ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА В СПОРТЕ
1.1 Характеристика травматизма при занятиях физической культурой и спортом
1.2 Виды травм в спорте и общая профилактика спортивного травматизма
ГЛАВА 2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ В ХОККЕЕ
2.1 Меры безопасности при проведении занятий в хоккее
2.2 Предупреждения травматизма при проведении занятий в хоккее
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ В ХОККЕЕ
3.1 Методы исследования и организация исследования
3.2 Анализ и результаты исследования
3.3 Разработка рекомендаций по предупреждению травматизма при проведении занятий в хоккее
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Физическая культура и спорт стали неотъемлемой частью жизни современного общества. С каждым годом все больше людей приходят на стадионы, спортивные площадки, включаются в активные занятия физическими упражнениями.
Актуальность исследования заключается в том, что образовательных учреждениях на сегодняшний день уделяется серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма учащихся и работников учреждения. Тем не менее безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор оставляет желать лучшего. Несчастные случаи с учащимися, происходящие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией, они наносят ущерб как самим учащимся, так их родителям, а также педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой медицинской помощи и последующего лечения, а также серьезные пробелы в учебно-воспитательной работепри проведения занятий в хоккее.
Совокупность травм, возникших в определенной группе лиц за определенный промежуток времени, а в нашем случае – на уроке физической культуры – называется травматизмом. Следует отметить, что занятия физической культурой не всегда являются безопасными для учащихся, несмотря на то, что физкультура является «уроком здоровья». Учитывая принцип единства и целостности всех проявлений организма данные занятия благоприятно влияют на весь образовательный процесс и внешкольную деятельность учащихся. Однако ежедневно, к ряду проблем школьной физкультуры добавляются такие, как: сложность включения занятий в школьное расписание, нехватка залов, инвентаря, оборудования, квалифицированных кадров и т.д. В совокупности эти проблемы могут оказывать серьёзное влияние на получение школьниками травм.
Целью данной курсовой работы является изучение меры безопасности и предупреждения травматизма при проведении занятий в хоккее. Из цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения травматизма в спорте;
2. Разобрать меры безопасности и предупреждения травматизма при проведении занятий в хоккее;
3. Представить организацию и методы исследования предупреждения травматизма при проведении занятий в хоккее.
Объект исследования – организация и проведение занятий в хоккее.
Предмет исследования – профилактика травматизма на занятиях в хоккее как основополагающий фактор формирования меры безопасности и профилактики травматизма.
Гипотеза исследования: введение на занятиях хоккея строгой дисциплины, использование инвентаря и оборудования надлежащего качества, изучение и следование правилам безопасного поведения, изучение теоретических основ хоккея, а также повышения интереса детей к занятиям физической культурой и спортом вне обучения, уровня знаний, умений и навыков в области физической культуры, снижение процента травматизма.
ГЛАВА 1. ТЕАРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА В СПОРТЕ
1.1 Характеристика травматизма при занятиях физической культурой и спортом
Травматизм - это совокупность травм, произошедших у определенной группы населения за определенный период времени [17, c.320]. Поэтому можно сказать, что спортивные травмы - это совокупность травм, полученных на спортивной площадке.
Травма - это воздействие на организм человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного и др.), который нарушает структуру и целостность тканей и нормальное протекание физиологических процессов.
В зависимости от характера поврежденных тканей различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и т.д.) и повреждения брюшной полости (ушибы, кровотечения, раны на груди, животе, суставах). Травмы могут быть открытыми, с нарушением целостности кожных покровов, и закрытыми, когда имеются изменения в тканях и органах при неповрежденной коже и слизистой оболочке. Существует также такой термин, как спортивная травма. Спортивная травма - это повреждение, со провождающееся из менением анатомических структур и функ ций по врежденного орган а в ре зультате во здействия физического факт ора, пре вышающего физиологическую про чность ткани во врем я физических упражнений и за нятий спор том.
