В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, в связи с большой конкуренцией на рынке товаров и услуг, большинство руководителей вынуждены чаще обращаться к зарубежному опыту делового общения, ведь выжить в данной конкурентной среде способны лишь сильнейшие.
Если раньше для потребителя главным принципом выбора той или иной организации являлся ассортимент продукции, ее качество, цена, то сейчас немаловажную роль стал играть сервис, а именно отношение работников организации к своим клиентам. Именно деловое общение, построенное по всем правилам этикета, подталкивает человека прийти в эту организацию еще раз. За счет такой схемы и появляются постоянные покупатели, которые удовлетворены в полной мере деятельностью всей организации и каждого ее работника в частности.
В связи с этим, возрастает актуальность выбранной темы. Поскольку правила этикета необходимо применять не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, чтобы прослыть человек нравственным, воспитанным и заслужить уважение окружающих. Ведь не только приятно общаться с человеком, соблюдающим этические нормы, но и важно самому быть таким.
Исследования психологии масс дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.
Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.
Объектом исследования является ЗАО «Брянский машиностроительный завод».
Предмет – этика деловых отношений менеджера по персоналу в данной организации.
Целью данной работы является изучение этики деловых отношений в работе менеджера по персоналу.
Для написания данной работы необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этики деловых отношений;
- изучить этику деловых отношений менеджера по персоналу в ЗАО «БМЗ»;
- выявить имеющиеся недостатки и дать необходимые рекомендации для устранения этих недостатков.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, в связи с большой конкуренцией на рынке товаров и услуг, большинство руководителей вынуждены чаще обращаться к зарубежному опыту делового общения, ведь выжить в данной конкурентной среде способны лишь сильнейшие.
Если раньше для потребителя главным принципом выбора той или иной организации являлся ассортимент продукции, ее качество, цена, то сейчас немаловажную роль стал играть сервис, а именно отношение работников организации к своим клиентам. Именно деловое общение, построенное по всем правилам этикета, подталкивает человека прийти в эту организацию еще раз. За счет такой схемы и появляются постоянные покупатели, которые удовлетворены в полной мере деятельностью всей организации и каждого ее работника в частности.
В связи с этим, возрастает актуальность выбранной темы. Поскольку правила этикета необходимо применять не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, чтобы прослыть человек нравственным, воспитанным и заслужить уважение окружающих. Ведь не только приятно общаться с человеком, соблюдающим этические нормы, но и важно самому быть таким.
Исследования психологии масс дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъекта деятельности и общения с другими людьми.
Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.
Объектом исследования является ЗАО «Брянский машиностроительный завод».
Предмет – этика деловых отношений менеджера по персоналу в данной организации.
Целью данной работы является изучение этики деловых отношений в работе менеджера по персоналу.
Для написания данной работы необходимо решить следующие задачи:
- всесторонне рассмотреть теоретические аспекты этики деловых отношений;
- изучить этику деловых отношений менеджера по персоналу в ЗАО «БМЗ»;
- выявить имеющиеся недостатки и дать необходимые рекомендации для устранения этих недостатков.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, разделенной на главы и параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Содержание и психология этики деловых отношений
Этика в широком смысле представляет собой комплекс специальных требований и норма поведения индивида в обществе, соответствующих его нравственности [15, C. 125]. Следовательно, этику деловых отношений можно выделить как одну самостоятельных сфер общественной жизни. Но, не смотря на то, что общественные этические нормы лежат в основе человеческого поведения, этика деловых отношений имеет отличительные особенности.
В последнее время роль изучения этики деловых отношений постоянно возрастает, ведь большую часть своей жизни человек занимается именно профессиональной деятельностью. А ее успешная реализация невозможна без знания основ межличностных деловых отношений.
Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Здесь важно отметить, что при выполнении профессиональной роли сотрудника оценивается не только его профессиональная пригодность относительно имеющихся у него знаний, умений и навыков, но и его способность продуктивно взаимодействовать со всеми членами организации. Эти две составляющие неразделимы при определении содержания и психологии этики деловых отношений. Соблюдение этики деловых отношений определяет не только высокий уровень профессионализма работника, но и характеризует положительный имидж организации как работодателя [11, С. 5-6]
Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело в данной организации в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться взаимоотношения.
Руководитель, умело использующий правила и нормы этики деловых отношений, всегда выглядит более успешным в глазах окружающих, нежели управленец, пренебрегающий данными нравственными нормами. Наряду с набором профессиональных компетенций этические нормы дополняют образ хорошего руководителя, которого хочется слушать и беспрекословно выполнять любые поручения. Таким образом, этика деловых отношений является неотъемлемой частью имиджа любого управленца. Но важно отметить, что этические нормы делового поведения должны стать естественным, привычным поведением руководителя, ведь только тогда эффект восприятия у окружающих усиливается многократно. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека, а также отработаны в процессе систематического тренинга [3,C. 25].
Этика включает в себя систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на ошибках правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Следовательно, этика деловых отношений тесно взаимосвязано с этикой межличностных отношений, потому что все правила и нормы поведения, которые мы используем в повседневной жизни, уместны и справедливы для деловой сферы, а некоторые нормы делового поведения не мешало бы использовать и вне служебной обстановки. Таким образом, этика деловых отношений непосредственно оказывает влияние на всю общественную сферу жизни общества [9, C. 148].
Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе [13, C. 105].
Известна древняя мудрость: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим?
Вряд ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике [18, C. 234].
Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Ни для кого не секрет, что при любом знакомстве главным компонентом для дальнейшего отношения выступает первое впечатление. Именно от него зависит, будем ли мы общаться с новым человеком или нет. В свою очередь, первое впечатление зависит от множества обстоятельств, как субъективных, так и объективных. Нас больше интересуют субъективные обстоятельства, к которым относятся: внешний облик человека, манеры поведения, ораторские способности, жесты, телодвижения и т. д. В соответствии с данными критериями и создается первое впечатление о человеке, которое играет огромную роль не только в повседневной, но и в деловой жизни [11,С. 6].
Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.