ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты основ социально-эстетической компетенции учащихся 10-х классов посредством изучения элективного курса «Человек и искусство»
1.1. Сущностная характеристика формирования основ социально-эстетической компетенции учащихся 10-х классов посредством изучения элективного курса «Человек и искусство»
1.2. Генезис проблемы формирование основ социально-эстетической компетенции в отечественной и зарубежной педагогике
1.3. Возрастные особенности обучающихся 10-х классов
Выводы по первой главе
Глава 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ СОЦИАЛЬНО–ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО» УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ
2.1. Современные подходы к использованию метода проектов в преподавании элективного курса «человек и искусство»
2.2. Разработка и внедрение в учебный процесс метода икт технологии
2.3. Разработка и внедрение в образовательный процесс учебно-методического пособия элективного курса «Человек и искусство» учащихся 10 классов
2.4. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию основ социально-эстетической компетенции учащихся 10-х классов посредством изучения элективного курса «Человек и искусство»
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью образования во все времена.
Цель: разработать, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования основ социально-эстетической компетенции учащихся 10-х классов средством совместной деятельности.
Объект: процесс формирования основ социально-эстетической компетенции учащихся 10-х классов посредством изучения курса «Человек и искусство».
Предмет: педагогические условия формирование основ социально-эстетической компетенции учащихся 10-х классов посредством изучения курса «Человек и искусство».
На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные ученые выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Наиболее известным ученым в данном вопросе является почетный профессор Эдинбургского университета (Великобритания) доктор Джон Равен. Он определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одно отождествляют его с понятием «компетентность», другие выделяют его как самостоятельную структуру [2].
Гипотеза исследования – процесс формирования основ социально-эстетической компетенции учащихся 10-х классов будет эффективным, если:
– разработан учебно-методическое пособие «Человек и искусство» направлено на мировую художественную культуру;
– осуществляется применение проектных методик в формировании основ социально-эстетической компетенции;
– будут конкретизированы сущность, структура и содержание понятия «формирование основ социально-эстетической компетенции»;
– будут определены необходимые педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования социально-эстетической компетенции.
Теоретическая значимость: Методически проанализирован элективный курс «Человек и искусство» для учащихся 10 классов, описаны особенности мировой художественной культуры, раскрыты воспитательные возможности.
Практическая значимость: разработано учебно-методическое пособие курса «Человек и искусство» и осуществлено применение проектных методик в формировании основ социально-эстетической компетенции.
Глава 1. Теоретические аспекты основ социально-эстетической компетенции учащихся 10-х классов посредством изучения элективного курса «Человек и искусство»
1.1. Сущностная характеристика формирования основ социально-эстетической компетенции учащихся 10-х классов посредством изучения элективного курса «Человек и искусство»
В начале нового столетия наряду с проблемой определения понятия компетентности и ее видов, возник вопрос о соотношении понятий «компетенция» и «компетентность». В педагогической науке можно выделить два направления – синонимизирующее и дифференцирующее рассматриваемые категории. Представители первого направления (В.А. Болотов, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков и др.) отождествляют данные понятия, акцентируя внимание на практической направленности компетенций. Сторонники второго направления (И.А. Зимняя, О.М. Мутовская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) принципиально разграничивают данные понятия, позиционируя компетентность как первичную категорию. И.А. Зимняя понимает под компетенцией некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые знания, представления, системы ценностей, которые потом проявляются в компетентности человека. А.В. Хуторской под компетенцией понимает «социальное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере». Компетентность с его точки зрения – это «владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [8, с. 110].
Таким образом, автор рассматривает компетентность как совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, навыки, способности, ценностно-смысловые ориентации) и готовность их применения в определенной деятельности. А.В. Хуторской акцентирует внимание на деятельностной основе компетентности. Наряду с А.В. Хуторским, компетентность как ситуативно–деятельностную категорию, рассматривают А.Г. Бермус, Г.К. Селевко, О.М. Мутовкина, С.Е. Шишов и другие. С позиции данных ученых, компетентность – это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации. Это «мера способности человека включаться в деятельность» [6, с. 21].