Курсовая работа|Физическая культура

Физическая культура и спорт, как средство педагогической коррекции отклоняющего поведения детей и молодежи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 31

Введение

1. Отклоняющее поведение детей и молодежи как

педагогическая проблема

1.1. Сущность и виды отклоняющего поведения

1.2. Условия формирования деликвитного

у детей и молодежи

1.3. Причины и следствие девиантного поведения

2. Педагогический потенциал физической культуры и спорта

обеспечении коррекции отклоняющего поведения детей и молодежи

2.1. Особенности коррекции отклоняющего поведения

физической культуры

2.2. Система

физической культуры в условиях образовательного учреждения

2.3. Реабилитация подростков с девиантным

средствами физической культуры в условиях

реабилитационного центра

Заключение

Библиографический список

 

В настоящее время остро стоит проблема отклоняющего поведения детей и молодежи, что в первую очередь связано с существующими преобразованиями в области политики, а также социальной экономики. Данная проблема проявляется, как правило, в осуществлении трудными детьми правонарушений, жестокости, отсталости в сфере образования, употребление наркотических и иных вредных веществ. Изменения, существующие на сегодняшний день в нашем обществе, сформировали целый спектр проблем, главной из которых служит проблема педагогической коррекции отклоняющего поведения трудного ребенка. [3, с. 97]

Отклоняющее поведение детей и молодежи представляет существенную социальную проблему, так как может быть следствием возникновения таких отрицательных результатов, как серьезные разногласия с окружающими и осуществление противоправных действий. Во многих странах данная проблема, как правило, затрагивает детей подросткового возраста. У подростков отклоняющее поведения нуждается в особом внимании, в связи с тем, что основная форма проявления его у них, выраженная в алкоголизме и наркомании, в последние годы имеет тенденцию роста.

Многие годы специалисты (педагоги, психологи, физиологи) обеспокоены поиском наиболее результативных средств и методов педагогического влияния для преодоления отклонений в психофизическом состоянии трудных детей и молодежи. Большинство из них считают, что одним из действенных способов служит привлечение их в социально значимую деятельность с последующей коррекцией негативных черт личности.

Физкультура и спорт - главное средство создания всесторонне развитой личности. Они служат эффективным механизмом на пути к самореализации и самовоспитанию человека, для его самовыражения и совершенствования. [5, с. 35]

Как видно из мирового и отечественного опыты средства физической культуры и спорта включают в себя разностороннюю возможность в совокупности решать проблемы совершенствования здоровья, воспитания и образования детей и молодежи.

Воспитательные функции физической культуры и спорта становятся заметными не прямо, а опосредованно, через их влияние на духовный и телесный мир личности на существующем им положительном эмоциональном плане. Принимая во внимание тот факт, что область физической культуры и спорта служит привлекательной для молодёжи, занятия физическими упражнениями можно считать основным инструментом нравственной, физической, психической стороны благополучного развития личности – в этом и заключается актуальность темы курсовой работы «Физическая культура и спорт, как средство педагогической коррекции отклоняющего поведения детей и молодежи».

По мнению доктора педагогических наук В.А. Кабачкова и кандидата педагогических наук В.А. Куренцова по итогам занятий физическими упражнениями и спортом вероятно не только развитие положительных качеств личности, но и перевоспитание уже существующей отрицательной направленности. По итогам правильного педагогического руководства в процессе занятий физическими упражнениями и спортом можно в противовес отрицательным качествам - сформировать: физическую работоспособность, волевую стойкость и положительную целеустремлённость, выдержку и самообладание, решительность и смелость, самостоятельность, мужество, волю к победе и ряд иных положительных качеств. [11, с. 345]

Основная цель данной работы - обоснование роли занятий физической культурой с проблемными детьми и молодежью.

Объектом исследования служит анализ направления воспитания проблемных детей и молодежи.

Предметом исследования является изучение методики коррекции поведения трудных детей и молодежи при помощи физической культуры.

