Введение
- Понятие рыночного спроса
- Кривая спроса
- Сдвиги кривой спроса. Изменения уровня спроса
- Ценовые и неценовые факторы спроса. Их влияние на величину спроса.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение. Сдвиги кривой рыночного спроса под воздействием ряда факторов
На сегодняшний день каждая организация заинтересована в максимизации своей прибыли и сокращении издержек. Для этого в процессе планирования структуры производства, объема выпуска продукции, каждое предприятие должно принимать во внимание четкие фактические данные о потенциальном спросе на свою продукцию. По законам рынка величина спроса на товар или услугу находится в прямой зависимости от цены приобретаемого покупателем блага (то есть некой покупательской ценности товара или услуги), от цен товаров-заменителей и других внешних факторов, таких, к примеру, как доходы клиентов и пр.
С ростом цен на продукцию при прочих равных условиях организация может рассчитывать на некоторое снижение спроса на продукцию. Скорость падения спроса будет зависеть от эластичности спроса на данную продукцию по цене. На нее также будет оказывать влияние активная деятельность конкурентов, продающих товары-субституты (заменители) по более низким ценам. Логично, что и при росте доходов населения организация может ожидать рост покупательского спроса на свою продукцию и, соответственно, увеличение ее.
Однако в рыночной экономике на величину спроса оказывают немалое влияние также и неценовые факторы (потребительские вкусы и предпочтения). При формировании цены на товар фирме-производителю необходимо принимать во внимание и ценовые, и неценовые факторы для более детального прогнозирования спроса на свою продукцию.
Целью курсовой работы является изучение рыночного спроса с учетом ценовых и неценовых факторов, оказывающих влияние на его величину.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
¾ ознакомиться с понятием рыночного спроса;
¾ исследовать процесс изменения рыночного спроса под влиянием ряда факторов;
¾ проанализировать влияние ценовых и неценовых факторов на формирование рыночного спроса.
-
Понятие рыночного спроса
Понятие рынка является основным понятием в экономической теории. Оно включает в себя широкий спектр контролирующих функций, таких как:
- баланс спроса и предложения, а, следовательно, и баланс экономики в целом,
- утверждение новых и прогрессивных товаров в жизни современного общества за счет дифференцирования товаропроизводителей (по сути, рынок является двигателем научно-технического прогресса граждан),
- сигнализирование компаниям по производству определенного вида товаров или услуг о необходимом увеличении или сокращении их выпуска,
- формирование дисциплинированных субъектов рыночных отношений, предпринимательского класса.
В зависимости от вида или объекта производственных ресурсов выделяют следующие типы рынков:
- рынок рабочей силы (или рынок труда),
- рынок средств производства,
- рынок капитала,
- рынок товаров,
- рынок информационных материалов.
Основополагающими понятиями рынка является предложение и спрос. Важно понимать, что процесс принятия управленческих решений разного уровня в условиях современного бизнеса базируется именно на спросе.
Различают:
- индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта рыночных отношений (покупателя);
- рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар/услугу на данном конкретном рынке.
Соответственно, объем спроса определяется количеством товара, которое клиенты согласны купить по установленной предприятием цене в течение определенного периода времени.
Величина спроса на товар или услугу определяет дальнейшую стратегию планирования производства. Спрос оказывает непосредственное влияние на процесс получения прибыли, формирование дохода компании, на движение денежных потоков и товарно-материальных запасов.
В литературе понятие спроса определяется как платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага [1, стр. 84]. Таким образом, экономический смысл данного понятия еще раз подчеркивает тот факт, что в основе спроса лежит не только потребность клиентов в определенном товаре, услуге или благе, но и их способность и готовность платить за его/ее приобретение.
Желания клиентов о приобретении определенного рода товар или услуг корректируются службами маркетинга. В зависимости от того, как много усилий прилагают специалисты маркетинга, выделяют спрос первичный, текущий рыночный и рыночный потенциал.
Первичный спрос (или как его еще называют – нестимулированный) отражает общий суммарный спрос на данный продукт по всем маркам, представленным на рынке, без каких-либо маркетинговых мероприятия, то есть когда маркетинг вообще не использован.
В зависимости от влияния деятельности маркетинговых служб на величину объема спроса выделяют два типа рынка, противоположных друг другу. Первый – расширяющийся рынок – незамедлительно реагирует на всякое применение инструментов маркетинга. Второй – рынок нерасширяющийся – никак не реагирует.