Введение
Глава 1. Основные требования покупателей к товару в условиях современного «рынка покупателя»
1.1 Понятие, основные признаки и характеристики «рынка покупателя»
Глава 2. Анализ требований по требителей к хлебу на при мере магазина «Пятерочка»
2.1 Организационно-экономическая характер истика орган изации
2.2 Анализ требований по купателей к хлебу
Глава 3. Направления со вершенствования про даж с учет ом вы бора по требителей
3.1 Тенденции рын ка хлеба
3.2 Рекомендации по со вершенствованию сбыта хлебобулочной про дукции с учет ом вы бора по требителей
Заключение
Список ис пользованных ис точников
Специфика потребительского поведения в России определяется ментальностью российского социума. Многие феномены, хорошо изученные в странах со стабильной экономикой, в России до недавнего времени вообще отсутствовали. Целый ряд феноменов сейчас лишь возникает, и они, формируясь в условиях переходного общественного периода, приобретают дополнительное содержание, неизвестное зарубежным исследователям. Среди них важное место занимают потребительские предпочтения.
Но в отечественной науке понятие «потребительские предпочтения» пока малопопулярно, поскольку «потребитель» воспринимается лишь как социальное явление. Вместе с тем, предпочтения - понятие, активно используемое в самых разных разделах психологии («профессиональные предпочтения», «эстетические предпочтения», «политические предпочтения» и т.д.).
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения проблемы культурной специфики социально-психологических свойств потребительских предпочтений, выступающих предметом активного прикладного интереса специалистов различных областей знания.
Среди зарубежных авторов, внесших значительный вклад в изучение потребительского поведения можно выделить Д Джоббера, Ф Котлера, Ж -Ж Ламбена, К Малхотра Нереша, П Чавертона, Г А Черчилля, Дж Эванса и др.
Исследование специфики маркетинговой деятельности проведено в работах авторов А Пако, А С Угарова, С Донцова, П Бубенцовой, О Войцеховского, К Канаян, Р Канаян, Т Н Парамоновой и др.
Цель курсовой работы заключается в изучении основных требования покупателей к товару в условиях современного «рынка покупателя».
Для достижения поставленные цели требовалось решение задач:
-рассмотрены теоретические аспекты основные требования покупателей к товару в условиях современного «рынка покупателя»;
- проведен анализ деятельности торговой организации «Пятерочка»;
-изучены требования покупателей к товару;
-предложены рекомендации по повышению продаж товара.
Объект исследования – магазин «Пятерочка», предмет исследования – основные требования покупателей к товару в условиях современного «рынка покупателя».
При решении теоретических и прикладных задач были использованы общенаучные методы исследования, включая метод абстракции, структурно-логический метод, аналитический метод и метод системного анализа использовались методы причинно-следственного, сравнительного и логического анализа.
Глава 1. Основные требования покупателей к товару в условиях современного «рынка покупателя»
1.1 Понятие, основные признаки и характеристики «рынка покупателя»
Интерес к маркетингу в нашей стране возрастал по мере формирования рыночной экономики, ключевым элементом которой является понятие «рынок».
Рынок - сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития, особенностями исторического, социального, культурного характера, присущими различным странам. Наиболее простое определение рынка покупателя можно выразить так: рынок покупателя - это соединение спроса и предложения. Рынок покупателя - это, с одной стороны, сфера отношений между субъектами экономики, а с другой стороны, элемент рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их распределения и потребления, а также элементы планирования и регулирования экономики [16].
Для дальнейшего понимания сущности рынка покупателя следует выявить наиболее общие признаки рынка покупателя и их основные характеристики.
Первый отличительный признак рынка покупателя - само взаимодействие продавцов и покупателей. Одна из важных задач маркетинга для фирм, работающих на рынке, - стремление достичь равновесного состояния между спросом и предложением товаров и услуг. На практике такого равновесия в течение относительно длительного периода времени достичь довольно сложно. Чаще всего случается рыночная ситуация, когда-либо спрос на товары и услуги превышает их предложение, либо предложение превышает спрос [20]. В первом случае имеет место рынок, который характеризуется наличием относительно малого количества продавцов (или вообще одного монополиста), проводящих согласованную политику, и относительно большого числа покупателей, остро нуждающихся в товаре. Если такая ситуация сохраняется достаточно долго, например, в силу законодательных или иных ограничений, препятствующих проникновению на данный рынок новых предпринимателей, то речь идет о так называемом рынке продавца, который фактически навязывает покупателям свои товары по высоким ценам.
Во втором случае имеет место рынок покупателя, который характеризуется большим числом разнообразных товаров и большой рыночной властью покупателя. На таком рынке каждый предприниматель (или продавец) может увеличить свои доходы, лишь создавая и реализуя продукцию, способную удовлетворить запросы покупателей, которые своими деньгами голосуют за товары тех или иных производителей. На рынке продавца действуют, главным образом, сбытовые организации, в то время как на рынке покупателя - фирмы, ориентированные на маркетинговый подход [16].
Второй отличительный признак рынка покупателя - его конкурентный характер. Конкурентами на рынке могут выступать такие субъекты рынка, как предприниматели (индивидуальные или различные объединения и ассоциации), индивидуальные и коллективные потребители продукции, государственные и общественные организации. На рынке покупателя неизбежна конкуренция между предпринимателями, вступающими во взаимное соперничество за внимание покупателей, и наоборот, на рынке продавца имеет место соперничество между покупателями за внимание продавца.
Третий признак современного рынка покупателя - стабилизация отношений между субъектами рынка на основе интеграции, когда они, сохраняя стремление к взаимному соперничеству, вместе с тем оказываются заинтересованными в противодействии монополизации экономики. Причем такая интеграция не навязывается сверху, а обусловливается характером развития деловых отношений и обеспечивает консенсус разнообразных субъектов экономики. Примерами такой интеграции могут служить социальное партнерство в сфере регулирования занятости населения, создания систем переквалификации трудовых ресурсов и т. п.
Все эти три признака рынка взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга [14].
В то же время они могут подразделяться на различные признаки субрынка покупателя или секторы (секторы - это части рынка, различающиеся между собой в соответствии с особенностями предмета рыночных отношений) и рыночные сегменты. И в этом случае рынок покупателя представляет собой достаточно разветвленную структуру, которую можно классифицировать по различным критериям, например,:
по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок сырья, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок ноу-хау и т.д.);
по географическому положению (местный, национальный, мировой рынки);
по уровню конкуренции (монополистический, олигополистический, чистой конкуренции, монополистической конкуренции);
по отраслевому принципу (автомобильный, компьютерный, бытовой техники, сельскохозяйственной техники и т.п.);
- по характеру продаж (оптовый, розничный рынки).
Наряду с секторами рынка покупателя следует выделять его сегменты, представляющие совокупность потребителей, предъявляющих одинаковые требования к потребительским свойствам и цене товара.
Подводя итог по данному разделу, можно сделать вывод, что рынок покупателя - это неотъемлемая часть процесса продажи покупки услуг, предоставляемых гостиницами на российском рынке.