Для раскрытия цели в курсовой работе мною решены следующие задачи:

- отклоняющее поведение детей и молодежи как социально-педагогическая проблема;

- педагогический потенциал физической культуры и спорта в обеспечении коррекции отклоняющего поведения детей и молодежи

В процессе подготовки данной курсовой основным материалом послужили монограммы, учебная литература, публикации авторов в российских научных периодических изданиях, а также в сети Интернет.

 

  1. Отклоняющее поведение детей и молодежи как социально-педагогическая проблема.
    • Сущность и виды отклоняющего поведения.

Отклоняющееся поведение, а именно отдельно взятые действия или совокупность действий, направленных против всеми принятых правовых или нравственных норм, определяются как девиантное поведение.

Для характеристики отклоняющегося поведения применяют следующие термины, имеющие особое назначение:

- делинквентность (совокупность нарушений правил поведения, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, таких как уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений);

- девиантность (отклонение от принятых в обществе норм).

В понятие «девиантность» включаются как делинквентное, так и ряд иных нарушений поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). [15, с. 323]

Согласно другой классификации, подразделение всех нарушений поведения подростков осуществляется на две группы:

- корыстное поведение;

- агрессивное поведение.

Социальными отклонениями корыстной направленности являются правонарушения и проступки, основанные на желании добиться незаконным путем материальной, денежной и имущественной пользы, преступное присвоение чужого, корыстный обман.

Социальные отклонения агрессивной ориентации находят свое отражение в поступках, направленных против личности (унижение, бесчинство и неуважение к обществу и к достоинству человека, побои, изнасилование, убийство).

Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут содержать в себе как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и выражаться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. [3, с. 105]

На докриминогенном уровне сосредоточены те формы отклоняющегося поведения, которые не способствуют нарушению нормы права и не представляют опасность для общества.

На посткриминогенном уровне сконцентрированы такие формы отклоняющего поведения, которые влекут за собой нарушение нормы права и представляют опасность для общества.

Отклонения в поведении социально-пассивного типа проявляются зачастую совместно с желаниями отказа от активной жизненной позиции, нежеланиями и игнорированиями выполнения своих гражданских обязанностей, долга, решения проблем как личного, так и социального характера. Данного рода проявлениями служат: старание избежать работы или учебы, побеги из дома и бродяжничество, распитие алкоголя, употребление наркотических и токсических средств, формирующих иллюзорный мир и разрушающих психику. Граничная черта проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид.

Особенно большое распространение, как в нашей стране, так и в других государствах приобрела такая форма социально-пассивных отклонений, как прием наркотиков и токсических средств, что становится главной причиной возникновения быстрого и необратимого процесса разрушения психики и организма. На западе данный вид поведения приобрел название саморазрушающего поведения.

Само по себе отклоняющееся поведение - это конечный итог отрицательного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что определяется в самых разных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте. [17, с. 178]

На сегодняшний день остается сложным вопросом вопрос о видах отклоняющегося поведения в раннем и дошкольном возрасте. Возможно, ли вообще вести речь о девиантном поведении на соответстующем «несамостоятельном» жизненном пути развития личности? Тем не менее, педагоги и родители, как правило, зачастую встречают следующие отрицательные проявления у маленьких детей:

- вредные привычки (сосание пальца, кусание ногтей);

- отказ от еды;

- непослушание;

- агрессивное поведение.

Вопросу отклоняющего поведения в научной литературе берет свое первенство как наиболее проработанный вопрос и максимально принятый большинством, тем не менее, современное общество воспринимает отклоняющее поведение как нездоровое.

Отклонения в поведении в детско-подростковом возрасте, как правило, дают о себе знать в возникновениях сложностей усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и установленных правил и обязанностей социальных институтов (семьи, школ).

В зависимости от природы и характера дезадаптации ее подразделяют на: патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию.

