Введение
Глава 1. Исследование темы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта
Глава 2. Средства художественного воплощения проблемы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта
Заключение
Список литературы
Курсовая работа|Литература
Авторство: gotovoe
Год: 2016 | Страниц: 31
Введение
Глава 1. Исследование темы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта
Глава 2. Средства художественного воплощения проблемы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта
Заключение
Список литературы
Вольфганг Борхерт (1921-1947) широко известен как яркий представитель послевоенной немецкой литературы, описавший физическое и духовное состояние Германии после Второй мировой войны.
Творчество Борхерта пришлось на тяжелейший период в истории немецкого народа. Сам писатель явился непосредственным участником описываемых событий – совсем юным был призван на фронт, воевал в России, был ранен, сидел в тюрьме, оказался в ситуации человека, который потерял все – родных, друзей, дом, точку опоры в этом мире, все ценности, надежду и веру. Все пережитое так или иначе вошло в написанные им произведения. Творческое наследие писателя ценно прежде всего тем, что его проза – яркое документальное свидетельство ужасов войны, оставленное человеком, который на собственном опыте пережил ее катастрофическое влияние на свою судьбу.
В отечественном и зарубежном литературоведении принято считать, что именно Борхерт явился основоположником литературного «поколения вернувшихся» в немецкой литературе – поколения фронтовиков, поднявших свой голос против войны.
К прозаическому и поэтическому наследию Борхерта в течение многих десятилетий было приковано внимание многих немецких и российских исследователей, в том числе и современных.
Степень изученности проблемы. Анализом произведений В. Борхерта занимаются литературоведы разных стран более 50 лет, среди которых такие известные ученые, как Г.Бургесс, Г.Винтер, Р.Вольф, А.М.Стерио, П.Рюмкорф.
Большой вклад в изучение творчества В.Борхерта внесли отечественные исследователи И.М.Фрадкин, Н.И.Платицына, В.В.Гаврилова, Л.Н.Тимощук, В.М.Кузурман, Т.В.Анищук, Л.И.Мальчуков, Е.И.Микитенко, Н.Н.Пелевина, В.А.Рычина, Э.И. Тэули, Р.Ф.Яшенькина и другие.
Актуальность исследования. Несмотря на глубокий интерес литературоведов к В.Борхерту и достаточно высокую степень изученности темы войны в его текстах, мы можем отметить недостаточную проработанность проблемы выявления форм и средств художественного воплощения темы «человек и война» в его прозе. Внимание исследователей в основном сфокусировано на морально-этических категориях и всестороннем культурно-историческом анализе.
Кроме того, актуальность исследования определяется непреходящей ценностью избранной темы, тем особым местом, которое занимает в современном общественном сознании проблема «человек и война».
Необходимость более внимательного исследования творчества В.Борхерта не вызывает сомнений связи с актуальностью антивоенной темы. Выявление и постижение новых смыслов, закономерно возникших в отношении творчества Борхерта на рубеже столетий, в начале XXI века, - важная задача литературоведения.
Цель исследования – систематическое исследование своеобразия проблемы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта и выявление форм и средств ее художественного воплощения.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать критическую литературу, посвященную творчеству В.Борхерта;
обозначить типы малой прозы В.Борхерта и исследовать их основные особенности;
определить средства художественного воплощения темы «человек и война» в малой прозе В.Борхерта.
Предметом исследования является художественное осмысление проблемы «человек и война» в малой прозе Борхерта и средства его воплощения.
Объект исследования – малая проза Вольфганга Борхерт, вошедшая в сборники «Одуванчик» (1947), «В этот вторник» (1947) и «Печальные герани» (1962), а также сборник «Наедине с моей тенью и луной. Письма, стихотворения и документы» (1996).
Методы исследования - сравнительно-исторический, анализ художественного произведения в единстве формы и содержания.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе дается обзор исследуемой проблемы и анализ литературы, посвященной творчеству В.Борхерта. Во второй главе представлено исследование своеобразия проблемы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта.
Глава 1. Исследование темы «человек и война» в малой прозе Вольфганга Борхерта
В.Борхерт является автором 59 рассказов, стихов и пьесы «Там, за дверью». Его произведения, созданные за необычайно короткий промежуток времени с конца войны до смерти писателя в 1947 году, произвели очень огромное впечатление на читателей в послевоенной Германии.
По мнению многих исследователей, как отечественных, так и немецких, заслуга писателя в том, что он ярко изобразил ужасы войны глазами очевидца, а также дал право голоса немецкому солдату, прошедшему войну, измученному чувством вины и ощущением ненужности в этом мире.
