Введение
1. Работа хормейстера над произведением
1.1 Репертуар народного хора
1.2. Работа хормейстера над хоровой партитурой
2. Основные этапы работы над произведением с певцами
2.1 Методические принципы в обучении народному пению
2.2. Работа над художественно-выразительным исполнением
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. В настоящее время творческая деятельность исполнителей дает возможность сделать доступными для слушателей и сохранить народное искусство, которое было создано много веков назад, а характер и содержание человеческой деятельности в современном мире остается важным, во многом и решающим фактором культурных перемен. Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки огромны.
На сегодняшний день в народном песенном исполнительстве наблюдается такая тенденция когда произведения звучат недостаточно самобытно.
Процесс разучивания песен и хоровых произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать. Пение воспитывает внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив.
Одна из особенностей хорового пения - возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных.
Пение - это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения - сольного и хорового - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья певцов.
Используя хоровое пение как средство музыкального воспитания учащихся, хормейстер ставит перед собой следующие задачи:
- развитие у участников коллекетива интерес и любовь к хоровому пению;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыке;
- формировать художественный вкус;
- развивать певческий голос: формировать красивое, естественное звучание, расширять диапазон;
- прививать вокально-хоровые навыки, как основу для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения;
- всестороннее развивать музыкальный слух - мелодический, ритмический, гармонический, динамический, тембровый.
Цель работы – раскрыть методику разучивания хорового произведения (на примере русского народного хора Алтайского государственного института культуры).
Задачи:
- рассмотреть репертуар народного хора;
- показать работу хормейстера над хоровой партитурой;
- раскрыть содержание этапа разучивания партитуры с певцами;
- осветить методические аспекты работы над хоровым строем и ансамблем в процессе освоение произведением с певцами;
- выявить особенности хоровой работы над художественно-выразительным исполнением произведения.