Курсовая работа|Литература

Человек и война в малой прозе Борхерта

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Исследование темы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта

Глава 2. Средства художественного воплощения проблемы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта

Заключение

Список литературы

 

Вольфганг Борхерт (1921-1947) широко известен как яркий представитель послевоенной немецкой литературы, описавший физическое и духовное состояние Германии после Второй мировой войны.

Творчество Борхерта пришлось на тяжелейший период в истории немецкого народа. Сам писатель явился непосредственным участником описываемых событий – совсем юным был призван на фронт, воевал в России, был ранен, сидел в тюрьме, оказался в ситуации человека, который потерял все – родных, друзей, дом, точку опоры в этом мире, все ценности, надежду и веру. Все пережитое так или иначе вошло в написанные им произведения. Творческое наследие писателя ценно прежде всего тем, что его проза – яркое документальное свидетельство ужасов войны, оставленное человеком, который на собственном опыте пережил ее катастрофическое влияние на свою судьбу.

В отечественном и зарубежном литературоведении принято считать, что именно Борхерт явился основоположником литературного «поколения вернувшихся» в немецкой литературе – поколения фронтовиков, поднявших свой голос против войны.

К прозаическому и поэтическому наследию Борхерта в течение многих десятилетий было приковано внимание многих немецких и российских исследователей, в том числе и современных.

Степень изученности проблемы. Анализом произведений В. Борхерта занимаются литературоведы разных стран более 50 лет, среди которых такие известные ученые, как Г.Бургесс, Г.Винтер, Р.Вольф, А.М.Стерио, П.Рюмкорф.

Большой вклад в изучение творчества В.Борхерта внесли отечественные исследователи И.М.Фрадкин, Н.И.Платицына, В.В.Гаврилова, Л.Н.Тимощук, В.М.Кузурман, Т.В.Анищук, Л.И.Мальчуков, Е.И.Микитенко, Н.Н.Пелевина, В.А.Рычина, Э.И. Тэули, Р.Ф.Яшенькина и другие.

Актуальность исследования. Несмотря на глубокий интерес литературоведов к В.Борхерту и достаточно высокую степень изученности темы войны в его текстах, мы можем отметить недостаточную проработанность проблемы выявления форм и средств художественного воплощения темы «человек и война» в его прозе. Внимание исследователей в основном сфокусировано на морально-этических категориях и всестороннем культурно-историческом анализе.

Кроме того, актуальность исследования определяется непреходящей ценностью избранной темы, тем особым местом, которое занимает в современном общественном сознании проблема «человек и война».

Необходимость более внимательного исследования творчества В.Борхерта не вызывает сомнений связи с актуальностью антивоенной темы. Выявление и постижение новых смыслов, закономерно возникших в отношении творчества Борхерта на рубеже столетий, в начале XXI века, - важная задача литературоведения.

Цель исследования – систематическое исследование своеобразия проблемы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта и выявление форм и средств ее художественного воплощения.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать критическую литературу, посвященную творчеству В.Борхерта;

обозначить типы малой прозы В.Борхерта и исследовать их основные особенности;

определить средства художественного воплощения темы «человек и война» в малой прозе В.Борхерта.

Предметом исследования является художественное осмысление проблемы «человек и война» в малой прозе Борхерта и средства его воплощения.

Объект исследования – малая проза Вольфганга Борхерт, вошедшая в сборники «Одуванчик» (1947), «В этот вторник» (1947) и «Печальные герани» (1962), а также сборник «Наедине с моей тенью и луной. Письма, стихотворения и документы» (1996).

Методы исследования - сравнительно-исторический, анализ художественного произведения в единстве формы и содержания.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе дается обзор исследуемой проблемы и анализ литературы, посвященной творчеству В.Борхерта. Во второй главе представлено исследование своеобразия проблемы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта.

 

Глава 1. Исследование темы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта

В.Борхерт является автором 59 рассказов, стихов и пьесы «Там, за дверью». Его произведения, созданные за необычайно короткий промежуток времени с конца войны до смерти писателя в 1947 году, произвели очень огромное впечатление на читателей в послевоенной Германии.

По мнению многих исследователей, как отечественных, так и немецких, заслуга писателя в том, что он ярко изобразил ужасы войны глазами очевидца, а также дал право голоса немецкому солдату, прошедшему войну, измученному чувством вины и ощущением ненужности в этом мире.

Именно военный опыт следует считать важнейшим фактором в становлении творческой личности писателя: война стала центральным событием его короткой жизни. В 1941 г., после нескольких месяцев казарменной подготовки, Борхерт был отправлен на Восточный фронт. Воевал под Москвой, принимал участие в боях под Калинином и Витебском, подвергался арестам по обвинению за «враждебные государству и партии высказывания». Был заключен в Нюрнбергской и Моабитской тюрьмах. В 1945 г. Борхерту удалось бежать из французского плена и вернуться в разрушенный Гамбург.

Его судьба во многом типична для своего поколения. «Западногерманские прозаики и поэты задумывались над будущим своего народа уже на исходе войны. Вырвавшись из фашистских застенков, возвращаясь из эмиграции, покидая поля сражений, они брались за перо, чтобы предъявить, счет прошлому, произвести дознание о том, как это могло произойти, подумать вместе с читателями, как вылечить народ от фашистской заразы», – отмечает в своей работе «Уроки немецкого» В.Пронин [37].

«Личная биография и духовная драма Борхерта, возведенные в некую степень обобщения и универсальности, определяют социально-психологический склад главного героя его творчества», – пишет И. Фрадкин [43]. Таким образом, одной из важнейших черт борхертовской прозы следует признать её несомненную автобиографичность. 

По указанию И. Фрадкина, Борхерт нашел новые художественные формы, способные выразить дисгармоничное, разорванное сознание своих героев и хаотическую действительность войны, разрушающей личность [43]. С этим сложно не согласиться. Действительно, произведения Борхерта отразили трагедию военного времени с такой силой именно благодаря тому, что писатель ищет и находит необычные художественные формы. Краткость, лаконичность произведений, их кинематографичность, но при этом яркая метафоричность определили силу их воздействия на читателя.

Вольфганг Борхерт писал не только короткие прозаические произведения, но и стихи, а также пьесы. Его пьеса «Там, за дверью» оказала большое влияние на современников, ярко отразив внутренний мир солдата, вернувшегося домой, отторгнутого обществом и не находящего смысла в собственной жизни. Однако мы разделяем точку зрения В.М.Кузурман, полагающей, что именно в прозаических произведениях В.Борхерт сумел «наиболее ярко и вместе с тем наиболее профессионально как литератор поставить все волновавшие его и современное ему общество проблемы» [25]. Поэтому в дальнейшем мы сфокусируем внимание именно на малой прозе Борхерта.

Тема обманутого поколения, тема погубленной молодости – главная тема всего корпуса малой прозы Борхерта. Реализация проблемы «человек и война» у Борхерта связана с важнейшими темами одиночества, разобщённости, непонимания и внутреннего разлада человека с окружающим миром, возникающими вследствие разрыва духовной связи между людьми. Об этом говорили многие литературоведы, но особый интерес для нашего исследования представляет диссертация Н.И.Платицыной «Человек и война в малой прозе Вольфганга Борхерта» [36].

В литературоведении еще с 1970 года принята классификация малой прозы Борхерта, предложенная польским исследователем Ст.Х. Кашиньским. В работе «Typologue und Deutung der Kurzgeschuchten von Wolfgang Borchert» [2] учёный выделяет четыре основных группы малых прозаических произведений В.Борхерта:

  1. истории о войне;
  2. истории о вернувшихся;
  3. антивоенные истории;
  4. другие рассказы и прозаические этюды.

«Истории о войне»

Для этого типа произведений характерен особый трагизм. Исследователи относят к этой группе малой прозы Борхерта те истории, в которых образ войны выполняет структурообразующую функцию. К этой группе относятся такие известные произведения Борхерта, как «Четыре солдата», «Ради», «Много-много снега», «Бледнолицый брат мой», «В этот вторник», «Кегельбан» и др.

