Введение
1. Понятие и сущность групповой работы
2. Дидактические требования и основные черты групповой работы учащихся на уроках географии
3. Особенности методики применения групповой работы на уроках географии
4. Разработка плана-конспекта урока «Страны БРИКС»
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта образование должно быть направлено на приобретение навыков эффективного общения, умения работать в коллективе, формирование самостоятельной умственной деятельности.
Способность школьника работать в команде, группе – одно из наиболее востребованных личных качеств, наряду с чуткостью, терпением, надежностью и самоуважением. Это качество необходимо школьникам для построения отношений с товарищами на основе сотрудничества, поэтому организация групповой работы в учебном процессе является одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей учащихся.
Эффективность использования групповых форм работы в процессе обучения неоднократно доказывалась на практике. Этой проблеме посвящены работы А.Б. Воронцова, И.В. Перепелицы, И.И. Куксгаузена, А.Бенко, О.В. Чихановой, С.Т. Танцорова, Х.И. Лийметса и др.
Технология группового обучения занимает важное место в системе современного учебного процесса и является одним из средств реализации системно-деятельностного подхода. В соответствии с образовательным стандартом нового поколения главной задачей учителя является обеспечение организации групповой учебной деятельности школьников, в результате которой развивались бы их творческие способности и индивидуальность.
Цель исследования: выявить возможности организации групповой работы учащихся на примере темы «Страны БРИКС».
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и сущность групповой работы;
2) рассмотреть дидактические требования и основные черты групповой работы учащихся на уроках географии;
3) выявить особенности методики применения групповой работы на уроках географии;
4) разработать план-конспект урока на тему «Страны БРИКС».
Объект исследования – методика организации групповой работы учащихся.
Предмет исследования – особенности методики организации групповой работы учащихся на примере темы «Страны БРИКС».
Теоретико-методологической основой исследования являются работы, посвященные групповой работе (З.А. Абасов, В.М. Букатов, Е.С. Казакова, Ю.Э. Ковылева, А.В. Конышева, Г.К. Селевко, С.Т. Танцоров и др.), а также специфике преподавания географии (Ю.А. Иванов, Л.В. Фастунова и др.)
Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по проблеме исследования; анализ образовательных стандартов и программ по географии; обобщение передового опыта работы педагогов.
Научная новизна заключается в том, что проблема групповой работы явилась предметом специального изучения в методике обучения географии. Разработаны концептуальные основы к конструированию групповой работы на уроках географии в старших классах.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены имеющиеся материалы по организации групповой работа на уроках географии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что был разработан план-конспект урока по географии, который может быть использован в рамках факультативного курса «Международные отношения».
1. Абасов З.А. Проектирование и организация групповой работы учащихся на уроке // Наука и школа. – 2009. – №6. – С. 36-37.
2. Букатов В.М. Отметки при групповой работе. Советы учителям, как, за что и кого оценивать в конце урока после групповой работы // Педагогическая техника. – 2013. – № 5. – С. 18-32
3. Иванов Ю.А. Методика преподавания географии: Учебно-методическое пособие для студентов географического факультета педагогических специальностей. – Брест: БрГУ, 2012. – 420 с.
4. Иванов Ю.А. Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов – Брест. БрГУ им. А. С. Пушкина, 2008. – 170 с.
5. Казакова Е.С., Четайкина О.Р. Групповые формы как возможность обучения в общении // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии. – 2013. – № 2. – С. 338-345.
6. Ковылева Ю.Э. Реализация модели образовательного процесса на основе деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников // Профильная школа. – 2009. – №2 (март). – С 59-63
7. Конышева А.В. Групповой метод обучения // Высшее образование в России. – 2010. – 7 (июль). – С. 139-146.
8. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. – Рязань: РГПИ, 1977. – 100 с.
9. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. – М.: Просвещение, 2013. – 274 с.
10. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке. – М.: Знание, 1975. – 64 с.
11. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
12. Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. – 1989. – Т.10. – №3. – С.8-16.
13. Рудестам К. Групповая психотерапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/rudes01/txt01.htm#3
14. Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. Энциклопедия образовательных технологий. Т. 1. [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование. – 2005. – 535 с.
15. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. – М.: Логос, 2012. – 448 с.
16. Симонова А.А. Коллективная техническая деятельность как фактор формирования творческой индивидуальности: автореф дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 1990. – 25 с.
17. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – М.: Рига – ПЦ «Эксперимент». – 1997. – 203 с
18. Фастунова Л.В. Формирование коммуникативной компетенции школьников через групповые формы работы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 2-2. – С. 147-154.
19. Ханин Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. – Л., 1986. – 28 с.
20. Чередов И.М. Система организации обучения в советской общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1987. – 176 с.