Актуальность темы. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р (далее — Концепция), развитие физической культуры и спорта определено как фактор укрепления здоровья нации и развития человеческого потенциала. По данным 2008 года, систематически физической культурой и спортом занимались 22 млн. россиян — около 16% общего населения страны, практически здоровыми являлись менее 15% учащихся старших классов, свыше 40% молодежи допризывного возраста не соответствовали требованиям, предъявляемым армейской службой. Состояние сферы физической культуры и спорта, характеризовалось нерешенными вопросами финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения. В ответ на эти вызовы последовало принятие Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, определившей показатели эффективности и основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта.[1] Цель Стратегии заключается в создании условий, обеспечивающих возможность для всех категорий и групп населения, вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом. К задачам Стратегии отнесены вопросы модернизации системы физического воспитания населения, реализации комплекса мер, направленных на пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта, совершенствования материально-технической базы, организационно-управленческого, кадрового, научно-методического и медицинского обеспечения. Стратегия реализуется в 2 этапа: 2009–2015 годы и 2016–2020годы. Предусмотрено, что доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в 2015 году составит не менее 30% от общего числа граждан, а в 2020году — не менее 40%, что соответствует показателям экономически
развитых государств мира. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья величина данного показателя в 2015 году составит не менее 10%, в 2020 году — не менее 20%; для учащихся и студентов — не менее 60% и 80% соответственно. Показатель уровня обеспеченности населения объектами спорта, исходя из их единовременной пропускной способности, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, предполагается увеличить до 30% к 2015 году и до 48% к 2020 году.
По данным федерального статистического наблюдения по форме
«Сведения о физической культуре и спорте»[2], в Российской Федерации в 2012 году зафиксированы следующие показатели развития физической культуры и спорта:
- доля лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 22,5% общей численности населения страны (в 2008 году — 15,9%);
- доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 52,7% численности данной категории населения (в 2008 году — 34,5%);
- доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся - физической культурой и спортом, составляет 3,5% численности данной категории населения (в 2008 году — 1,7%);
- обеспеченность всеми видами спортивных сооружений, исходя из единовременной пропускной способности, составляет 25,1% (в 2008 году — 22,7%).
При этом доля учащихся и студентов, отнесенных к специальной медицинской группе и посещающих занятия физической культурой, составляет 60% (в 2008 году — 34,5%)..Доля лиц допризывного возраста,
не соответствующих требованиям, предъявляемым армейской службой, снизилась и в настоящее время составляет 26,4% (в 2008 году — более 40%). Несмотря на позитивную динамику, до сих пор актуальны проблемы, связанные с повышением двигательной активности граждан. Недостаточной эффективностью использования возможностей физической культуры для целей оздоровления нации, качеством и доступностью физкультурно-оздоровительных услуг, обеспеченностью объектами спорта, прежде всего в зоне шаговой доступности. Требует совершенствования методическое, кадровое и медицинское обеспечение физической культуры и массового спорта. Для достижения целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта к 2020 году необходимо удвоить число граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Данный показатель требуется увеличивать на 2,5% ежегодно. При существующем темпе развития рост численности систематически занимающихся спортом, составит не более 2% в год. Одновременно Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, предусмотрено повышение уровня обеспеченности спортивными сооружениями к 2018 году не менее чем в 1,5 раза. разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и спорта»[3]. В ее структуру включена подпрограмма № 1 «Развитие физической культуры спорта». Целью данной подпрограммы является обеспечение гражданам, прежде и молодежи, систематически заниматься физической культурой и массовым спортом и вести здоровый образ жизни. Достижение данной цели обеспечивается выполнением основных задач и связанных с ними программных мероприятий:
- совершенствование физического воспитания категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях;
- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе
для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- реализация комплекса развитию студенческого
на базе образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
- повышение эффективности пропаганды физической спорта, включая меры по популяризации нравственных ценностей спорта и движения в средствах массовой информации.
Целью данной курсовой работы является всесторонне исследование основ трудового воспитания, занимающихся физической культурой и спортом.
Предметом выступает трудовое воспитание воспитания занимающихся физической культурой и спортом. Объект исследования - методы трудового воспитания занимающихся физической культурой и спортом.
Для достижения цели исследования автором поставлены следующие задачи:
- Определить цели, задачи и общие принципы физического воспитания;
- Выявить взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания;
- Осветить средства и методы умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе физического воспитания;
- Доказать влияние физической культуры и массового спорта как фактора повышения качества жизни граждан.
Глава I. Цель, задачи и общие принципы физического воспитания
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса[4].
Физическое воспитание – это система мероприятий по укреплению здоровья, овладению жизненно важными двигательными навыками и умениями, достижению высокой работоспособности[5].
Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания является дифференцированное применение различных средств физической культуры в школе. При этом учитываются возрастные и половые особенности, состояние здоровья, степень физического развития и уровень физической подготовленности школьников.
Важное гигиеническое значение имеет постоянный медицинский контроль за процессом физического воспитания детей и подростков. Общее руководство организацией врачебного контроля за здоровьем школьников, занимающихся физической культурой и спортом как в школе, так и вне ее, осуществляется органами здравоохранения. Медицинский персонал в школе содействует полноценному использованию средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, их физического развития и повышения физической подготовленности; участвует в организации, физкультурно-оздоровительных мероприятий, контролирует их проведение.
Учащиеся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений, школ профессионально-технического обучения и других учебных заведений, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят медицинское обследование по установленной форме не реже одного раза в учебном году у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения. На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями по медицинским группам — основной, подготовительной, специальной.
Основными целями физического воспитания являются:
- развитие данных человеку от природы физических качеств – силы, быстроты, выносливости;
- овладение двигательной культурой – выработке у школьников способности к сложным двигательным координациям, к эффективному самоконтролю и управлению движениями, овладение навыками и умениями, необходимыми в труде;
- исправление нарушений осанки, слабого или непропорционального развития отдельных частей тела;
- воспитание воли и настойчивости в достижении поставленной цели благодаря систематическому волевому усилию, необходимому для регулярного и качественного выполнения определенного количества физических упражнений.
Физическое воспитание имеет оздоровительные и воспитательные задачи, которые решаются одновременно и призваны повсеместно содействовать физическому развитию детей и подростков, укреплять их здоровье и подготавливать их к будущей трудовой деятельности.
Принципы физического воспитания учащихся:
1) Общепедагогические принципы:
Принцип осознанности и активности направлен на воспитание у ребенка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф. Лесгафтом, который противопоставлял осознанность механическому заучиванию движений[6]. П.Ф.Лесгафт писал, что необходимо научить ребенка выполнять всякую работу по слову, приучать к большей самостоятельности в действиях и волевым проявлениям.
Принцип активности предполагает в ребенке высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип систематичности и последовательности обязателен для всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип наглядности — предназначен для связи чувствительного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Поскольку физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывая оздоровительное воздействие на его органы и системы, завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка.
2) Принципы, отражающие закономерности физического воспитания:
Принцип непрерывности — выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании[7]. Это один из важнейших принципов, который обеспечивает последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются, подчиняясь «законам упражнения».
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р. http://www.consultant.ru/
[2] Сведения о физической культуре и спорте. www.gks.ru
[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 года № 402-р. http://www.consultant.ru/
[4]Барчуков, И. С.. Физическая культура: учебник/ И. С. Барчуков ; ред. Н. Н. Маликов. — 4-е изд., испр.. — М.: Академия, 2011. — 528 с.
[5] Боген М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. – М.: Либроком, 2010. – 200 С.
[6] Герценштейн Г. М. Лесгафт, П. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
[7] Столяров В.И., Фирсин С.А., Баринов С.Ю. Содержание и структура физкультурно-спортивного воспитания детей и молодежи (теоретический анализ). – Саратов : ООО Издательский центр «Наука», 2012. – 268 с.