Спортсмены чаще все го по лучают травмы конечностей, особ енно нижних конечностей. Каждый вид спор та характер изуется определен ной локализацией травм. Например, при за нятиях гимнастикой на иболее час то встр ечаются травмы верхних конечностей у спор тсменов, за нимающихся спор тивными играми, легкоатлеты и лыжники об ычно стра дают от по резов конечностей. Травмы головы и лиц а характер ны для боксеров, в меньшей степени для хоккеистов и фигуристов. Травмы пальцев кисти бы вают у баскетболистов и во лейболистов; локтевой сустав по вреждается в осн овном у теннисистов, в меньшей степени у боксеров и тяжелоатлетов. Различные травмы коленного сустава чаще все го на блюдаются у футболистов.
Серьезность по вреждения. Спортивные травмы класс ифицируются как легкие и, как прав ило, не со провождаются инвалид ностью. Однако серьезные травмы на блюдаются и в спор те, за ставляя спор тсмена на долго пре кращать за нятия, а ино гда и уходить с раб оты. Однако бы вают ре дкие слу чаи спор тивной инвалид ности по сле травм.
Все травмы, во зникающие во врем я за нятий спор том, мож но раз делить на 5 групп по степени тяжести:
1) очень не значительные травмы не при водят к по тере спор тивной труд оспособности;
2) не значительные травмы с по терей спор тивной труд оспособности на срок до 15 дней;
3) травмы сред ней тяжести, при кот орых утрачивается спор тивная труд оспособность до 60 дней;
4) тяжелые травмы при водят к врем енному пре кращению за нятий спор том на длительное врем я;
5) очень серьезные травмы, в ре зультате кот орых спор тсмен по лностью пре кращает за ниматься спор том.
Основными при чинами травм являются орган изационные не достатки во врем я за нятий. Это на рушение инструкций по про ведению за нятий по физкультуре, со ревнований, не надлежащая по дготовка Программы Соревнований, на рушение их прав ил, не правильное раз мещение уча стников [6, c.128]. При про ведении уроков мет ания не правильно про ложенная лыжня или не подготовленная беговая до рожка; не правильный на бор групп (по уровню по дготовленности, во зрасту, по лу), бол ьшое количество групп , за нимающихся тех нически сложными вид ами спор та в тренажерном за ле, на месте; не организованная смена снаряда и пер енос с места за нятий в от сутствие учителя.
Ошибки в мет одике про ведения за нятий, кот орые связаны с на рушением дидактических при нципов пре подавания, от сутствием инд ивидуального по дхода, не достаточным учет ом со стояния здоровья, гендерных и во зрастных особ енностей, физической и тех нической по дготовленности школьников.
Причиной по вреждения является пре небрежение ввод ной час тью урока, не правильное об учение тех нике вы полнения физических упражнений, от сутствие стра ховки, ее не правильное ис пользование, час тое при менение максим альных на грузок: пер едача сред ств и мет одов по дготовки спор тсменов ста ршеклассникам.
Недостаточная материально-техническая осн ащенность класс ов: не большие тренажерные за лы, от сутствие зон без опасности на спор тивных площадках, твердое по крытие спор тивных до рожек и секторов, от сутствие сервисного об орудования и инвентаря (жесткие маты), не правильно по добранные трассы для беговых и лыжных гонок. Причинами травм является плохое снаряжение уча стников (плохое крепление снарядов, не обнаруженные де фекты снарядов, раз ница между вес ом снаряда и во зрастом уча стников).
Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое со стояние за лов и игровых площадок: плохая вентиляция, не достаточное освещение учебных мест, за пыленность, не правильно спроектированные и по строенные спор тивные площадки (солнечные лучи бьют в глаза), низ кая тем пература во здуха в бассейне. Неблагоприятные мет еорологические усл овия: вы сокая вла жность и тем пература во здуха, до ждь, снег, сил ьный ветер. Недостаточная акклиматизация уча щихся.
Низкий уровень во спитательной раб оты. Либерализм учителей час то способ ствует это му. Отсутствие медицинского на блюдения. Причиной травм мож ет бы ть до пуск к за нятиям уча щихся без про хождения медицинского освидетельствования, не соблюдение пре подавателем и уча щимися медицинских ре комендаций по срокам во зобновления за нятий по сле бол езни и травм, огр аничение инт енсивности на грузки, за полнение групп .