Именно военный опыт следует считать важнейшим фактором в становлении творческой личности писателя: война стала центральным событием его короткой жизни. В 1941 г., после нескольких месяцев казарменной подготовки, Борхерт был отправлен на Восточный фронт. Воевал под Москвой, принимал участие в боях под Калинином и Витебском, подвергался арестам по обвинению за «враждебные государству и партии высказывания». Был заключен в Нюрнбергской и Моабитской тюрьмах. В 1945 г. Борхерту удалось бежать из французского плена и вернуться в разрушенный Гамбург.
Его судьба во многом типична для своего поколения. «Западногерманские прозаики и поэты задумывались над будущим своего народа уже на исходе войны. Вырвавшись из фашистских застенков, возвращаясь из эмиграции, покидая поля сражений, они брались за перо, чтобы предъявить, счет прошлому, произвести дознание о том, как это могло произойти, подумать вместе с читателями, как вылечить народ от фашистской заразы», – отмечает в своей работе «Уроки немецкого» В.Пронин [37].
«Личная биография и духовная драма Борхерта, возведенные в некую степень обобщения и универсальности, определяют социально-психологический склад главного героя его творчества», – пишет И. Фрадкин [43]. Таким образом, одной из важнейших черт борхертовской прозы следует признать её несомненную автобиографичность.
По указанию И. Фрадкина, Борхерт нашел новые художественные формы, способные выразить дисгармоничное, разорванное сознание своих героев и хаотическую действительность войны, разрушающей личность [43]. С этим сложно не согласиться. Действительно, произведения Борхерта отразили трагедию военного времени с такой силой именно благодаря тому, что писатель ищет и находит необычные художественные формы. Краткость, лаконичность произведений, их кинематографичность, но при этом яркая метафоричность определили силу их воздействия на читателя.
Вольфганг Борхерт писал не только короткие прозаические произведения, но и стихи, а также пьесы. Его пьеса «Там, за дверью» оказала большое влияние на современников, ярко отразив внутренний мир солдата, вернувшегося домой, отторгнутого обществом и не находящего смысла в собственной жизни. Однако мы разделяем точку зрения В.М.Кузурман, полагающей, что именно в прозаических произведениях В.Борхерт сумел «наиболее ярко и вместе с тем наиболее профессионально как литератор поставить все волновавшие его и современное ему общество проблемы» [25]. Поэтому в дальнейшем мы сфокусируем внимание именно на малой прозе Борхерта.
Тема обманутого поколения, тема погубленной молодости – главная тема всего корпуса малой прозы Борхерта. Реализация проблемы «человек и война» у Борхерта связана с важнейшими темами одиночества, разобщённости, непонимания и внутреннего разлада человека с окружающим миром, возникающими вследствие разрыва духовной связи между людьми. Об этом говорили многие литературоведы, но особый интерес для нашего исследования представляет диссертация Н.И.Платицыной «Человек и война в малой прозе Вольфганга Борхерта» [36].
В литературоведении еще с 1970 года принята классификация малой прозы Борхерта, предложенная польским исследователем Ст.Х. Кашиньским. В работе «Typologue und Deutung der Kurzgeschuchten von Wolfgang Borchert» [2] учёный выделяет четыре основных группы малых прозаических произведений В.Борхерта:
«Истории о войне»
Для этого типа произведений характерен особый трагизм. Исследователи относят к этой группе малой прозы Борхерта те истории, в которых образ войны выполняет структурообразующую функцию. К этой группе относятся такие известные произведения Борхерта, как «Четыре солдата», «Ради», «Много-много снега», «Бледнолицый брат мой», «В этот вторник», «Кегельбан» и др.
Некоторые из перечисленных историй вошли в цикл, озаглавленный Борхертом «В снегу, в чистом снегу» и посвящённый его пребыванию в России (так называемые «истории о России»).
Н.И.Платицына подчеркивает, что даже в рамках «историй о войне» писатель фокусирует свое внимание не на самой войне, а на том, какое воздействие она оказывает на человека [36]. Военные действия остаются за рамками повествования, мы практически не видим, как взрываются снаряды, какая техника используется в том или ином сражении, каковы силы противников и т.д. Для Борхерта это не важно, все это одинаково неинтересно, поскольку является некой страшной разрушающей силой, о которой не хочется говорить. Он отражает только результат – что происходит с человеком на войне, как изменяется его сознание.
В художественном мире Борхерта именно война является важнейшей и наиболее значимой частью действительности, именно она определяет судьбу людей. Война как историческое событие является катастрофой, разрушившей прежние ценности и идеалы и создавшей в мире хаос.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!