Курсовая работа|Культурология

Феномен контркультуры и формы его проявления

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 60

Введение

Глава 1. Обзор научных традиций в рамках исследования контркультуры

1.1. Контркультура в трудах зарубежных исследователей:

1.2. Контркультура в трудах зарубежных исследователей:

1.3. Контркультура:

Глава 2. Национальные архетипы США и контркультура

2.1. Ментальность WASP -

2.2. Архетипы,

Глава 3. Анализ контркультурных проектов

3.1. «Разбитое» поколение

3.2. Молодежные группировки

3.3. Мифические аспекты контркультурного проекта

Заключение

Список литературы

 

Актуальность темы. Трансформация российского общества в ходе реформ значительно изменила культурно-историческую ситуацию: границы между полярными явлениями сместились, стали размытыми или перестали существовать; ценности и смыслы многих явлений претерпели кардинальное переосмысление, становясь идеологически неопределенными и нередко многозначными; методы политического контроля над культурой изменились - прямое принуждение уступило место косвенным воздействиям, а идеологически направленное давление способствовало формированию новой, «открытой» культуры, нового менталитета, новой страны. Эти тенденции обусловили «вхождение» России в современную техногенную цивилизацию и формирование американоцентричного сознания и ценностей, что создало культурную оппозицию между «раскованной» молодежью, открывшей для себя «новые шансы» и старшим поколением, которое являют собой живое воплощение привычки к коллективной жизни и равенству без достатка. Американоцентричное сознание в своей основе содержит контркультурные элементы, такие как слом национальных культурных ценностей и замена их иными культурными приоритетами.

При появлении «чуждой» культуры произошло неизбежное столкновение и конфликт двух культурных систем: западной и российской.

Однако к концу 90-х годов XX века доминирующей тенденцией массового сознания стало возвращение от западных увлечений к «исконно русским» ценностям и эталонам саморазвития. На фоне напряженного противостояния «прототалитарных» и «антитоталитарных» сил появилась неполитическая ностальгия по «старым добрым временам» и тяга к доисторической целостности страны с ее апологией самодержавия, православия, народности, национальной однородности и культурной замкнутости.

Массовая культура на сегодняшний день оказывает большое влияние на общество. Если традиционная культура под достоинством личности подразумевает, прежде всего, духовные качества, то массовая культура потребительского комфорта - телесные. Подвергаются трансформации как национальные, так и общечеловеческие ценности. Массовая культура во многом усвоила внешние черты контркультуры XX века и восприняла ее содержание, она противостоит традиционным нравственным ценностям: гражданский брак - институту семьи, половая распущенность -целомудренности, бесцеремонность - скромности, бесчинство - послушанию и благородству. Будучи частью современной культуры, массовая культура является результатом выбора обществом политического и экономического развития. Однако возможно ограничение ее влияния, которое на сегодняшний день заполняет собой большое пространство современного культурного поля. Для этого необходимо рождение новой культурной альтернативы, контркультуры более сильной и мощной, способной заменить основные массовые тенденции, стать новым культурным прорывом, имеющим созидательное будущее.

Особое место в структуре культуры ХХ-ХХ1 века занимает молодежная культура. Настроения молодежи, ее взгляды и идеалы отражают общий нравственный, идеологический и политический климат в обществе. От молодежи зависит будущее любой страны, так как общество постоянно меняется и его обновление происходит, прежде всего, усилиями молодого поколения. Вот почему изучение ее культуры, в том числе и контркультуры, позволяет выявить возможности дальнейшего развития социума в целом.

Контркультурные образования во многом определяют будущее культурное поле общества. Однако до сих пор этот феномен, его границы, сущность и закономерности развития не исследованы. Понятие контркультуры сложно определить однозначно. Как российскими, так и западными учеными оно раскрывается по-разному. Поэтому анализ контркультуры приобретает не только теоретическую, но и мировоззренческую, атак же социально-практическую актуальность, которая диктуется необходимостью выработки адекватной политики в отношении данного явления и учета его как фактора современного социального развития при выработке общественно-политических и культурных планов и стратегий.

Цель данной работы заключается в том, чтобы осуществить социально-культурный анализ контркультуры как целостного феномена и раскрыть специфику проявления контркультуры в истории человечества и в современной России.

Реализация указанной цели потребовала решение следующих задач:

- осуществить анализ основных подходов к вопросу о сущности понятия контркультура и выявить социокультурный смысл этого понятия

- охарактеризовать социальную специфику контркультуры, как формы социального творчества и выявить ее носителей,

- дать определение контркультуры и выявить ее сущностные признаки и мировоззренческие основания,

- проанализировать генезис контркультуры и рассмотреть этапы ее взаимодействия с традиционной культурой в истории человечества, определить основные особенности развития и формы контркультурных явлений (на примере рок-культуры XX века),

- рассмотреть основные проявления контркультуры советского периода и ее влияние молодежную субкультуру современной России.

Теоретической и методологической основой работы являются принципы диалектической взаимосвязи процессов и явлений, общенаучные принципах системности и развития. Рассмотрение объекта во всех его связях и отношениях обеспечено применением принципа всесторонности исследования, который следует из мировоззренческого принципа всеобщей связи. Принцип историзма позволил рассматривать контркультуру в ее развитии, самодвижении, изменении, то есть изучать природу ее возникновения, переход от одних стадий развития к другим, с тем, чтобы показать возможное будущее состояние культуры. Для определения ценностной сущности контркультуры использовался аксиологический метод. При выявлении типологии контркультуры осуществлялась операция деления, применялись методы анализа, синтеза, дедукции и индукции.

Исследование контркультуры в данной работе опирается на теоретические и эмпирические источники. К первым относятся работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучаемой проблематике, ко вторым - статистические данные, личные наблюдения, публикаций в средствах массовой информации и специализированных «неформальных» журналах, в том числе и в Интернет.

Объектом исследования является феномен контркультуры и формы его проявления.

А предметом исследования являются сущностные характеристики контркультуры, предпосылки и закономерности ее возникновения и существования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнено содержание понятия контркультура и определено место контркультуры в социокультурном пространстве,

- контркультура охарактеризована как форма социального творчества, представляющая единство разрушительной и созидательной сторон, проявляющихся в зависимости от ее носителей,

- определены мировоззренческие истоки и сущностные признаки контркультуры,

- исследован генезис явления контркультуры и выявлены основные этапы развития его развития,

- выявлены основные особенности развития и формы контркультурных явлений,

- рассмотрены основные проявления контркультуры советского периода и ее влияние на молодежную субкультуру современной России.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в исследовании результаты, положения и выводы обладают теоретической значимостью в изучении проблем контркультуры, вопросов теории и истории мировой культуры и культуры России XX столетия. Материалы работы могут быть использованы в педагогических целях, в частности, в преподавании соответствующих тем курсов культурологии, социологии, истории. Выводы исследования также обладают практической ценностью в решении вопросов государственного регулирования и управления процессами развития культуры.

 

  1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 2011.
  2. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний//Новое литературное обозрение 2012. № 22.
  3. Твардини Р. Конец нового времени//Вопросы философии. 2014. № 4
  4. Город и искусство субъекты социокультурного диалога. М., 2011.
  5. Гриц Т., Никитин, Тренин В. Словесность и коммерция М., 2012.
  6. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт М., 2011.
  7. Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 2010 годов. М., 1976.
  8. Зоркая Н.М. Фольклор Лубок. Экран. М., 2012.
  9. Кавелти Дж. Изучение литературных формуй/Новое литературное обозрение 2012. №22.
  10. Кривцун О.А. Психологические корни эротического искусства//Психоло-гическийжурнал. 2012. № 1.
  11. Крутоус В.П. О «мелодраматическом»//Вопросы философии 2011. № 5.
  12. Кузьмина В.Д. Рыцарский роман на Руси. М., 2011.
  13. Лебон Г. Психология народов и масс. М., 2011.
  14. Левонтин Л. Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. М., 2011.
  15. Массовый успех. М., 2011.
  16. Недошивин Г.А. Опыт искусства архаических эпох в искусстве XX века// Советское искусствознание. М., 1986. Вып. 20.
  17. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  18. Осорина М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований//Советская этнография. 1983. № 3.
  19. Рейнблат А. От Бовы до Бальмонта. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века М., 1991.
  20. Рубакин Н. Психология читателя и книги Краткое введение в библиологическую психологию. М.Л., 1929.
  21. Сакулин П.Н. Русская литература, социолого-синтетический обзор литературных стилей. М., 1929 Ч. II.
  22. Сальникова Е. Психология идеального героя и хэппи энд//Театр. 1994. № 4.
  23. Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб., 1991.
  24. Щепаньская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2015 год 26 стр.
Курсовая Национальный менталитет в экономических отношениях
diplomstud
Курсовая работа Культурология
2017 год 50 стр.
Курсовая Зарождение досуговых форм и их развитие (праздники и игрища)
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское