Введение
Глава 1. Обзор научных традиций в рамках исследования контркультуры
1.1. Контркультура в трудах зарубежных исследователей:
1.2. Контркультура в трудах зарубежных исследователей:
1.3. Контркультура:
Глава 2. Национальные архетипы США и контркультура
2.1. Ментальность WASP -
2.2. Архетипы,
Глава 3. Анализ контркультурных проектов
3.1. «Разбитое» поколение
3.2. Молодежные группировки
3.3. Мифические аспекты контркультурного проекта
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Трансформация российского общества в ходе реформ значительно изменила культурно-историческую ситуацию: границы между полярными явлениями сместились, стали размытыми или перестали существовать; ценности и смыслы многих явлений претерпели кардинальное переосмысление, становясь идеологически неопределенными и нередко многозначными; методы политического контроля над культурой изменились - прямое принуждение уступило место косвенным воздействиям, а идеологически направленное давление способствовало формированию новой, «открытой» культуры, нового менталитета, новой страны. Эти тенденции обусловили «вхождение» России в современную техногенную цивилизацию и формирование американоцентричного сознания и ценностей, что создало культурную оппозицию между «раскованной» молодежью, открывшей для себя «новые шансы» и старшим поколением, которое являют собой живое воплощение привычки к коллективной жизни и равенству без достатка. Американоцентричное сознание в своей основе содержит контркультурные элементы, такие как слом национальных культурных ценностей и замена их иными культурными приоритетами.
При появлении «чуждой» культуры произошло неизбежное столкновение и конфликт двух культурных систем: западной и российской.
Однако к концу 90-х годов XX века доминирующей тенденцией массового сознания стало возвращение от западных увлечений к «исконно русским» ценностям и эталонам саморазвития. На фоне напряженного противостояния «прототалитарных» и «антитоталитарных» сил появилась неполитическая ностальгия по «старым добрым временам» и тяга к доисторической целостности страны с ее апологией самодержавия, православия, народности, национальной однородности и культурной замкнутости.
Массовая культура на сегодняшний день оказывает большое влияние на общество. Если традиционная культура под достоинством личности подразумевает, прежде всего, духовные качества, то массовая культура потребительского комфорта - телесные. Подвергаются трансформации как национальные, так и общечеловеческие ценности. Массовая культура во многом усвоила внешние черты контркультуры XX века и восприняла ее содержание, она противостоит традиционным нравственным ценностям: гражданский брак - институту семьи, половая распущенность -целомудренности, бесцеремонность - скромности, бесчинство - послушанию и благородству. Будучи частью современной культуры, массовая культура является результатом выбора обществом политического и экономического развития. Однако возможно ограничение ее влияния, которое на сегодняшний день заполняет собой большое пространство современного культурного поля. Для этого необходимо рождение новой культурной альтернативы, контркультуры более сильной и мощной, способной заменить основные массовые тенденции, стать новым культурным прорывом, имеющим созидательное будущее.
Особое место в структуре культуры ХХ-ХХ1 века занимает молодежная культура. Настроения молодежи, ее взгляды и идеалы отражают общий нравственный, идеологический и политический климат в обществе. От молодежи зависит будущее любой страны, так как общество постоянно меняется и его обновление происходит, прежде всего, усилиями молодого поколения. Вот почему изучение ее культуры, в том числе и контркультуры, позволяет выявить возможности дальнейшего развития социума в целом.
Контркультурные образования во многом определяют будущее культурное поле общества. Однако до сих пор этот феномен, его границы, сущность и закономерности развития не исследованы. Понятие контркультуры сложно определить однозначно. Как российскими, так и западными учеными оно раскрывается по-разному. Поэтому анализ контркультуры приобретает не только теоретическую, но и мировоззренческую, атак же социально-практическую актуальность, которая диктуется необходимостью выработки адекватной политики в отношении данного явления и учета его как фактора современного социального развития при выработке общественно-политических и культурных планов и стратегий.
Цель данной работы заключается в том, чтобы осуществить социально-культурный анализ контркультуры как целостного феномена и раскрыть специфику проявления контркультуры в истории человечества и в современной России.
Реализация указанной цели потребовала решение следующих задач:
- осуществить анализ основных подходов к вопросу о сущности понятия контркультура и выявить социокультурный смысл этого понятия
- охарактеризовать социальную специфику контркультуры, как формы социального творчества и выявить ее носителей,
- дать определение контркультуры и выявить ее сущностные признаки и мировоззренческие основания,
- проанализировать генезис контркультуры и рассмотреть этапы ее взаимодействия с традиционной культурой в истории человечества, определить основные особенности развития и формы контркультурных явлений (на примере рок-культуры XX века),
- рассмотреть основные проявления контркультуры советского периода и ее влияние молодежную субкультуру современной России.
Теоретической и методологической основой работы являются принципы диалектической взаимосвязи процессов и явлений, общенаучные принципах системности и развития. Рассмотрение объекта во всех его связях и отношениях обеспечено применением принципа всесторонности исследования, который следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. Принцип историзма позволил рассматривать контркультуру в ее развитии, самодвижении, изменении, то есть изучать природу ее возникновения, переход от одних стадий развития к другим, с тем, чтобы показать возможное будущее состояние культуры. Для определения ценностной сущности контркультуры использовался аксиологический метод. При выявлении типологии контркультуры осуществлялась операция деления, применялись методы анализа, синтеза, дедукции и индукции.
Исследование контркультуры в данной работе опирается на теоретические и эмпирические источники. К первым относятся работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучаемой проблематике, ко вторым - статистические данные, личные наблюдения, публикаций в средствах массовой информации и специализированных «неформальных» журналах, в том числе и в Интернет.
Объектом исследования является феномен контркультуры и формы его проявления.
А предметом исследования являются сущностные характеристики контркультуры, предпосылки и закономерности ее возникновения и существования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено содержание понятия контркультура и определено место контркультуры в социокультурном пространстве,
- контркультура охарактеризована как форма социального творчества, представляющая единство разрушительной и созидательной сторон, проявляющихся в зависимости от ее носителей,
- определены мировоззренческие истоки и сущностные признаки контркультуры,
- исследован генезис явления контркультуры и выявлены основные этапы развития его развития,
- выявлены основные особенности развития и формы контркультурных явлений,
- рассмотрены основные проявления контркультуры советского периода и ее влияние на молодежную субкультуру современной России.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в исследовании результаты, положения и выводы обладают теоретической значимостью в изучении проблем контркультуры, вопросов теории и истории мировой культуры и культуры России XX столетия. Материалы работы могут быть использованы в педагогических целях, в частности, в преподавании соответствующих тем курсов культурологии, социологии, истории. Выводы исследования также обладают практической ценностью в решении вопросов государственного регулирования и управления процессами развития культуры.