ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Имя существительное как часть речи
1.2. Общее понятие о грамматической категории числа имени существительного.
Глава 2. Методические основы формирования у учащихся начальных классов представления о грамматической категории имен существительных в процессе изучения русского языка
2.1. Анализ программ и учебников с точки зрения рассматриваемой проблемы
2.2. Из опыта работы учителя
2.3. Экспериментальная работа по исследованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Русский язык как школьный предмет имеет первостепенное значение. Человек не может считаться по-настоящему развитым интеллектуально, если он не знает родного языка. Обучение русскому языку начинается еще в дошкольном образовании, а теоретические основы грамматики начинают изучаться в начальной школе.
Важной проблемой в обучении русскому языку на начальном этапе является формирование представления о грамматических категориях частей речи. В данной работе мы рассмотрим вопрос формирования грамматических категорий имени существительного.
Языковые категории - это объединения, которые могут быть рассмотрены как в широком, так и в узком смысле. В первом случае это любые группы элементов, которые выделяются на основании общего свойства. В узком смысле языковые категории - это определенные параметры (признаки), лежащие в основе разбиения однородных единиц на определенное количество непересекающихся классов. Их члены характеризуются некоторым значением того или иного признака. Такими категориями существительного является род, число, склонение, падеж, одушевленность/неодушевленность, разряды.
Грамматические лингвистические категории и их типы являются одними из самых изученных и важнейших. Их характерные черты - модифицирующий тип признака, взятого в основу, причастность его к синтаксису, наличие регулярного способа, которым он выражается, а также "обязательность" выбора для (слово) форм, принадлежащих к данной совокупности, одного из его значений. Грамматические категории являются замкнутыми системами значений, исключающими друг друга. Они задают разбиение на непересекающиеся классы обширной совокупности словоформ. К примеру, такие грамматические значения, как множественное или единственное число, образуют в своей совокупности категорию числа.
Актуальность нашей работы обусловлена высокой важностью русского языка как школьного предмета в начальной школе и грамматической категорией как основополагающим предметом изучения детьми в данном возрасте.
Цель работы – рассмотреть процесс формирования представления о грамматической категории существительного учащихся начальных классов.
Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие имени существительного,
- рассмотреть понятие категории имени существительного,
- провести анализ УМК по русскому языку на предмет методов формирования представления о грамматической категории,
- перечислить основные моменты процесса формирования представления о грамматической категории существительного в начальной школе на основе исследований,
- провести практическое исследование во 2 классе, включающее три эксперимента: входной, обучающий и контрольный,
- сделать выводы по проделанной работе.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования – формирование представления о грамматической категории имени существительного у учащихся начальных классов средней школы.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.