ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО
1.1 Сущность теории поколений
1.2 Формы и виды трудового поведения
1.3 Общая характеристика поколения Y
2. АНАЛИЗ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОКОЛЕНИЯ
2.1 Анализ подходов и изучения особенностей трудового поведения поколения Y
2.2 Сравнительная характеристика трудового поведения поколения Y
2.3 Использование особенностей трудового поведения поколения Y в управлении персоналом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В современной социологической отечественной литературе понятие трудовое поведение постепенно начинает играть все большую роль в социологии труда наряду с превалирующим ранее понятием трудовая деятельность.
В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. Внешнее проявление отношения человека к труду проявляется в его трудовом поведении. В свою очередь характер трудового поведения работника и его отношения к труду определяет множество взаимосвязанных факторов, изменяя которые можно влиять на трудовое поведение индивида, а, следовательно, и на качество его работы.
В соответствии со структурой трудового поведения его основные сущностные характеристики проявляются в том, что оно отражает функциональный алгоритм производственного процесса, представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности. Моральные требования, нормы, ценности, которые присущи членам определенного общества, занятым определенной трудовой деятельностью, составляющим содержание трудовой морали, являются важными факторами трудового поведения. В этом и проявляется актуальность выбранной темы курсовой работы.
Предметом исследования курсовой работы является изучение трудового поведения поколения Y. Объектом исследования является трудовое поведение поколения Y.
Целью курсовой работы является изучение трудового поведения поколения Y.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить ряд соответствующих задач:
- рассмотрение теоретических основ трудового поведения;
- изучение особенностей трудового поведения поколения Y.
Изучением данного вопроса занимались многие специалисты, то есть данная тема в теоретическом плане разработана достаточно детально. Исследованиями по данному вопросу занимались такие авторы, как Добреньков В.И., Кибанов А.Я., Тощенко Ж.Т. и другие.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что представители поколения Y являются основной рабочей силой на данный момент с большим потенциалом, и существует необходимость в том, чтобы заинтересовать их для успешного и эффективного взаимодействия в трудовой деятельности.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПОВЕДЕНИЯ
-
Сущность теории поколений
Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями.
Теория поколений описывает историю США, включая 13 колоний. Именно эта географическая область и была лучше всего изучена, однако Штраус и Хоув также изучили поколенческие тренды в других странах и обнаружили схожие циклы в некоторых развитых странах [10, c. 15].
Адаптацию теории поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис.
В основе этой теории ценности людей представителей среднего класса. Поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми.
Особенностью теории в России является то, к среднему классу относят себя две группы людей: с определенным экономическим достатком и те, кто получил высшее образование. Поэтому в России, применяя теорию, специалисты предпочитают использовать термин «большинство».
Теория поколений изучает два больших вопроса:
1) ценности;
2) цикличность в событиях и явлениях, влияющих на формирование ценностей [6, c. 8].
Сейчас в России живут и работают представители следующих поколений. Рассмотрим их подробнее.
- Поколение GI или поколение Победителей (1900-1923 г.р.).
События, сформировавшие их ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация.
Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.
- Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.).
События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков.
Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.
- Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г. р.).
События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР - мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания.
Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.
- Поколение Х или Неизвестное поколение (1963-1984 г.р.).
События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане.
Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.
- Поколение Y или Поколение Миллениум, Сети, Next (1984-2000 г.р.).
События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет - их привычная действительность. Эпоха брендов.
Ценности: свобода, веселье, результат как таковой. В систему ценностей этой группы также включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.
- Поколение Z (c 2000 г.р.).
Ценности самых старших представителей этого поколения в процессе формирования [11, c. 85].
Таким образом, на сегодняшний день можно охарактеризовать теорию поколений.
1. Бабосов Е.М. Экономическая социология. Вопросы и ответы / Е.М. Бабосов. - М.: «ТетраСистемс», 2004. – 224 с.
2. Васильева М.Г. Понятие трудового поведения в социологии. – М.: Феникс, 2012 . – 338 с.
3. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура. – СПб: Питер, 2013. – 412 с.
4. Добреньков В.И., Волков А.В., Нечипуренко С.К. Социология. Учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 311 с.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебное Пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 456 с.
6. Егоршин В.П. Трудовое поведение поколения Y // Социологические исследования, 2013. - № 3. – с. 17-34
7. Кошелев А.В. Состояние понятийного аппарата социологии // Социологические исследования, 2010. - № 5. – с. 7-19
8. Кравченко С.А. Динамика современных социальных реалий: инновационные подходы // Социологические исследования, 2010. - № 10. – с. 11-17
9. Общая социология: учебное пособие для вузов. Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: Инфра-М, 2009. – 652 с.
10. Петросян Д.С. Трудовое поведение. Новые направления теории // Социологические исследования, 2013. - № 11. – с. 12-25
11. Ромашов О.В. Социология труда и экономическая социология. Учебник, М: Гардарики, 2007. – 447 с.
12. Силласте Г.Г. Экономическая социология. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 383 с.
13. Социология: общий курс. Учебник. / Под ред. А. С. Страданченкова, А.В. Филиппова, М: Инфра-М, 2009. – 330 с.
14. Тощенко Ж.Т. Трудовой поведение различных поколений // Социологические исследования, 2014. - № 12. – с. 3-27
15. Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России // Социологические исследования, 2011. - № 6-7
16. Трудовое поведение. Учебное пособие / Под ред. В. И. Верховина. – М.: Кнорус, 2012. – 512 с.
17. Фролов С.С. Социология: учебник. - М.: Гардарики, 2003.- 344 с.
18. Экономика и социология труда. Учебник для вузов/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Дело и сервис, 2013. – 414 с.
19. Экономическая социология. Учебник / Под ред. Радаева В. В. – СПб: Питер, 2012 . – 608 с.
20. Экономическая социология. Учебное пособие / Под ред. Верховина В.И. – М.: Мир: Академический проект, 2006. – 728 с.