Основной причиной возникновения патогенной дезадаптации служат отклонения и патологии психического развития и нервно-психические заболевания, главной составляющей которых является функционально-органические повреждения центральной нервной системы. В зависимости от степени и глубины своего проявления она может иметь как устойчивый, так и хронический характер и проявляться в виде психозов, эпилепсии, шизофрении, олигофрении. [17, с. 301]

Психосоциальная дезадаптация зависит в первую очередь от половозрастных и индивидуально-психологических особенностей, как ребенка, так и любого молодого человека. Данные особенности обуславливают их определенное несоответствие общепринятым нормам, плохое восприятие воспитания, требующее отдельного педагогического подхода, а в ряде частных ситуаций и специальных коррекционных психологических программ. В зависимости от происхождения все многообразие форм психосоциальной дезадаптации делится на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

Устойчивые, а именно четко сформировавшиеся формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть благодаря следующим индивидуально-психологическим особенностям: акцентуация характера, самооценка несоответствующая нормальной, нарушение эмоционально-волевой, расторможенность, или же болезненная застенчивость.

Временными, часто меняющими формами психосоциальной дезадаптации, служат психофизиологические особенности переломных периодов жизни в развитии молодых людей. В первую очередь к данным особенностям относится кризис подросткового возраста. Их первостепенными причинами возникновения могут служить самые разные конфликтные ситуации в школе со сверстниками, разочарования от первой любви. Главное в борьбе с психосоциальной дезадаптацией подростка - это педагогическое понимание ситуации взрослыми, учителями и родителями. Это связано и с тем, что подростковый возраст крайне тяжелый как для окружающих, так и для самих молодых людей и его итогом могут быть самые разные временные проявления отклоняющего поведения.

Социальная дезадаптация является результатом социальной запущенности, при которой совместно с асоциальным поведением происходит быстрое изменение совокупности ценностно-нормативных пониманий, ценностных направлений деятельности, социальных установок, складывается отрицательное отношение к труду, установка и желание добиться нетрудовых доходов и "красивой жизни" при помощи подозрительных и незаконных средств к существованию. [17, с. 301]

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ. М.: Проспект, 2013 г. 160 с.
  2. Акулинина Ю.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию у девиантных подростков "мотива достижения" // Социал. педагогика. – 2011 г.. - № 1. - С. 81-85.
  3. Алмазов Б.Н. Социальное отчуждение (Психолого-педагогический аспект) / Психлогия. М.: Дата-Сквер, 2010 г. 170 с.
  4. Арон И.С. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением в особой социальной ситуации развития // Психология обучения. – 2013 г. - № 10. - С.121-128.
  5. Бабушкин, Е.Г. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бабушкин Е.Г., Барановский В.А., Вериго Л.Н.- Электрон. текстовые данные.- Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012 г. - 124 c.
  6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. 7-е изд., перераб. М.: Академия, 2011 г. 272 с.
  7. Гонеев А.Д. Коррекционно-педагогическая деятельность с обучающимися как основа инклюзивного образования Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014 г. № 1 (29)
  8. Куренцов В.А., Артамонов А.А. Психолого-педагогическая и социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей и ее коррекция средствами массовой физической культуры // Вестник спортивной науки. – 2010 г. – № 4. - С. 60–63.
  9. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие для студентов и вузов. Ростов-на-Дону: Феникс., 2010 г. 444 с.
  10. Зиннуров Ф.К. Педагогическая система профилактики девиантного поведения подростков в условиях социокультурной деятельности: монография / Ф.К. Зиннуров. - Казань: Центр инновац. технологий, 2011 г. - 526 с.
  11. Зиннуров Ф. К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды : дис. д-ра пед. наук / Зиннуров Ф. К. ; Казань: гос. ун-т культуры и искусств. – Казань, 2012 г. – 431 с.
  12. Ильин, Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2012 г. 352 с.
  13. Новоточина, Л.В. Воспитательный потенциал пространства физической культуры и спорта в школе [Электронный ресурс] / Л.В. Новоточина. – http://festival.1september.ru
  14. Хазова С.А., Бгуашев А.Б. Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников: монография - Майкоп, АГУ, 2012 г. – 154 с.
  15. Подласый И.П. Педагогика. Успешный экзамен. М.: Дата-Сквер, 2010 г. 464 с.
  16. Петрусевич Д.Ф. Особенности коррекции девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. №6 (25). 2010 г. С 80-82.
  17. Фурманов И.А. Психология детей с нарушением поведения: пособие для психологов и педагогов. М.: Владос, 2010 г. 351 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское