Прогрессивный рынок товаров отличается сравнительно высочайшей насыщенностью, товарного дефицита практически нет. Бюрократическая система распределения продуктов всецело заменена отношениями вольной купли-продажи. Динамизм размеров и текстуры реализации продуктов и услуг равномерно приобретает все более стабильный характер.
Переход к рыночной экономике, выход в свет Грандиозного многообразия организационно-правовых форм компаний обусловили необходимость в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию приватной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новейшие требования к профессионалам, умелая работа которых осуществляется в области товарного обращения. Прогрессивный маркетинг – это система организации работы компании по исследованию, производству и сбыту продуктов и предоставлению услуг на базе комплексного исследования рынка и реальных запросов клиентов с целью получения высочайшей прибыли.
Маркетинг подразумевает эластичность организационных форм управления, интенсивную предприимчивость, неизменный поиск путей действенного механизма к рынку и действия на покупателя. Важно отметить, что маркетинг базируется на основательном знании беспристрастной информации о рынке, о реальных запросах покупателей, инициативе и предприимчивости. В список объектов маркетинга включается фактически все, что может удовлетворить самые разнородные людские нужды и необходимости, услуги и места их получения, организации, виды работы, персоны, идеи.
Планирование ассортимента и управление им – обязательная часть маркетинга.
Актуальность трудности формирования ассортиментной политики содержится в возрастающей необходимости потребителей, в подъеме неценовой конкуренции и предложения продуктов и услуг на рынке. Такие причины, как несовершенство рыночных взаимоотношений, инфляция, невысокий уровень подъема населения, достаточно высочайший уровень дифференциации заработков населения, отличительны для отечественного рынка. Основная масса компаний отпускают не 1 какой-то продукт либо услугу, а создают конкретный товарный перечень. Каждый товарный перечень потребует своей стратегии маркетинга. Проблема наращивания товарного ассортимента потребует принятия решений условно того, обязано ли это быть наращивание вниз, вверх или же в обоих направлениях. Неувязка насыщения ассортимента потребует принятия решений о необходимости прибавления новых продуктов в его существующих рамках. Потребует решения и вопрос о том, какие конкретно продукты обязаны представлять весь перечень в событиях по стимулированию сбыта.
Актуальную роль в маркетинговой стратегии играет ассортиментная концепция. Она представляет из себя нацеленное возведение хорошей ассортиментной текстуры, товарного предложения, при всем при этом за базу принимаются, с одной стороны, потребительские требования конкретных групп, а с другой, – потребность обеспечить более действенное применение предприятием сырьевых, технологических, денежных и прочих ресурсов с тем, чтоб создавать продукта с невысокими издержками.
Цель курсовой работы – раскрыть тему управления товарным перечнем в условиях конкурентноспособного рынка.
Главные задачи:
- Раскрыть понятия товарного ассортимента.
- Раскрыть понятия ассортиментной политики и концепции.
- Управления товарным ассортиментом на предприятии.
1. Понятие и сущность товарного ассортимента
1.1. Товарная политика.
Рыночный успех считается основным аспектом оценки работы российских компаний, а их рыночные возможности предопределяются без ошибок разработанной и методично осуществляемой товарной политики. Обязательной частью товарной политики, считается составление товарного ассортимента.
Под товарной политикой компании следует понимать совокупность его товарных стратегий (охвата рынка, размещение продукта и т.д.), комплекс решений и поступков по формированию ассортимента выпускаемой продукции, ценообразованию, стимулированию сбыта (реклама, сервис потребителей, коммерческое кредитование, скидки) и товародвижению. Этим образом, товарная и сбытовая политики плотно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Во многих случаях данные понятия заменяют друг друга. Товарная политика – это маркетинговая работа по исследованию частных стратегий оценки номенклатуры выпускаемой продукции и перемещения ее покупателей надлежащих рынков.
Она включает:
- анализ работающих рынков по объектам исследования;
- жизненный цикл продукта и условия перехода на выпуск новой продукции;
- составление спроса и предложения;
- оценку конкурентоспособности продукта и производства;
- составление продуктового портфеля предприятия;
- анализ и управление каналами сбыта;
- анализ и управление ценами.
В соответствии с этим к задачам товарной политики относятся:
- Поиск новых товаров;
- Становление новых товаров;
- Ввод новых продуктов на рынок;
- Обоснование форм продуктов на рынок;
- Регулировка качества товаров;
- Контроль за поведением новых продуктов на рынке и т.д.
1-ые 3 отмеченные задачи находят решение при введении новых продуктов на рынок, а решение иных задач наблюдается в протяжении всей жизни товара.
Новейшие условия хозяйствования, расширение самостоятельности фирм и увеличение их ответственности за принимаемые решения требуют инновационного подхода к формированию товарного ассортимента.
По данным выборочных опросов, главы и эксперты фирм ставят составление ассортиментной политики на 2-ое место по значимости после информационного обеспечивания работы [6, с.112].
2.1. Товар: сущность и элементы.
Для действенного управления нужно будет иметь ясное понятие о самом понятии "ассортимент".
