Введение
Глава 1 Характеристика и формы предпринимательства
1.1 Общая характеристика предпринимательства
1.2 Формы организаций предпринимательства
Глава 2 Управление. Предпринимательский тип управления
2.1 Типы организационных структур управления в предпринимательстве
2.2 Предпринимательское управление
2.3 Рынок как естественная среда для предпринимателя
Заключение
Библиографический список
Актуальность темы. Среди новых тенденций в развитии науки и практики управления, появившихся накануне XXI в., особый интерес представляет подход, получивший название "предпринимательское управление".
В 80-е годы, когда крупные зарубежные фирмы осознали, что условием их выживания и сохранения выступает гибкость, заметно усилилась тенденция к децентрализации управления внутри компании, созданию предпринимательских подразделений, "центров прибыли", распространению дивизиональных структур. Помимо традиционного предпринимательства (антрепренерства) в эти годы возникло так называемое внутреннее предпринимательство (интрапренерство). Сегодня управление организацией приобретает все более предпринимательский характер. Некоторые компании успешно используют отдельные элементы предпринимательского управления, другим удалось стать полностью предпринимательскими организациями.
Целью данной работы является рассмотрение темы сущность управления, рынок и предпринимательский тип управления.
Объектом исследования является предпринимательское управление.
Предметом исследования управление и сущность предпринимательской деятельности.
Поставлены задачи:
- дать общую характеристику предпринимательства;
- рассмотреть формы организаций предпринимательства;
- изучить типы организационных структур управления в предпринимательстве;
- охарактеризовать предпринимательское управление;
- проанализировать рынок как естественную среду для предпринимателя.
Степень научной разработанности темы. Основные теоретические и практические проблемы предпринимательского управления исследованы в трудах российских ученых Л.И. Абалкина, JI.M. Бадалова, А.О.Блинова, А.В. Бусыгина, А. В. Виленского, О.С. Виханского, В. Я. Горфинкеля, В.Д.Грибова, С.В. Гуськова.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1 Характеристика и формы предпринимательства
1.1 Общая характеристика предпринимательства
В теории систематическую, самостоятельную, непосредственную, осуществляемую на собственный страх и риск деятельность, направленную на выполнение работ или оказания разного рода услуг выполняемых как физическими, так и юридическими лицами, цель которых получить прибыль называют предпринимательством. Именно подобную трактовку можно увидеть в государственных законах о предпринимательстве.
Современная рыночная экономика у многих граждан, не завися от страны и месторасположение, вызывает желание иметь свое дело. Цель ведения собственного дела (бизнеса) это приумножение собственности. В этом и заключается предпринимательство простыми словами. Предпринимательство относят к наиболее активным формам экономической деятельности и это просто объяснить. Работая в условиях рынка, предприниматель практически не знает, насколько выгодно, он продаст товар или выполнит услугу. Тем самим, он рискует понести потери в виде имущества, денег, положения. Условия риска потери приводят к максимальной активизации и в постоянном поиске способа, методов улучшить свое положение. И только работа в направлении улучшения работы поможет предпринимателю перейти на новый уровень и держаться на плаву.
На основе выше указанных характеристик моно выделить отличающие черты предпринимательства.
К таким чертам относят[1]:
- экономическая свобода деятельности и полная самостоятельность. Здесь выделяется независимость предпринимателя при принятии решений в организации и работы собственного бизнеса в любой сфере его деятельности. Ну конечно это не касается не законной деятельности;
- предпринимательская деятельность связана с постоянным риском и полной неизвестностью конечного результата начатого дела. В таком виде деятельности, как правило, добиваются успеха люди, обладающие особыми качествами характера. Важную роль играет умение, грамотность, характер, знания;
- наиболее важная характерная черта для предпринимателя это опора на инновации. Под словом инновации в предпринимательстве, как правило, скрывают поисковую деятельность людей, на плечах которых лежат реформы, проводимые как в производстве, так и в других сферах деятельности.
Тяжело отнести к предпринимательству деятельность, которая не использует постоянный инновационный характер. Инновации должны сопровождать и проявляться во всех сферах деятельности.
Инновация это одна из главных характеристик предпринимательства, которая отличает их от типов экономической деятельности, которые можно отнести к рутинным и шаблонным, в отличие от которых инновационный поиск предпринимательства направлена на получение совершенно нового результата.
Суть предпринимательства сводится не только к получению прибыли, это достаточно сложное понятие, имеющее разные стороны и многофункциональность. Как правило, для полного и полного определения значения предпринимательства определяют следующим образом: предпринимательство это творческая деятельность, которая выполняется самостоятельно в направлении совершенно новых инновационных продуктов или услуг или совершенствовании старых на свой страх и риск, цель всех перемен и новшеств получение прибыли или приумножение капитала[2].
Для предпринимателя открыты все виды деятельности (производство, торговля, консультации, посредничество и даже операциями с ценными бумагами), конечно к ним нельзя относить виды деятельности, запрещенные законом. Деятельность может вести как один человек, так и коллективно с партнерами, с использованием наемного труда или нет с организацией юридического лица или нет.
Что касается формы собственности и признака использования предпринимательской деятельности её можно разделить на две части. Первая это когда предпринимательская деятельности осуществляется самим предпринимателем (это в том случае, когда сам собственник, положившись только на себя, на свой страх и риск и под свою собственную имущественную ответственность проводит деятельность)[3]. Второй это когда предпринимательской деятельностью занимается руководитель предприятия от имени владельца. В данном виде свобода действий директора выделена в четких пределах, которые оговариваются в контракте. В контракте четко указывают ограничение прав распоряжение имуществом и возможности проведения других видов бизнеса, порядок и условий финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, оснований и условий расторжений договора.
Как правило, после подписания контракта собственник может вмешиваться в деятельность предприятия только в случаях, разрешенных в контракте.
Ведя свою деятельность предприниматель, как собственник, так и руководитель имеют право на привлечение на договорных началах и дальнейшем использовании финансовых средств, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц, объекты интеллектуальной собственности. Проводить организацию программ и наладку производственных циклов, осуществлять выбор потребителей и поставщиков, формирования и установки цен в рамках разрешенных законом или прописанных в договорах. Открыто для предпринимателей внешняя экономическая деятельность, административно распределительная деятельность, связанная с управлением предприятием, увольнение и принятие на работу наёмных работников от имени предприятия[4].
[1] Логунова И.В., Макеева О.Б., Хацкевич Л.Д. Новые информационные технологии в организации малого промышленного бизнеса // Организатор производства: теоретический и научно-практический журнал. М., 2010. №1 (20). С.97 – 101.
[2] Кабушкин Н.И. Организационные формы и структура управления организацией // Методы и принципы менеджмента. 2010. №2. с. 105 – 118.
[3] Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2011. – 223 с.
[4] В.В. Гречихин. Лекции по методике и технике социологических исследований – М: МГУ, 2010