Некоторые из перечисленных историй вошли в цикл, озаглавленный Борхертом «В снегу, в чистом снегу» и посвящённый его пребыванию в России (так называемые «истории о России»).

Н.И.Платицына подчеркивает, что даже в рамках «историй о войне» писатель фокусирует свое внимание не на самой войне, а на том, какое воздействие она оказывает на человека [36]. Военные действия остаются за рамками повествования, мы практически не видим, как взрываются снаряды, какая техника используется в том или ином сражении, каковы силы противников и т.д. Для Борхерта это не важно, все это одинаково неинтересно, поскольку является некой страшной разрушающей силой, о которой не хочется говорить. Он отражает только результат – что происходит с человеком на войне, как изменяется его сознание. 

В художественном мире Борхерта именно война является важнейшей и наиболее значимой частью действительности, именно она определяет судьбу людей. Война как историческое событие является катастрофой, разрушившей прежние ценности и идеалы и создавшей в мире хаос.

 

  1. Borchert W. Das Gesamtwerk / W. Borchert. – Rohwolt, 1998. – 354 S.
  2. Kaszyński Stefan H. Typologie und Deutung der Kurzgeschichten von Wolfgang Borchert / Poznań : Uniwersytet Im. Adama Mickiewicza, 1970.
  3. Анастасьев, H.A. Обновление традиций. Реализм XX века в противоборстве с модернизмом / Н.А. Анастасьев. - М.: «Советский писатель», 1984. - 325 с.
  4. Анастасьев, Н.А. Литература после Освенцима / Н.А. Анастасьев // Иностранная литература. - 1986. - № 9. - 221-229.
  5. Антонова, Л.П. Поэтика прозы Вольфганга Борхерта: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Л.П. Антонова. - Киев, 1972. - 23 с.
  6. Баев, В.Г. Германское государство в межвоенный период 1919-1933 гг. в зеркале мемуарной литературы 60-80 гг. XX в. / В.Г. Баев. - Тамбов: Компьютерный Центр, 2001 . - 1 1 2 с .
  7. Баканов, А.Г. История и современность в драматургии ГДР / А.Г. Баканов. - Киев: Издательское объединение «Вища школа», 1979. - 166 с.
  8. Борхерт В. Избранное / В. Борхерт. – М.: Худ. лит., 1977. – 302 с.
  9. Борхерт, В. Избранное /Лит. обозрение – 1977. - №7. - С. 93-95
  10. Веденяпина, О.А. Вольфганг Борхерт по-русски / О.А. Веденяпина // Мастерство перевода. - Сб. 13 (1985). - М.: «Советский писатель», 1990. - 227-302.
  11. Вольфганг Борхерт (1921-1947). Методические материалы к вечеру, посвященному 15-летию со дня смерти. - М.: Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы, 1962. - 13 с.
  12. Громова, Н.Д. К вопросу о стилистической системе диалогов в коротком рассказе Вольфганга Борхерта «Due Kuchenuhr» / Н.Д. Громова // Стилистические функции лингвистических единиц в тексте: Межвуз. сб. науч. тр. - Куйбышев, 1984. - 94-100.
  13. Дзюбинская, B.C. Западногерманская новелла 1945-49 годов: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / B.C. Дзюбинская. - Киев, 1978. - 26
  14. Зарубежная литература XX века. Хрестоматия. Минск: Издательство «Университетское», 1985.
  15. Зарубежная литература XX века: Учебник для вузов / Под ред. Л.Г. Андреева. - 2 изд., испр. и доп. - М.: «Высшая школа», 2004.
  16. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Под ред. В.М.Толмачёва. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.-640 с.
  17. Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Составление и общ. Редакция Н. П. Михальской и Л. В. Дудовой. – 4-е изд. – М., 2004.
  18. Зарубежная литература ХХ века: Учеб. для вузов/ Л. Г. Андреев, А. В. Карельский, Н. С. Павлова и др.; Под ред. Л. Г. Андреева. 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Высшая школа», 2004
  19. Затонский, Д.В. Художественные ориентиры XX века / Д.В. Затонский. - М.: «Советский писатель», 1988. - 414 с.
  20. Зачевский, Е.А. «Группа 47» и становление западногерманской литературы. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989
  21. Зачевский, Е.А. «Группа 47». Страницы истории литературы ФРГ. 1947-1949 гг. / Е.А. Зачевский. - СПб.: «Нестор», 2001. - Т. И. - 286 с.
  22. История зарубежной литературы XX в. (1917 – 1945) / под ред. В.Н. Богословского, З.Т.- 4е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990
  23. История зарубежной литературы XX века (1945-1980) / Под.ред. Л.Г.Андреева. М.: Издательство МГУ, 1989
  24. История зарубежной литературы ХХ века, 1917-1945: Учеб. для студентов пед. ин-тов. / Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1973.
  25. Кузурман, В.М. Полижанровость идиостиля как проблема перевода (на материале переводов прозы, поэзии, драматургии и публицистики Вольфганга Борхерта на русский язык): Дисс. ... канд. филол. наук / В.М. Кузурман. - Магадан, 2004. — 242 с.
  26. Кузьмина, Р.И. Притча как условная художественная форма (В. Борхерт, У. Голдинг, Б. Брехт) / Р.И. Кузьмина // Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе: Сб. науч. тр. - Фрунзе, 1990. - 19-28.
  27. Лейтес, Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени: Уч. пос. по спецкурсу / Н.С. Лейтес. - Пермь: Пермский государственный университет, 1980. - 89 с.
  28. Платицына, Н.И. «… и Бог не воспрещает того»: художественное осмысление образа Бога в творчестве Вольфганга Борхерта / Н.И. Платицына //Библия и национальная культура: Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. Н.С. Бочкарёва.– Пермь: ПГУ, 2005. – С. 139-141.
  29. Платицына, Н.И. «Um Deutschland wollen wur leben»: образ Германии в малой прозе Вольфганга Борхерта / Н.И. Платицына // Вестник Тамбовского университета. – Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2007. – Выпуск 4 (48). – С.
  30. Платицына, Н.И. «Рождественская философия» В. Борхерта: к проблеме конфликта «человек и война» (на материале истории «Три тёмных короля») / Н.И. Платицына // «Рождественская философия» Чарльза Диккенса в контексте мировой культуры: Альманах Русского Дома Диккенса. Вып. 1. / Науч. ред. проф. Н.Л. Потанина; отв. ред. Н.В. Ткачёва. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – С. 89-94.
  31. Платицына, Н.И. Игра как метафора войны в новелле В. Борхерта «Кегельбан» и рассказе Г. Канта «Маленькая шахматная история» / Н.И. Платицына // Сб. мат-лов. междунар. конф. / Отв. ред. М.И. Никола. – М.: МПГУ, 2006. – С. 96.
  32. Платицына, Н.И. Мотив расставания в рассказах В. Борхерта «Останься, жираф» и Г. Бёлля «Прощание» / Н.И. Платицына // XИ Державинские чтения. Институт филологии. Факультет журналистики: Мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февраль 2006 / Под ред. Н.Л. Потаниной. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. – С. 72-73.
  33. Платицына, Н.И. Рассказ В. Борхерта «По длинной, длинной улице»: к проблеме культурологического исследования / Н.И. Платицына // С.Н. Сергеев-Ценский и современность: Мат-лы всерос. науч. конф. языковедов и литературоведов, посвящённой 130-летию со дня рождения С.Н. Сергеева-Ценского. – Тамбов: Першина, 2005. – С. 135-137.
  34. Платицына, Н.И. Семантическая полифония художественной детали в малой прозе Вольфганга Борхерта: к проблеме декодирования / Н.И. Платицына // Художественный текст: варианты интерпретации: Труды XИ Всерос. науч.-практич. конф. (Бийск, 12-13 мая 2006 г.): В 2-х ч. Ч. 1. / Отв. ред. В.А. Акимов. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. – С. 88-94.
