В настоящее время остро стоит проблема отклоняющего поведения детей и молодежи, что в первую очередь связано с существующими преобразованиями в области политики, а также социальной экономики. Данная проблема проявляется, как правило, в осуществлении трудными детьми правонарушений, жестокости, отсталости в сфере образования, употребление наркотических и иных вредных веществ. Изменения, существующие на сегодняшний день в нашем обществе, сформировали целый спектр проблем, главной из которых служит проблема педагогической коррекции отклоняющего поведения трудного ребенка. [3, с. 97]
Отклоняющее поведение детей и молодежи представляет существенную социальную проблему, так как может быть следствием возникновения таких отрицательных результатов, как серьезные разногласия с окружающими и осуществление противоправных действий. Во многих странах данная проблема, как правило, затрагивает детей подросткового возраста. У подростков отклоняющее поведения нуждается в особом внимании, в связи с тем, что основная форма проявления его у них, выраженная в алкоголизме и наркомании, в последние годы имеет тенденцию роста.
Многие годы специалисты (педагоги, психологи, физиологи) обеспокоены поиском наиболее результативных средств и методов педагогического влияния для преодоления отклонений в психофизическом состоянии трудных детей и молодежи. Большинство из них считают, что одним из действенных способов служит привлечение их в социально значимую деятельность с последующей коррекцией негативных черт личности.
Физкультура и спорт - главное средство создания всесторонне развитой личности. Они служат эффективным механизмом на пути к самореализации и самовоспитанию человека, для его самовыражения и совершенствования. [5, с. 35]
Как видно из мирового и отечественного опыты средства физической культуры и спорта включают в себя разностороннюю возможность в совокупности решать проблемы совершенствования здоровья, воспитания и образования детей и молодежи.
Воспитательные функции физической культуры и спорта становятся заметными не прямо, а опосредованно, через их влияние на духовный и телесный мир личности на существующем им положительном эмоциональном плане. Принимая во внимание тот факт, что область физической культуры и спорта служит привлекательной для молодёжи, занятия физическими упражнениями можно считать основным инструментом нравственной, физической, психической стороны благополучного развития личности – в этом и заключается актуальность темы курсовой работы «Физическая культура и спорт, как средство педагогической коррекции отклоняющего поведения детей и молодежи».
По мнению доктора педагогических наук В.А. Кабачкова и кандидата педагогических наук В.А. Куренцова по итогам занятий физическими упражнениями и спортом вероятно не только развитие положительных качеств личности, но и перевоспитание уже существующей отрицательной направленности. По итогам правильного педагогического руководства в процессе занятий физическими упражнениями и спортом можно в противовес отрицательным качествам - сформировать: физическую работоспособность, волевую стойкость и положительную целеустремлённость, выдержку и самообладание, решительность и смелость, самостоятельность, мужество, волю к победе и ряд иных положительных качеств. [11, с. 345]
Основная цель данной работы - обоснование роли занятий физической культурой с проблемными детьми и молодежью.
Объектом исследования служит анализ направления воспитания проблемных детей и молодежи.
Предметом исследования является изучение методики коррекции поведения трудных детей и молодежи при помощи физической культуры.
Для раскрытия цели в курсовой работе мною решены следующие задачи:
- отклоняющее поведение детей и молодежи как социально-педагогическая проблема;
- педагогический потенциал физической культуры и спорта в обеспечении коррекции отклоняющего поведения детей и молодежи
В процессе подготовки данной курсовой основным материалом послужили монограммы, учебная литература, публикации авторов в российских научных периодических изданиях, а также в сети Интернет.
- Отклоняющее поведение детей и молодежи как социально-педагогическая проблема.
- Сущность и виды отклоняющего поведения.
Отклоняющееся поведение, а именно отдельно взятые действия или совокупность действий, направленных против всеми принятых правовых или нравственных норм, определяются как девиантное поведение.
Для характеристики отклоняющегося поведения применяют следующие термины, имеющие особое назначение:
- делинквентность (совокупность нарушений правил поведения, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, таких как уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений);
- девиантность (отклонение от принятых в обществе норм).
В понятие «девиантность» включаются как делинквентное, так и ряд иных нарушений поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). [15, с. 323]
Согласно другой классификации, подразделение всех нарушений поведения подростков осуществляется на две группы:
- корыстное поведение;
- агрессивное поведение.
Социальными отклонениями корыстной направленности являются правонарушения и проступки, основанные на желании добиться незаконным путем материальной, денежной и имущественной пользы, преступное присвоение чужого, корыстный обман.
Социальные отклонения агрессивной ориентации находят свое отражение в поступках, направленных против личности (унижение, бесчинство и неуважение к обществу и к достоинству человека, побои, изнасилование, убийство).
Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут содержать в себе как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и выражаться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. [3, с. 105]
На докриминогенном уровне сосредоточены те формы отклоняющегося поведения, которые не способствуют нарушению нормы права и не представляют опасность для общества.
На посткриминогенном уровне сконцентрированы такие формы отклоняющего поведения, которые влекут за собой нарушение нормы права и представляют опасность для общества.
Отклонения в поведении социально-пассивного типа проявляются зачастую совместно с желаниями отказа от активной жизненной позиции, нежеланиями и игнорированиями выполнения своих гражданских обязанностей, долга, решения проблем как личного, так и социального характера. Данного рода проявлениями служат: старание избежать работы или учебы, побеги из дома и бродяжничество, распитие алкоголя, употребление наркотических и токсических средств, формирующих иллюзорный мир и разрушающих психику. Граничная черта проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.
Особенно большое распространение, как в нашей стране, так и в других государствах приобрела такая форма социально-пассивных отклонений, как прием наркотиков и токсических средств, что становится главной причиной возникновения быстрого и необратимого процесса разрушения психики и организма. На западе данный вид поведения приобрел название саморазрушающего поведения.
Само по себе отклоняющееся поведение - это конечный итог отрицательного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что определяется в самых разных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте. [17, с. 178]
На сегодняшний день остается сложным вопросом вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Возможно, ли вообще вести речь о девиантном поведении на соответстующем «несамостоятельном» жизненном пути развития личности? Тем не менее, педагоги и родители, как правило, зачастую встречают следующие отрицательные проявления у маленьких детей:
- вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей);
- отказ от еды;
- непослушание;
- агрессивное поведение.
Вопросу отклоняющего поведения в научной литературе берет свое первенство как наиболее проработанный вопрос и максимально принятый большинством, тем не менее, современное общество воспринимает отклоняющее поведение как нездоровое.
Отклонения в поведении в детско-подростковом возрасте, как правило, дают о себе знать в возникновениях сложностей усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и установленных правил и обязанностей социальных институтов (семьи, школ).
В зависимости от природы и характера дезадаптации ее подразделяют на: патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию.
Основной причиной возникновения патогенной дезадаптации служат отклонения и патологии психического развития и нервно-психические заболевания, главной составляющей которых является функционально-органические повреждения центральной нервной системы. В зависимости от степени и глубины своего проявления она может иметь как устойчивый, так и хронический характер и проявляться в виде психозов, эпилепсии, шизофрении, олигофрении. [17, с. 301]
Психосоциальная дезадаптация зависит в первую очередь от половозрастных и индивидуально-психологических особенностей, как ребенка, так и любого молодого человека. Данные особенности обуславливают их определенное несоответствие общепринятым нормам, плохое восприятие воспитания, требующее отдельного педагогического подхода, а в ряде частных ситуаций и специальных коррекционных психологических программ. В зависимости от происхождения все многообразие форм психосоциальной дезадаптации делится на устойчивые и временные, неустойчивые формы.
Устойчивые, а именно четко сформировавшиеся формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть благодаря следующим индивидуально-психологическим особенностям: акцентуация характера, самооценка несоответствующая нормальной, нарушение эмоционально-волевой, расторможенность, или же болезненная застенчивость.
Временными, часто меняющими формами психосоциальной дезадаптации, служат психофизиологические особенности переломных периодов жизни в развитии молодых людей. В первую очередь к данным особенностям относится кризис подросткового возраста. Их первостепенными причинами возникновения могут служить самые разные конфликтные ситуации в школе со сверстниками, разочарования от первой любви. Главное в борьбе с психосоциальной дезадаптацией подростка - это педагогическое понимание ситуации взрослыми, учителями и родителями. Это связано и с тем, что подростковый возраст крайне тяжелый как для окружающих, так и для самих молодых людей и его итогом могут быть самые разные временные проявления отклоняющего поведения.
Социальная дезадаптация является результатом социальной запущенности, при которой совместно с асоциальным поведением происходит быстрое изменение совокупности ценностно-нормативных пониманий, ценностных направлений деятельности, социальных установок, складывается отрицательное отношение к труду, установка и желание добиться нетрудовых доходов и "красивой жизни" при помощи подозрительных и незаконных средств к существованию. [17, с. 301]