Введение
Глава 1. История развития уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних
1.1 Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних дореволюционный период
1.2 Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних советский период
Глава 2. Зарубежный опыт законодательства об установлении уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних
2.1 Регулирование уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в странах СНГ
2.2 Зарубежное уголовное законодательство ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних
Заключение
Список литературы
В РФ права детей и их защита отражены и закреплены во многих законодательных источниках разного уровня, таких как Конвенция ООН «О правах ребенка», Конституция РФ, Кодексы страны, а также в некоторых Федеральных законах. Наиболее обширно личные права ребенка в семье и обществе РФ обозначены в Семейном кодексе и ФЗ 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
В законодательстве РФ детьми признаются граждане, которым еще не исполнилось 18-ти лет. То есть они не достигли своего совершеннолетия. Общее обеспечение прав ребенка осуществляется в РФ в соответствии с ФЗ 124. Согласно данному источнику права, органы госвласти, должностные лица данных учреждений, родители и законные представители, медработники, педагоги, психологи и другие специалисты, занимающиеся воспитанием, развитием или образованием детей, должны содействовать защите их прав и интересов.
СК РФ в главе 11 определяет права несовершеннолетних детей. Семейное право регламентирует их возможности и полномочия как в семье, так и в социуме в общем.
Статья 54 СК РФ закрепляет за несовершеннолетним лицом право жить и получать воспитание в семье. А это значит, что во всех случаях, кроме тех, когда нарушаются интересы детей или есть угроза их жизни и здоровью, несовершеннолетние могут и должны жить с родителями, получать их внимание, заботу и опеку. При этом при отсутствии кровных матери и отца или лишения их прав в отношении собственных детей ребенок имеет право жить и воспитываться в специализированных детских учреждениях или в приемной семье. При таком положении дел приоритет отдается семейным формами воспитания, в детские дома несовершеннолетние попадают в крайних ситуациях.
Целью моей работы является раскрыть тему - уголовная ответственность за не исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних :исторический и сравнительно - правовой аспекты.
Исходя из указанной цели исследования его основными задачами является:
Выяснить уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних дореволюционный период.
Рассмотреть о уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних дореволюционный период.
Раскрыть регулирование уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних в странах СНГ.
Изучить зарубежное уголовное законодательство ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних.
Глава 1. История развития уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних
1.1 Уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних дореволюционный период
Основы семейного права в нашей стране прошли весьма длинный путь. Дохристианская Русь руководствовалась древними традициями. Основы права в этой области нашли свое отражение в «Кормчей книге» - переводе текстов византийских князей. Церковное венчание было принято в XI веке и, в отличие от католической ветви христианства, православная Русь допускала возможность развода.
В нашем государстве за всю историю его существования основы права пережили ряд метаморфоз. Изначально на Руси, как, впрочем, и в любом другом государстве, руководствовались традициями родовой общины. Не считались дикарством, например, кровная месть или убийство простолюдина. Основы уголовного права государства Российского впервые прописываются в так называемой «Русской Правде», датируемой серединой XI-XII веков. Различия между преступлением уголовным или гражданским в ней не существовало, да и любое злодеяние именовалось не иначе как «обидой», из чего можно сделать вывод, что и мера наказания оценивалась больше на уровне эмоциональном, нежели правовом[1].
В своем устоявшемся виде Кормчая книга содержит две части. Первая кроме исторических статей включает извлечения из апостольских Постановлений, Соборов – поместных и вселенских, Правила святых Апостолов, св. Отцов. Все тексты представлены в сокращении и составляют сорок одну главу. Во второй части представлено государственное гражданское византийское законодательство. Кроме этого, здесь находятся тексты, которые были созданы на основе греческих канонистов: «О тайне супружества» и «О браках беззаконных». Есть здесь несколько статей, посвященных церковной дисциплине, богослужению и другим темам, которых касаются их авторы – греческие патриархи и церковные учителя. Всего вторая часть состоит из двадцати девяти глав. Каждая из них снабжена предметным указателем.
Отрочество – время жизни человека, вторая половина детства перед юностью. В разные столетия этот промежуток взросления ребенка приходится на разные года. Время, когда мальчик в семье еще не имеет никаких прав, но уже имеет обязанности. Его гоняют, как слугу, заставляют выполнять посильные дела, как работника. Отроками в древней Руси называли работников и слуг. У соседей в украинском языке работник также назывался отроком и имел единственное значение. В словаре Фасмера это слово переводится еще откровеннее: не имеющий права говорить (отъ-рокъ). Правильно. Ни работник, ни слуга, ни подросток не имели права голоса. Все эти понятия объединились одним буквосочетанием – отрок.
Браки с представителями другой веры находились под запретом. Как ни удивительно, но в Древней Руси женщина могла быть собственницей имущества. Что касается отношений отцов и детей, то в этот период времени законность происхождения ребенка не имела большого значения, в отличие от более поздних правил середины XVII века, когда незаконнорожденного не признавали даже в случае, если родители вступали в брак после его рождения.
Русская Правда стала первым сборником законов в Древней Руси. Первые ее редакции появились во время правления киевского князя Ярослава Мудрого в первой половине XI в. Он же был инициатором создания Русской Правды. Сборник был необходим для того, чтобы упорядочить жизнь в государстве, где по-прежнему судили и решали споры по неписанным традициям. Все они нашли отражение на страницах этого сборника документов.
Важным шагом вперед для внутренней политики Ярослава было составление общего свода законов, который был назван «Русской Правдой». Это документ, который определил общие для всех правила наследственного, уголовного, процессуального и торгового законодательства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром был невозможен без этого документа.
Ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних в Древней Руси регулировалась в основном нормами церковного законодательства. В качестве самостоятельных объектов уголовно-правовой охраны интересы несовершеннолетних древнерусским правом не рассматривались. Ответственность же за отдельные преступления против семьи (прелюбодеяние, кровосмешение, аборт) предусматривались Церковными уставами Владимира Святославовича и Ярослава.
При этом преступления против семьи и преступления против несовершеннолетних были объединены в одну группу преступлений, т.е. положение детей в этот период определялось в большей степени в рамках института семьи. Ребенок полностью зависел от родителей, и каждый из них мог распорядиться жизнью ребенка по своему усмотрению. Дети стояли на одной ступени с рабами и прислугой.[2]
Существенным нововведением стало разделение детей на законных и незаконнорожденных, которые существенно ущемлялись в своих правах, в частности в праве на наследство.
Соборное уложение – это масштабный правовой акт Московского государства, задокументировавший правовые нормы основных сфер жизни в середине XVII века. Свод оставался главным правовым источником страны и на протяжении последующих двухсот лет.
Как ни странно это звучит для нашего времени, в Соборном уложении много места уделено вопросам семьи. Огромное значение придавалось описанию и разъяснению устройства наименьшей ячейки общества.
В этой области Соборное уложение подтверждало исключительную роль церкви в праве заключения брака. А также определяло верховенство мужа в семье.
В Соборном уложении 1649 г. практически не упоминалось о преступлениях против семьи и несовершеннолетних. Имелась лишь норма, предусматривавшая ответственность детей за отказ кормить и ссужать родителей при старости (ст. 5).[3] В этот период уголовная политика характеризовалась карательной направленностью и носила сословный характер.
По сути, никаких кардинальных изменений принятие Соборного уложения не принесло, однако оно полностью закрепило статус семьи и ее устройство. Разумеется, семья обязана была оставаться патриархальной – мужчина был «строителем дома», он же принимал все самые важные решения. Статус женщины полностью и целиком зависел от статуса мужчины, и это означало, что свободная женщина никогда не выйдет за крепостного.
Как и основы права уголовного, семейные отношения были упорядочены в эпоху Петра. Именно в этот период усиливается роль светских канонов, которые нашли свое отражение в Своде Законов Российской империи. Значительная роль отдается добровольному заключению брака. Православные могли заводить семью с представителями иных направлений христианства, увеличивается возрастная планка, после которой можно было стать мужем или женой. Если раньше вступить в брак можно было девушкам в возрасте 13 лет и юношам от 15 лет, то Уложение говорит уже о 16 и 18 годах соответственно. Безграничная власть мужчины приобретает более цивилизованные формы. С середины X I Х века запрещается физическое наказание жены и детей.
[1] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма / под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1986.
[2] Неволин К.А. История российских гражданских законов. М.: Статут, 2005. С. 318.
[3] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 3. Акты земских соборов / под ред. О.И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1985. С. 248-433.