  35. Платицына, Н.И. Художественное осмысление проблемы «человек и его мир» как микромодели проблемы «человек и мир» в малой прозе В. Борхерта / Н.И. Платицына // Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах: мат-лы Междунар. науч. конф., г. Волгоград, 12-15 апреля 2006 г. / Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) РАН, ВолГУ. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – С. 763-767.
  36. Платицына, Н.И. Человек и война в малой прозе Вольфганга Борхерта / Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / Н.И. Платицына. - Тамбов, 2008.  
  37. Пронин, В.А. Уроки немецкого (Антифашистская тема в современной немецкоязычной литературе) / В.А. Пронин. - М.: «Знание», 1990.-63 с.
  38. Пронин, В.А., Толкачёв, С.П. Современный литературный процесс за рубежом: Уч. пособие / В.А. Пронин, СП. Толкачёв. - М.: Издательство МГУП, 2000. - 167 с.
  39. Рымарь, Н.Т. Проблема аутентичного слова: лирический язык прозы Вольфганга Борхерта / Н.Т. Рымарь // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. — М.: Языки славянской культуры, 2004. - Т. 1. - С . 233-249.
  40. Рычина, В.А. Некоторые особенности стиля антивоенных рассказов Борхерта и Бёлля / В.А. Рычина // Проблемы современной зарубежной литературы. — Волгоград, 1974. - 93-104.
  41. Суханкина, В.М. Публицистика Вольфганга Борхерта / В.М. Суханкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – Выпуск № 11, том 3, 2015.
  42. Тресиндер Д. Ж. Словарь символов / Д. Ж. Тресиндер. – М.: Гранд, 1999.
  43. Тэули, Э.И. Некоторые замечания о подтексте в рассказах В. Борхерта / Э.И. Тэули // Этнос. Культура. Текст: Мат-лы лингвистической науч. конф. 15 апреля 1999 г. - Курган: Изд-во Курганского ун-та, 1999. - 56-58.
  44. Фрадкин, И. М. Голос «немного поколения» // Вольфганг Борхерт. «Избранное», М., «Худож. Лит.», 1977.
  45. Фрадкин, И. М. История литературы ФРГ. Москва, 1980, с. 33.
  46. Фрадкин, И.М. Вольфганг Борхерт / И.М. Фрадкин // История литературы ФРГ / Под ред. Д.В. Затонского, Н.С. Павловой, И.М. Фрадкина. - М.: «Наука», 1980. - 47-61
  47. Фрадкин, И.М. Литература новой Германии. Статьи и очерки. Изд. второе, исправленное и дополненное / И.М. Фрадкин. - М.: «Советский писатель», 1961.- 507 с.
  48. Фрадкин, И.М. Литература первых послевоенных лет (1945-1949) / И.М. Фрадкин // История литературы ФРГ / Под ред. Д.В. Затонского, Н.С. Павловой, И.М. Фрадкина. - М . : «Наука», 1980. - 11-46.
  49. Фролов, Г.А. Романтическое начало в прозе В. Борхерта / Г.А. Фролов // Проблемы романтизма в художественной литературе и критике. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1976.-С. 132-143.
  50. Харитонов, М. Вольфганг Борхерт, прочитанный сегодня / М. Харитонов // Иностранная литература. - 1973. - № 2. - 222.
  51. Цвойдрак, Г. «Группа 47, anno 62» / Г. Цвойдрак // Верность правде жизни. Литературоведы и критики ГДР о художественном творчестве: Сб. ст. - М.: «Прогресс», 1969. - 209.
  52. Чхенкели, З.М. Судьба молодого поколения в прозе Вольфганга Борхерта: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук / З.М. Чхенкели. - Тбилиси, 1969.-29 с.
  53. Якушевский, А.С. Внутренний кризис Германии в 1944-1945 гг. / А.С. Якушевский // Новая и новейшая история. - 1995. - № 2. - 47-64.
  54. Яшенькина, Р.Ф. Поэтика рассказов В. Борхерта и литературно-эстетический контекст / Р.Ф. Яшенькина // Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XИX-XX веков: Межвуз. сб. науч. тр. - Пермь: Пермский ун-т, 1997. - 72-84.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское