до 2,5%,
Жира - 14,4%,
Сахаров - 2,8%,
Клетчатки - 12,8%,
Минеральных веществ - 4,5%,
Дубильных веществ - 8%.
Органических кислот (лимонная, винная, яблочная, щавелевая и др.) - 9,2%.
Алколоид кофеин является основным компонентом кофе и обуславливает физиологическую ценность кофе. Он действует возбуждающе на нервную систему человека, повышает работоспособность, усиливает частоту и энергию сердечных сокращений. Свободного кофеина в кофе больше чем в чае, и поэтому кофе оказывает более жесткое воздействие на организм человека. Низкосортный кофе содержит больше кофеина. Горечь кофейного напитка обусловлена содержанием фенольных веществ.
Основными компонентами фенольных веществ являются хлорогеновые кислоты (4-8% кофе), которые придают кофе слабокислый и слегка терпкий вкус. Минеральные вещества кофе: Na (от 3 мг/кг), К (до 1600), ca (100-147), Р (190-250 мг/кг). В кофе также содержатся витамины групп В-В1 (до 0,07 мг %), В2 (до 1 мг %), В6, В12, РР (17-24 мг %). Энергетическая ценность кофе 199-223 ккал, или 498-933 кДж.
1.2 Факторы, формирующие качество кофе
Натуральный жареный кофе должен соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологической инструкции и рецептурам изготовителя с соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.
Согласно ГОСТ 52088-2003 «Кофе натуральный жаренный. Общие технические условия», Натуральный жареный кофе, в т.ч. декофеинизированный, вырабатывают в зернах, а так же в молотом виде.
Натуральный жареный молотый кофе вырабатывают путем помола кофе в зернах.
Натуральный жареный кофе в зернах вырабатывают следующих сортов:
Премиум;
высший;
первый.
Натуральный жареный кофе в зернах сорта Премиум вырабатывают из зеленого кофе сорта Премиум с добавлением или без добавления зеленого кофе высшего сорта.
Натуральный жареный кофе в зернах высшего сорта вырабатывают из зеленого кофе высшего сорта с добавлением или без добавления зеленого кофе сорта Премиум и/или первого сорта.
Натуральный жареный кофе в зернах первого сорта вырабатывают из зеленого кофе первого сорта с добавлением или без добавления зеленого кофе сорта Премиум и/или высшего сорта.
Натуральный жареный молотый кофе вырабатывают следующих сортов:
Премиум;
высший;
первый;
второй.
Натуральный жареный декофеинизированный кофе вырабатывают по с использованием декофеинизированного зеленого кофе.
Натуральный жареный кофе в зависимости от степени обжаривания вырабатывают:
светлообжаренный;
среднеобжаренный;
темнообжаренный;
высшейстепениобжаривания.
По органолептическим показателям натуральный жареный кофе должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.