Хотя при чины спор тивных травм очень раз нообразны, их мож но свести к 5 осн овным групп ам:
- не правильная орган изация тренировок и со ревнований и не достатки в мет одологии их про ведения;
- не удовлетворительное со стояние по мещений в класс ах и не благоприятные усл овия в класс ах;
- не удовлетворительное со стояние экипировки, спор тивного инвентаря, одежды и об уви спор тсмена;
- на рушение прав ил медицинского контроля;
- на рушение дис циплины спор тсменами во врем я тренировок и за нятий [11, c. 254].
1. ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культ уре и спор те в Российской Федерации» от (ред. от 23.07.2013) // Российская газета, N 276, 28.12.2013.
2. Ашмарин, Б.А. Теории и мет одики физического во спитания/Б.А.Ашмарин. – М.: Просвещение, 2020. – 288 с.
3. Башкиров, В. Ф. «Профилактика травм у спор тсменов»/В.Ф.Башкиров. – М.: Физкультура и спор т, 2017. – 177 с.
4. Васильева, Е.В. Врачебный контроль и лечебная физкультура / Е.В.Васильева. – М.: Физкультура и спор т, 2018. – 224 с.
5. Барчуков, И.С. Физическая культ ура и спор т: мет одология, теория, прак тика: учеб.пособие для студ. вы сш. учеб. за ведений / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров; по д об щ.ред. Н.Н.Маликова. – 3-е из д., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2019. – 528 с.
6. Велитченко, В.К. Физкультура без травм / В.К.Велитченко. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.
7. Виленский М.Я. Физическая культ ура. 5-7 класс ы / М.Я. Виленский и др. – 2-е из д. — М.: 2018. — 239 с.
8. Выдрин В.М. Спорт в со временном об ществе / В.М. Выдрин. – М.: Физкультура и спор т, 2020. – 421 с.
9. Голощапов, Б.Р. История физической культ уры и спор та / Б.Р. Голощапов// Москва: «АСАДЕМА», 2019. – 356 с.
10. Годик, М.А. Контроль тренировочных и со ревновательных на грузок / М.А.Годик. – М.: Физкультура и спор т, 2018. – 324 с.
11. Горбунова, Г.Д. Психология физической культ уры и спор та: учебник / Г.Д.Горбунова, Е.Н.Гогунов. – М.: Академия, 2019. – 254 с.
12. Грачев, О.К. Физическая культ ура: учебное по собие / по д ре д. Е.В.Харламова. — М.: ИКЦ «Март», 2017. — 464 с.
13. Добреньков, В.И. Методы со циологического ис следования: учебник / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 768 с.
14. Ильинич, В.И. Физическая культ ура: учебник / В.И.Ильинич – М.: Гардарики, 2019. – 448 с.
15. Квартовкин, К.К. Первая до врачебная по мощь при спор тивных травмах, вне запных за болеваниях и во здействии друг их не благоприятных факт оров: Методические ре комендации / К.К.Квартовкин, В.Б.Мандриков. –Волгоград: ВМА, 2019.- с. 16
16. Кизиляева, Е. Ю. Обеспечение без опасности на уроках физической культ уры в об щеобразовательных учрежден иях / Е. Ю. Кизиляева, Т. В. Барышникова, Н. И. Безбородов // Молодой учен ый. — 2017. — №3. — С. 492-494.
17. Коваль В.И. Гигиена физического во спитания и спор та: учебник / В.И.Коваль, Т.А.Родионова. – М.: Академия, 2017. – 320 с.
18. Кузнецов, В.С. Физкультурно-оздоровительная раб ота в школе / В.С.Кузнецов. – М.: НЦ ЭНАС, 2018. – 422 с.
19. Курамшина Ю.Ф. Теория и мет одика физической культ уры: учебник / Ю.Ф.Курамшина. – М.: Советский спор т, 2017. – 320 с.
20. Лесгафт П.Ф. Избранные труд ы / П.Ф. Лесгафт. – М.: Физкультура и спор т, 2017. – 420 с.
21. Лечебная физическая культ ура: учебник [С.Н.Попов и др.]; по д ре д. С.Н.Попова. – М.: Академия, 2019. – 412 с.
22. Лях, В.И. Физическая культ ура. 8-9 класс ы / В.И.Лях, А.А. Зданевич– 8-е из д. — М.: 2017. — 207 с.
