Введение
1. Теоретические основы «Игротеки» как нестандартного метода преподавания в школе
1.1 Методика преподавания географии в школе
1.2 Структура методики обучения географии.
1.3 Метод деловой игры или «игротеки»
2. Занятие на тему «Новосибирское водохранилище» с применением методики «игротека»
2.1 Подготовительный этап (географические аспекты по теме «Новосибирское водохранилище»)
2.2 Занятие на тему «Новосибирское водохранилище» с применением методики «игротека»
Заключение
Список используемой литературы:
Учебно-воспитательный процесс должен быть имитацией той среды, которой живут и трудятся учащиеся, он должен содержать конкретные цели и задачи, обеспечивать формирование у учащихся способность решать практические задачи. В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия учебно-воспитательного процесса, ведущего поиск путей и способов решения учебных проблем.
Современный урок – это обеспечение творческого поиска учащихся под руководством педагога.
Высокая эффективность занятия достигается, как показывает педагогическая практика, когда сливаются воедино активность и творчество учителя и ученика.
Преподавание охватывает работу учителя от подготовки урока к проверке качества и анализа приобретенных знаний, умений и навыков. Педагог должен проанализировать учебную программу, соотнести основные понятия с фактами, решить, какие ранее усвоенные знания будут использованы для эффективного изучения содержания урока. Далее он обязательно должен выделить стержень знания, теоретические выводы, оценки, определения и главные факты. Затем продумать, как будет реализовывать образовательные, воспитательные и развивающие возможности содержания урока, далее учитель определяет организационно-методическую сторону занятия: отбирает приемы обучения, формирует познавательные задания, продумывает организацию дифференционной помощи «слабым» учащимся, планирует закрепление знаний и умений групп и отдельных учащихся.
Таким образом, подготовить урок – это значит определить содержание занятия, выделить объекты и самостоятельную работу обучаемых, прежде всего мыслительную способность привести к достижению поставленных целей.
В педагогической практике необходимо разумное сочетание различных приемов и методов, таких как школьная лекция, рассказ, семинарское занятие, различные виды самостоятельной работы, должны быть и менее используемые более сложные, но дающие более высокие результаты, методы. Чтобы успешно их применять, педагог должен познакомиться с принципами работы нетрадиционных, активных методов обучения.
Предмет исследования – методика преподавания географии в школе.
Объект исследования – игротека как эффективный метод преподавания географии в школе.
Основной целью данной работы является разработка занятия на тему «Водохранилища» с применением методики «игротека».
Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основы «Игровых технологий», как нестандартного метода преподавания в школе;
- проанализировать мотивационные составляющие, в зависимости от видов игры;
- разработать занятие на тему «Водохранилища» с применением методики «Игровые технологии».
В работе были использованы следующие методы исследования: библиографический, исторический, аналитический, метод сравнения, эмпирический.
1. Теоретические основы «Игровых технологий» как нестандартного метода преподавания в школе
Уроки, созданные с использованием игровых технологий, разнообразят систему обучения, учитывая возрастные и психологические особенности подростков, позволяют учащимся быть более раскованными, развивать познавательную активность, создавать ситуацию успеха. В конце ученики сами могут создавать свои познавательные игры на основе полученного опыта.
Какие бы преобразования не происходили в сфере образования, игровые технологии всегда будут занимать в ней должное место. Использование игровых технологий способствует: повышению внимания, развитию творческих способностей и навыков самоуправления.
Игра делает учебный процесс более познавательным, увлекательным и интересным.
Игра является одним из главных способов и условий развития интеллекта школьника. Эта форма помогает вносить новый интересный смысл в обучение. Может применяться, как при изучении новой темы, так и во время закрепления знаний.
Она вызывает у учащихся, независимо от их возраста, чувства заинтересованности и необходимости практического применения полученных знаний и умений. Помимо вышесказанного, игра сплачивает учеников: в них пробуждается дух коллективизма, ответственности за собственную деятельность и самостоятельное принятие решений. А если речь идет о ролевой игре, то еще и способствует проявлению интереса к перевоплощению.
Особенностью игровых технологий является их детальная разработка и целесообразное включение в учебный процесс. Это означает то, что игра должна быть детально продумана: она не должна быть слишком сложной либо простой. Иными словами, она должна быть понятна каждому, но при этом содержать сложные элементы и задачи, которые необходимо будет разрешить во время игры. В противном случае, теряется ее основной смысл и цель применения на уроке, во время лекции.
В последнее время все большую популярность обретают компьютерные игровые технологии. Преподаватели разрабатывают уроки, с использованием интернет ресурсов для разработки отдельных игровых упражнений и для создания полноценных уроков на основании компьютерных технологий.
Кстати для нынешних учеников и студентов обучение подобным образом, куда более увлекательно и интересно. В данном случае они с большей радостью делятся не только своими теоретическими знаниями и умениями, но и навыками работы с электронным оборудованием [2, c. 78].
Немало возможностей открывается и для педагогов, которые активно внедряют интернет технологии в игровую деятельность, поскольку они позволяют в течение игры рассмотреть материал с разных точек зрения. На таких уроках вполне уместным будет:
1. Безрукова, В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В. С. Безрукова. – М.: «Сентябрь», 2004. – 160с.
2. Игротека педагога / сост. А. Г. Баковец. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с.
3. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.
4. Левин, Э. А. Методика индивидуально-группового обучения / Э.А. Левин, О. И. Прокофьева. – М.: Сентябрь, 2007. – 112 с.
5. Лизинский, В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / В.М. Лизинский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
6. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1 / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьные технологии, 2006. – 816 с.
7. Новосибирское водохранилище. [Режим доступа] Электронный ресурс:www.water-rf.ru/Водные_объекты/140/Новосибирское_водохранилище