Курсовая работа|Экономическая теория

Эффективность рыночного равновесия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 32

Введение

1. Излишки потребителя

2. Излишки производителя

3. Общественная выгода от рыночного равновесия

При отклонении от рыночного равновесия возможны ситуации:

а)  дефицит – это ситуация, когда величина спроса превосходит величину предложения. Проявление: очереди покупателей, сокращение запасов производителей.

б)  избыток – это ситуация, когда объем предложения, превосходит величину спроса. Проявление: очередь продавцов.

Практическое задание

Заключение

Список  используемой литературы

 

Уровни спроса находятся при спуске по ценовой лестнице, а уровни предложения, наоборот, при подъеме по ней. Далее нужно определиться с сильным и быстрым движением цен. Для спроса – быстрый рост, для предложения – понижение. Следом находится источник движения. У спроса он снизу, у предложения сверху. В конце обводится уровень линиями вверху и внизу графика. После того как уровни установлены, производитель может свободно выходить на рынок и не бояться натиска со стороны конкурентов или разорения.

Взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения помогает устанавливать цены, регулировать ситуацию на рынке и даже влиять на состояние экономики в стране. В условиях современной экономики потребители стараются приобрести большее количество товаров по выгодным ценам. А на другой стороне баррикад находится производитель, который также хочет по выгодной цене продать свой товар. Благодаря исследователям и экономистам, которые занимаются изучением спроса и предложения, рынок способен нормально функционировать. Для того чтобы достичь равновесия, они анализируют огромное количество факторов, которые в той или иной степени влияют на эти процессы.

Потребительский излишек равен годности покупателей заплатить за товар за вычетом суммы, с которой они действительно расстаются; он определяет выгоду потребителей, которую они получают от функционирования рынка. Потребительский излишек можно рассчитать, определив площадь фигуры, которая расположена под кривой спроса над ценой равновесия.

Излишек производителей равен сумме, которую продавцы получают за свои товары за вычетом издержек производства, она определяет выгоду, которую продавцы получают от функционирования рынка. Излишек производителей можно рассчитать, определив площадь фигуры, расположенной под равновесной ценой и над кривой предложения.

Эффективным считается распределение ресурсов, максимирующее сумму излишков потребителей и производителей. Политиков часто заботит эффективность и равенство результатов экономической деятельности

Равновесие спроса и предложения максимизирует сумму излишков потребителей и производителей. «Невидимая рука» рынка ведет покупателей и продавцов к эффективному распределению ресурсов.

В условиях несовершенства рынка (как следствие, в частности, власти над рынком и внешних эффектов) ресурсы распределяются неэффективно.

Целью курсовой работы является изучение эффективность рыночного равновесия.

Предметом курсовой работы является изучение рыночного равновесия.

Объектом курсовой работы является изучение эффективность рыночного равновесия.

Задачами курсовой работы является:

- изучение излишек потребителя;

- рассмотрение излишек производителя;

- исследование общественной выгодой от рыночного равновесия;

- решение практического задания.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, практического задания и списка использованной литературы.

 

1. Излишки потребителя

Сложно понимать, что представляют собой излишки потребителя, если в полной мере не разобраться в движущей силе этого явления – спросе. Всем известно из экономической теории, что последний и есть основа всех рыночных отношений, поскольку лишь благодаря ему порождается предложение, ну и, соответственно, и равновесие кругооборота предлагаемых и потребляемых товаров и услуг.

 Рынком движет потребитель, который, в свою очередь, при выборе той или иной покупки опирается на ряд факторов. Кто бы что ни говорил, но первоочередная движущая сила действий любого покупателя – это предпочтительные особенности.[1] Никто никогда не приобретет то, что ему не нужно, поэтому каждый отталкивается от своих личностных потребностей. На втором этапе покупатель максимизирует полезность и рациональность своего приобретения, иными словами, приближает свои желания к равновесному показателю «цена-качество». Конечно, здесь не обойдется без сопоставления своих желаний со своими же финансовыми возможностями, ну а отсюда вытекает следующий фактор – стоимость товара или услуги по отношению к предложенным товарам-субститутам других производителей.