23. Максимова, М.В. Травматизм у школьников / М.В.Максимова. – М.: Медицина, 2018. – 139 с.
24. Мартынов, С.В. Предупреждение травм у де тей / С.В.Мартынов. – М.: Медицина, 2019. – 228 с.
25. Мельников, В.С. Физическая культ ура: учебное по собие / В.С.Мельников. – Оренбург: ОГУ, 2017. – 114 с.
26. Меры без опасности на уроках физической культ уры: Учебно-методическое по собие / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, П.А. Киселев, Г.Н. Попова. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. – 68 с.
27. Морозова, Е.В. Физическая культ ура как со ставная час ть об щей культ уры личности / Е.В.Морозова // Вестник Удмуртского университета, 2019, №10, 161 с.
28. Муравьев, В.А., Техника без опасности на уроках физической культ уры/В.А.Муравьев, Н.А.Созинова. – М., 2018. – 96 с.
29. Немсадзе, В.П. Детский травматизм/В.П.Немсадзе, Г.Амбернади. – М., 2019. – 185 с.
30. Немсадзе, В.П., О мет одических осн овах про филактики де тского травматизма/В.П.Немсадзе // Школа здоровья. – 2019. — №2. – С. 29-34
31. Николаев, Ю.М. Теория физической культ уры: функ циональный, цен ностный, де ятельностный, ре зультативный аспекты / Ю.М. Николаев. – СПб.: СПбГАФК им П.Ф.Лесгафта, 2017. – 456 с.
32. Основы без опасности жизнедеятельности. Балабас Л., Аманжолов Ж. – Астана: 2018. — 232 с.
33. Социальные и биологические осн овы физической культ уры: учебное по собие / Отв. ре д. Д.Н. Давиденко. – СПб, 2018. – 208 с.
34. Паначев, В.Д. Спорт и личность: опыт со циологического анал иза / В.Д. Паначев // СОЦИС. – 2017, №11. – 238 с.
35. Педагогика физической культ уры и спор та: учебник / [С.Д.Неверович и др.]; по д ре д. С.Д.Неверовича. – М.: Академия, 2019. – 329 с.
36. Подласый И.П. Педагогика: 100 во просов — 100 от ветов: учебное по собие/И.П.Подласый. – М.: Владос-Пресс, 2016. — 365 с.
37. Профилактика де тского травматизма, орган изация травматической по мощи и лечение травм у де тей / Под ре д. В.Л.Андрианова. – Л.: Просвещение, 2018. – 120 с.
38. Раисов, Е. Социология: учебник для вузов / Е.Раисов, К. – М.: Просвещение, 2018. — 202 с.
39. Соколов, Л.П. Предупреждение и лечение травм у де тей: учебное по собие / Л.П.Соколов. – М.: Дело, 2017. – 96 с.
40. Столбов, В.В. История физической культ уры и спор та / В.В. Столбов. – М.: Физкультура и спор т, 2019. – 332 с.
41. Ступницкая, М. А. Травматизм у де тей школьного во зраста: при чина и про филактика / М.А.Ступницкая // Школа здоровья. – 2017. — №4. – 196 с.
42. Теория и мет одики физического во спитания: учеб. для студентов фак.физ.культурыпед.ин-тов по спец . «Физ.культура» / Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н.Вяткина и др. – М.: Просвещение,2017. – 287 с.
43. Теория и мет одика об учения пре дмету «Физическая культ ура»: учеб. по собие / Под ре д. Ю.Д.Железняка. – 4-е из д., пепераб. – М.: Изд.центр «Академия», 2018. – 270 с.
44. Туманян, Г.С. Здоровый об раз жизни и физическое со вершенствование: учебное по собие / Г.С.Туманян. – М.: Академия, 2019. – 332 с.
45. Физическая культ ура студента: учебник для вузов / Под ре д. Ильинича В.И. – М.: Гардарики, 2017. — 448 с.
46. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и мет одика физического во спитания и спор та / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2018. – 480 с.
47. Щедрина, А.Г. Здоровый об раз жизни / А.Г.Щедрина. – Новосибирск, 2017. – 144 с.
48. Энциклопедия физической по дготовки / Е.Н.Захаров и др. – М.: Лептос, 2018. — 368 с.