Введение
Глава 1. Методика силовой подготовки юношей-пауэрлифтеров на этапе начальной подготовки
1.1 Основы психологической подготовки
1.2 Методика психологической подготовки юношей и девушек-пауэрлифтеров
Глава 2. Мероприятия по использованию вербальных методов в занятиях пауэрлифтеров
2.1 Рекомендации по организации психологической подготовки пауэрлифтеров
2.2 Примеры занятий с применением вербальных методов у пауэрлифтеров
Заключение
Список использованной литературы
Каждый из нас осознает, что спорт является важной составляющей полноценного развития каждой личности. Физическое воспитание и спорт являются важнейшим средством укрепления здоровья, достижения физического совершенства, формирования морально-волевых качеств, эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы стать сильным и выносливым необходимо долго и тщательно тренироваться. В процессе общественного развития возник ряд научных дисциплин, призванных глубоко и всесторонне отображать сущность явлений физического воспитания, раскрывать его закономерности, расширять и углублять знания об эффективных средствах, методах и формах организации воздействия на физическое развитие и физическую подготовленность человека.
Метод беседы один из тех, который необходим современному спорту, так как позволяет сохранить лучше традиции в России и способствует решению едва ли не самой актуальной проблемы преподавания – нового.
Проблемным вопросом о применении беседы в учебном процессе пауэрлифтинг: недостаточно материала, не понимание дидактического потенциала беседы, неумение целесообразно построить микроструктуру и найти в ней место для беседы.
Актуальность работы. Беседа является диалогическим методом изложения и усвоения учебного материала. Довольно распространенный метод, разносторонний метод обучения. Его можно применять на разных этапах занятия, в разных сочетаниях с другими методами, при достижении различных целей обучения. Беседа позволяет с помощью системы вопросов, умелой их постановки и искусного поддержания диалога воздействовать как на сознании, так и на подсознание учащихся, научить их самокоррекции.
Цель работы – особенности использования вербальных методов на занятиях пауэрлифтинга. Из цели вытекают следующие задачи:
- Рассмотреть методики силовой подготовки юношей-пауэрлифтеров на этапе начальной подготовки;
- Выявить рекомендации по организации психологической подготовки пауэрлифтеров;
- Представить примеры занятий с применением вербальных методов у пауэрлифтеров.
Объект исследования – вербальные методы в пауэрлифтинге.
Предмет исследования – использование вербальных методов в пауэрлифтинге.
Методы исследования. Исследование проводилось с помощью таких общенаучных методов, как обобщение, сравнение изучаемых предварительных мотивационных показателей, анализ и синтез, логический подход к оценке явлений.
Глава 1. Методика силовой подготовки юношей-пауэрлифтеров на этапе начальной подготовки
1.1 Основы психологической подготовки
Как правило, на соревнованиях по пауэрлифтингу складывается сложная психологическая ситуация, которая зависит от взаимоотношений между спортсменами и тренерами, спортсменами и судьями, между самими спортсменами. На это также влияет реакция зрителей и ряд других факторов. Однако результат спортсмена зависит в первую очередь от самого спортсмена, его физической, тактической и психологической готовности, умения тактически грамотно использовать накопленный потенциал.
Основой психологической подготовки спортсмена является вера в свои силы. Например, не пытайтесь взять вес, который вы не можете себе позволить. Часто даже очень опытные спортсмены допускают ошибки при оценке своих возможностей на этом этапе.
В циклах соревновательной подготовки спортсмен и его тренер должны основывать психологическую подготовку на моделировании условий, которые могут возникнуть во время соревнований. Полезно, например, поработать с шейкой штанги, которая ранее не использовалась на тренировках, можно потренироваться в жиме лежа на скамье, которая ранее казалась неудобной для этого упражнения. То есть создать ряд таких внешних раздражителей, которые повышают устойчивость спортсмена к этим раздражителям.
Во время соревнований может потребоваться кратковременная психологическая подготовка - анализ успешной или неудачной попытки спортсмена, объективная оценка уровня готовности соперника, постановка целей для завоевания приза или установления рекорда.
Этот вид тренировок тесно связан с необходимостью корректировки состояния спортсмена перед стартом. Такое психологическое состояние может охватить спортсмена за несколько дней, но в основном это происходит за 2-3 часа до начала соревнований. Все начинается с мысленного изменения хода соревнований и прогнозирования. В то же время нервная система участников соревнований крайне возбуждена, повышается кровяное давление, а иногда и температура. Существуют также диспепсические расстройства (проще говоря, диарея или запор).
В спорте это называется предстартовой лихорадкой. У других спортсменов другая реакция: апатия, безразличие к своему выступлению или выступлению команды.
В эти моменты важную роль начинает играть совокупность всех качеств, которые выработались в ходе длительных психологических тренировок. Это психологическая устойчивость спортсмена и его товарищей по команде (особенно в начале неудачной попытки), уверенность в себе (по формуле я чувствую себя отлично, и я отлично подготовлен), настрой побить рекорд, просчитанный риск (в попытке избежать неудачного места в категория-настрой на последнюю попытку). Очень важно иметь в команде спортсмена, чья психологическая стабильность оказывает успокаивающее воздействие на остальных членов команды.
Также важно, чтобы поведение тренера и любого члена команды было направлено на создание психологической атмосферы в команде, при которой каждый спортсмен способен показать максимальные результаты даже в неблагоприятных условиях.
Тактическая подготовка также тесно связана с психологическим состоянием спортсмена на соревнованиях. Недопустимо, чтобы спортсмен приезжал на соревнования самостоятельно. Создание команды помощников также способствует успешному выступлению спортсмена. Это тренер, массажист и руководитель команды, который ведет точный учет данных о ходе соревнований и определяет тактическое поведение тренера и спортсмена.
Выбор веса для первой попытки спортсмена в любом упражнении чрезвычайно важен. Практика показала, что наиболее приемлемыми правилами являются следующие:
- первая попытка должна обеспечить безопасную основу, то есть исключить рулевое колесо;
- вторая попытка должна соответствовать личному рекорду спортсмена минус 5 кг;
- третья попытка - побить личный рекорд.
Конечно, все зависит от того, сколько попыток дается правилами соревнований или организаторами конкретного соревнования. Если будет всего две попытки, тактика соответственно изменится, но главное - не проиграть ни одной попытки.
Всемирно известный пауэрлифтер и преподаватель, профессор Фред Хэтфилд, однажды высказал полезные мысли о том, как спортсмен должен рассматривать данные ему попытки.
Первый из них следует использовать, чтобы прочувствовать ситуацию на трибуне - нагрузку, судей, реакцию публики и просто избавиться от нервозности. Ни в коем случае спортсмен не должен стартовать с весом, превышающим 95% от его максимального результата.
Вторая попытка должна быть весом, в покорении которого спортсмен абсолютно уверен. Это составляет около 98% от его максимума.
Третья попытка может стать абсолютным максимумом спортсмена. Хэтфилд предупреждает, что все эти расчеты должны проводиться с учетом коррекции того, скорректировал ли спортсмен свой вес перед соревнованиями, чтобы перейти в другую весовую категорию.
Давайте проанализируем несколько типичных ситуаций, которые чаще всего возникают на соревнованиях.