Но до того как конкретнее осматривать сущность товарного ассортимента раскроем сущность понятия "товар".
Продукт – база предпринимательской работы компании. Это трудоемкое, многоаспектное понятие, совокупность множества качеств, основными из числа которых являются потребительские характеристики, Т.е. способность продукта исполнять функцию – удовлетворять необходимости того, кто им обладает. Понятие продукта включает в себя все то, что может быть предложено на рынке для удовлетворения потребности.
Продукт – это ключевой составляющий рыночного хозяйства, определяющий эффекты работы всякого промышленного и коммерческого предприятия на "нормальном" развитом рынке, в следствие чего же вся совокупность мер, связанных с продуктом (его творением, производством, реализацией на рынке, обслуживанием, рекламой), занимает центральное место в маркетинговой политике и деятельности.
При исследовании продукта выделяют такие его составляющие, как функциональное назначение, надежность, долговечность, экологическая чистота, свежесть, вкус, аромат, удобство применения, эстетичность наружного вида, упаковка, сопроводительные документы и аннотации и др. Потребительская ценность продукта тем выше, чем полнее его качество соответствует требованиям, обнаруженным в следствии исследования необходимостей потребителей и прочим характеристикам, определяющим спрос. В доктрине маркетинга рассматривается 5 уровней товара.
Каждый уровень повышает потребительскую ценность товара; совместно с тем они образуют иерархию потребительской ценности. На первом уровне присутствует ключевая ценность продукта. На втором уровне ключевая ценность преображается в главный продукт. На третьем уровне маркетолог сформировывает прогнозируемый продукт, Т.е. набор отличительных показателей и критерий, что покупатель традиционно ждет и на который дает согласие при покупке этого продукта. На четвертом уровне маркетолог делает улучшенный продукт, отвечающий нуждам сверх обыденных ожиданий. На 5-ом уровне пребывает возможный продукт, имеющий отношение к делам связанным с теми улучшениями и трансформацией, что, вполне возможно претерпит существующий продукт в будущем. Конкретно на данном уровне фирмы настойчиво выискивают новейшие приемы удовлетворения покупателей и улучшения рыночных услуг [3, с.54].
Понятие "товарный ассортимент" считается одним из главнейших в доктрине маркетинга. И это абсолютно обоснованно: работа любой компании считается действенной только в тех случаях, когда производимый им продукт находит спрос на рынке, а удовлетворение явных необходимостей клиентов благодаря приобретению этого продукта приносит прибыль.
Понятие "ассортимент" вышло от французского слова "assortiment", что значит "набор (подбор) товаров". Воззрения российских и иностранных экспертов в сфере маркетинга по определению понятия "ассортимент" расходятся. Одни авторы предлагают считать синонимами понятия "ассортимент" и "номенклатура", иные находят меж ними принципиальные различия.
С вопросом терминологии ассортимента связанна проблема его научной классификации. Действующая классификация продуктов этнического пользования, образовавшаяся основным образом на базе структурных построений прейскурантов российской торговли, базируется на всевозможных принципах. Одни продукты объединяются по показателю сырья и начального материала, иные – по назначению и общности выработки. Некие продукты группируются по отраслям производства, почти все – по потребительским признакам.
Более распространены последующие определения:
Товарный перечень – группа продуктов, плотно связанных между собой или в следствие схожести их функционирования, или в следствие того, что их сбывают одним и тем же группам посетителей, или же через одни и другие же типы торговых заведений, или же в масштабах 1-го и такого же спектра цен.
1. Алексеев А.Л. Маркетинговые принципы оптимизации глубины ассортимента продукции. М.: – ФАИР-ПРЕСС, 2011. –346 с.
2. Ассортимент //Большая советская энциклопедия. Т.2. – М.: Советская энциклопедия, 2013. – 329 с.
3. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Уч. для ВУЗов/ Под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: ЗАО Изд-во "Экономика", 2012. – 718с.
4. Дихтель Е., Хершген Х. Практический маркетинг: учеб. Пособие – М.: ИПФРА-М, 2011. – 255с.
5. Николаева М.А. Маркетинг потребительских товаров. – М.: Изд-во НОРМА, 2012. – 118с.
6. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие. – М.: АО "Финстатинформ". 2011. – 251.
7. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов на Дону: Март, 2013. – 544с.
8. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. 7-е издание. / Пер. с англ. – СПб.: Питер,2012. – 848 с.
9. Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д., Розова Н.К., Тэор Т.Р. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: 2014. – 448 с.
10. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Практическое руководство,
4-е издание.: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2011. – 1200 с.
11. Черчилль Г.А., Браун Т.Д. Маркетинговые исследования. 5-е изд. / Пер. с англ. – СПб: Питер, 2012. – 704 с.
12. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом "Вильямс",2011. – 264 с.
13. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 2013. – 196 с.
14. Виннерман К. Как продавать свои услуги. Руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий. – М.: Московский бизнес-центр, 2012. – 96 с.
15. Песоцкая Е.В. Маркетнг услуг: Учебное пособие.-СПБЮ: Питер- 2011.- 180 с.