 Зачастую желания и потребности покупателя носят рациональный характер, и каждый определяет степень полезности того или иного приобретения как для себя лично, так и для членов своей семьи. Помимо этого, каждый представитель спроса имеет свой порог финансовых ограничений, и, если тот или иной товар не несет в себе первой необходимости, вряд ли найдется способный платить за него слишком высокую цену. Зачастую потребитель ищет товар за более низкую стоимость, но это не значит, что он должен быть некачественным. Отсюда можно слегка забежать наперед и отметить, что излишек потребителя – это сумма денег, которая представляет собой разницу между той ценой, которую покупатель готов был заплатить, и той, которую в реальности оплатил. Иными словами – нашел идентичный товар более низкой стоимости у другого продавца.  Не стоит забывать о том, что излишек потребителя представляет собой в первую очередь элемент нормального рынка, где присутствуют также такие составляющие, как спрос и предложение.

В соответствии с вышеизложенной информацией можно сделать вывод, что желание и возможности покупателя приобрести тот или иной товар или услугу за определенный период времени и представляют собой явление спроса. Последний же зависит от ряда факторов: социально-культурных и демографических показателей рынка, уровня заработка населения, качества предлагаемого товара, продукции конкурентов и ее стоимости. В свою очередь, спрос взаимодействует с предложением, которое также зависит как от различных внешних социально-культурных факторов, так и от внутренних. К последним можно отнести уровень ожидаемого потребления и конкурентоспособность товара на рынке.

Итак, излишки потребителя – это столько денег, сколько осталось у вас в кармане после того или иного приобретения, хотя вы и были намерены их потратить. Все мы знаем из основ экономической теории о закономерностях уровня полезности определенного блага для единицы населения. Так, например, если вам захотелось яблоко, и вы купили килограмм, то с каждым съеденным фруктом его полезность для вас будет уменьшаться в темпах отрицательной арифметической прогрессии. Максимум, который вы сможете заплатить за одно съеденное яблоко, составит, например, 5 рублей, при этом не забываем, что с каждой единицей предлагаемая вами цена будет снижаться. На рынке же вам предлагают купить товар по 2 рубля за один фрукт, и вот совокупная разница между вашей и предлагаемой ценой будет составлять излишек потребителя.

Излишки потребителя – это не только сумма сэкономленных средств, это в первую очередь его собственная прибыль. Для наглядности примера изобразим график, на котором в качестве кривой TU изобразим постоянно меняющийся уровень полезности нашего яблока, ну а показатель С будет говорить о материальных затратах, прямая q укажет на количество товара. Мы видим, что максимальный уровень полезности совпадает с ценой лишь при определенном объеме спроса (q0), а далее угол идет на спад, это и говорит о том, что излишки потребителя, начиная с этой точки, растут.

Рисунок 1 – Уровень полезности яблока[2]

 Таким образом, можно сделать вывод: чем выше поднимается кривая безразличия над отмеченным соприкосновением показателей, тем больше прибыли получит покупатель от предполагаемой сделки, и на полученные средства он сможет удовлетворить свои прочие потребности.

Рисунок , представленный ниже, по вертикальной оси указывает цену наших яблок (Р), а по горизонтальной - их количество (Q). При этом отметка Р0 указывает на уровень общепринятой рыночной цены на фрукт в среднем.

Рисунок 2 - Излишек потребителя[3]

 По аналогии прочерчиваем кривые полезности вдоль оси цены (для каждого потребителя они будут индивидуальны) и определяем в виде заштрихованных фигур прибыль каждого покупателя. Формула довольно проста: нам необходимо высчитать площадь каждой фигуры, ну а после суммировать полученные показатели. Итоговая цифра и будет общей прибылью покупателей на рынке яблок в целом.

Не стоит забывать о том, что излишки потребителя и производителя – показатели взаимосвязанные и, не побоимся отметить, взаимозависимые. При этом последний указывает на разницу между той суммой денежных средств, которую продавец планировал получить от сделки, и реально вырученной. На рисунке 3 ниже прямая D указывает на цену, которую готов платить покупатель, а прямая S говорит о стоимости, которую предлагает производитель. В определенной точке они пересекаются (заключается сделка), ну а заштрихованные треугольники (верхний и нижний соответственно) указывают на полученную потребителем выгоду и так называемые затраты от большего ожидания продавца

[1] Гродский, В.С. Экономическая теория: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.С. Гродский. - СПб.: Питер, 2013. - 79c.

[2] Рудакова, И.Е. Макроэкономическая теория: проблемы, версии, полемика / И.Е. Рудакова, А.А. Никифоров. - М.: ДиС, 2013. - 127 c.

[3] Чернецова, Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 146 c.

1. Базиков, А.А. Экономическая теория в микро-, макро- и мировой экономике: Теоретико-практические и учебно-методические разработки / А.А. Базиков. - М.: ФиС, 2010. - 416 c.

2. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебник для студентов / В.З. Баликоев. - М.: Омега-Л, 2013. - 684 c.

3. Бардовский, В.П. Экономическая теория: Учебник / В.П. Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.

4. Басовский, Л.Е. Экономическая теория: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 375 c.

5. Бурганов, Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.

6. Васильева, Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. - М.: Юрайт, 2010. - 191 c.

7. Вечканов, Г.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2012. - 512 c.

8. Викулина, Т.Д. Экономическая теория: Учебное пособие / Т.Д. Викулина. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 209 c.

9. Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2013. - 392 c.

10. Воробьев, В.А. Экономическая теория: Учебное пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Н.Н. Бондарь; Под ред. А.В. Бондарь. - Мн.: БГЭУ, 2011. - 479 c. 11. Гродский, В.С. Экономическая теория: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.С. Гродский. - СПб.: Питер, 2013. - 208 c.

12. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Г.М. Гукасьян. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.

13.Даниленко, Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие / Л.Н. Даниленко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.

14. Джавадова, С. Экономическая теория и практика: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие РГГУ / С. Джавадова, О. Лылова. - М.: Экономика, 2011. - 293 c.

15. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева, Н.А. Поздняков, Ю.А. Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 c.

16. Камаев, В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: Учебник / В.Д. Камаев, Т.А. Борисовская, М.З. Ильчиков. - М.: КноРус, 2012. - 384 c.

17. Кирюшин, О.И. Экономическая теория: Учебник / Р.С. Гайсин, О.И. Кирюшин, В.Г. Кучкин, В.С. Семенович. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 330 c.

18. Кочетков, А.А. Политическая экономия (экономическая теория): Учебник / В.М. Агеев, А.А. Кочетков, Г.А. Куторжевский, Н.А. Мартыненко. - М.: Дашков и К, 2012. - 856 c.

19. Малахов, Р.Г. Экономическая теория / Р.Г. Малахов. - М.: Рид Групп, 2012. - 48 c.

20. Мишкин, Ф.С. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / Ф.С. Мишкин; Пер. с англ. О.К. Островская; Пер. с англ. А.А. Рыбянец. - М.: Вильямс, 2013. - 880 c.

21. Новичков, В.И. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков, В.М. Агеев, В.И. Новичков; Под общ. ред. А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2013. - 696 c.

22. Носова, С.С. Экономическая теория: Учебник / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2013. - 792 c.

23. Океанова, З.К. Экономическая теория: Учебник / З.К. Океанова. - М.: Дашков и К, 2012. - 652 c.

24. Попов, А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов / В.С. Артамонов, А.И. Попов, С.А. Иванов; Под ред. В.С. Артамонова. - СПб.: Питер, 2010. - 528 c.

25. Рудакова, И.Е. Макроэкономическая теория: проблемы, версии, полемика / И.Е. Рудакова, А.А. Никифоров. - М.: ДиС, 2013. - 208 c.

26. Сажина, М.А. Экономическая теория: Учебник / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 608 c.

27. Слагода, В.Г. Экономическая теория.: Учебник / В.Г. Слагода. - М.: Форум, 2013. - 368 c.

28. Слагода, В.Г. Экономическая теория: Рабочая тетрадь / В.Г. Слагода. - М.: Форум, 2012. - 176 c.

29. Худокормов, А.Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: Учебное пособие / А.Г. Худокормов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.

30. Чернецова, Н.С. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.С. Чернецова, В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская. - М.: КноРус, 2013. - 264 c.

31. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т. Том 2: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, Изд. "КДУ", 2013. - 712 c.

32. Шишкин, А.Ф. Экономическая теория. В 2-х т.Том 1: Учебник для вузов / А.Ф. Шишкин. - М.: ВЛАДОС, Изд. "КДУ", 2013. - 816 c.

33. Янбарисов, Р.Г. Экономическая теория: Учебное пособие / Р.Г. Янбарисов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 624 c.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономическая теория
2020 год 36 стр.
Экономический рост и эффективность экономики
antiplagiatpro
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 30 стр.
Теория макроэкономического равновесия
Курсовая работа Экономическая теория
2016 год 32 стр.
Условия равновесия фирмы на рынке совершенной конкуренции
Курсовая работа Экономическая теория
2022 год 40 стр.
Изучение теории фирмы и анализ ее равновесия
antiplagiatpro
Курсовая работа Экономическая теория
2013 год 26 стр.
Факторы рыночного спроса
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское