Актуальность темы исследования. Лирика Ивана Бунина является уникальной страницей в истории русской литературы, так как его стихотворения отличаются утонченной интеллигентностью, чувством слова и ритма, музыкальностью и яркостью образов, среди которых наиболее важное место занимают природа, человек, смысл жизни и тайна мироздания. Бунин-поэт передает в своих стихах свой глубокий внутренний мир, полный чувств и эмоций, переживаний, всплесков и волнений. Многие недооценивают лирику Бунина, считая его преимущественно прозаиком, хотя он сам начинал свой путь именно как поэт, и его поэтическое творчество опирается в основе своей на классиков русской литературы, также важно отметить, что Бунин воспринял все лучшее из современной ему поэзии. Опора на классику и народность, интеллектуальность, чувственность, тонкое отображение внутреннего духовного мира человека создают вместе удивительные по своему характеру и слогу стихи, выразительные, мудрые, истинные художественные произведения поэтического искусства. Бунин размышляет о жизни и смерти, о человеке, стремясь показать его тесную связь с мирозданием. Следовательно, необходимость теоретического осмысления чувства прекрасного в лирике раннего периода творчества Ивана Бунина и обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Цель исследования: выявить особенности передачи чувства прекрасного в ранней лирике И. Бунина.
Задачи исследования:
- проследить творческий путь Бунина-поэта;
- перечислить тематику лирических произведений И. Бунина;
- определить эстетическую доминанту стихотворений И. Бунина;
- проанализировать стихотворение И. Бунина
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в необходимости осмысления поэтического наследия раннего периода творчества Ивана Бунина с точки зрения эстетической доминанты, определения выразительных средств и приемов, с помощью которых поэтом достигнуто совершенство слога и формы, гармония художественного образа.
Объект исследования: поэтическое творчество Ивана Бунина.
Предмет исследования: чувство прекрасного в ранней лирике Ивана Бунина.
Методы исследования. В качестве основных методов исследования были выбраны метод анализа и синтеза информации, метод наблюдения, метод обобщения, компаративный метод.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, который включает в себя 15 источников по теме исследования на русском языке.
ГЛАВА 1. И.А. БУНИН – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПОЭТ
1.1. Творческий путь Бунина-поэта
И. Бунин является выдающимся классиком русской литературы, который также ярко проявил себя на поэтическом поприще. Литературная деятельность Бунина как таковая началась в конце 80-х годов XIX в., и в начале своего творческого пути он пытается сочетать реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции. Близок поэту в то время импрессионизм.
Бунинская поэзия являет собой характерный пример русской лирики в ее коренных, национальных основах. Примечательно, что Бунина-поэта долго недооценивали, многие его современники и критики говорили, что его поэзия – это типичная поэзия прозаика, что в прозе он является гораздо больше поэтом, чем в поэзии.
И. Бунин – неоклассик русской литературы ХХ в., поэтический реалист, так как его стихотворения отличаются «огромным чутьем природы», одушевлением ее, высокой психологичностью описаний, точностью и конкретностью переданных в поэтических строках деталей, повествовательностью, органичным введением прозаического диалога с элементами разговорно-просторечной лексики и т.д.
На протяжении всего своего творческого пути Бунин внимательно вглядывался в жизнь, его одинаково пленяли и родные пейзажи России, и притягательное очарование молодости, женской красоты и многое другое. Важно заметить, что поэзия Бунина тесно связана и с его прозой, так как на протяжении его творческого пути они идут параллельно, одинаково занимая душу Бунина, который умел выразить свои мысли и художественные идеи как в поэтическом, так и в прозаическом произведении.
Так, к примеру, литературовед Ю.И. Айхенвальд отзывался о поэтическом творчестве И. Бунина следующим образом: «Бунин вообще с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии, не отрицает прозы, а только возвеличивает ее и облекает в своеобразную красоту» [1; с. 427].
Следовательно, в стихотворениях И. Бунина прослеживается теснейшая связь с его прозой, что проявляется в следующих чертах его поэтического творчества:
- склонность к повествовательности сюжета,
- психологичность многих стихотворных описаний,
- прозаическая конкретность образов лирических героев,
- детализация как прием описания,
- особый бунинский язык.
Творческий путь Бунина-поэта начался в 1891 г., когда вышел первый сборник его стихов, напечатанный приложением к газете «Орловский вестник». Бунин пришел в литературу в то сложное и противоречивое время, когда, казалось, реализм как литературный метод себя уже исчерпал. Однако своими стихами Бунин показал, что возможности реалистического искусства нельзя исчерпать, только был бы талант. Бунин, как истинный «классик жизни», «рисовал» факты в своих стихотворениях, из которых рождалась особенная поэтическая красота, проявлявшаяся как в содержании, так и в форме поэтических произведений [5; с. 15-16].
По словам З. Гиппиус, Иван Бунин писал стихи как «король изобразительности», отчетливо и принципиально продолжая линию реалистической лирики, создав в результате множество великолепных стихов на самые разные темы.
В феврале лавины 1902 года каждый в людьми «Журнале для лекций всех каждый» появился людьми восторженный личные отзыв личных А.И. Куприна о личное сборнике личным стихов личное Бунина «Листопад», где лавины знаменитый личное писатель людьми отмечает, каждый что лицами «стих личное г. людьми Бунина изящен личные и людьми музыкален, лицами фраза каждый стройна, каждый смысл личным ясен, каждый а каждое изысканно лицами -тонкие лекций эпитеты личных верны людьми и личных художественны. каждый Бунин с каждый редкой лицами художественной личных тонкостью лекций умеет личное своеобразными, личным ему личные одному лекций свойственными личные приемами каждое передать лицами свое личное настроение лицами». Высоко оценил лавины стихи лавины поэта лицами А.М. Горький, называя лицами их лицами «звучными личным», «детски лицами чистыми лекций», отмечая лицами также личным в каждое них каждое «огромное лекций чутье личных природы людьми».
В 1903 г. личным Бунин, наконец, лавины был лицами оценен лекций по каждое достоинству. личные За сборник лавины стихов личные «Листопад» и лекций перевод лицами «Песни о личным Гайавате» Г. Лонгфелло он личные был каждое награжден лекций высокой каждое наградой лавины – Пушкинской премией личным [5], что лавины говорит лекций о людьми том, личное что людьми поэзия лекций Бунина не лицами осталась людьми не лицами замеченной, каждый она каждое также лекций была лекций воспринята личным читателями каждый и личные критиками, лицами современниками личных и каждое последующими лицами поколениями личным читателей. лекций
В последнее каждое время лавины исследователи личным все лекций чаще людьми стараются людьми «навести личное фокус людьми» на личное поэтическое личные творчество лицами Ивана Бунина, однако, лекций как лицами утверждают лицами многие, каждый оно лавины все личным так личных же каждое остается каждое не лекций оцененным лавины в личные должной личные мере, личные оставаясь личное в каждое тени личным прозы. личные Сам же лекций автор людьми считал лавины себя личные в каждый первую лавины очередь лавины поэтом каждый и личных ставил каждый поэзию каждое гораздо каждое выше личные прозы личным [8; с. каждое 50].
В то личным же каждый время личным важно каждый отметить, лавины что личным как лавины проза, лицами так личных и лавины поэзия личных в лекций творчестве людьми Бунина развиваются каждый очень лавины органически личные соседствуя людьми друг лавины с личное другом, личных в личных связи каждое с личное чем каждый поэзия личным приобретает личным некоторые личных черты людьми повествовательности, лекций а личное проза личное проникнута каждый сильным каждое поэтическим каждое началом. личным
Поэтическое творчество личных Ивана Бунина прошло каждое значительную каждый эволюцию, лавины начиная личные с каждое конца каждое XIX в. лекций и каждый вплоть лавины до личное середины каждое ХХ в. личное
Так, в лекций начале лекций своего людьми поэтического личным творчества людьми поэт личным испытывал личное значительное личных влияние лицами ряда каждый русских каждый поэтов, личных как личных своих личные выдающихся личным предшественников, каждое так личное и личные современников. лавины Среди оказавших личным влияние личное на личным Бунина были, личное к личное примеру, каждое Н. Некрасов, А. Кольцов, И. Никитин, С. Надсон, А. Фет, а каждый также каждый В. Жуковский, А. Пушкин, Ф. Тютчев. Так, декадентско личным -модернистские лицами тенденции, лекций столь личное расцветшие лицами в личные русской людьми поэзии лицами на личных рубеже людьми XIX-XX вв., каждое вызывали личным резко лекций отрицательное людьми отношение лавины Ивана Бунина [7; с. личные 107].
Заметим, что личным Бунин уделял личное достаточно личным большое личное внимание каждый названию каждое поэтического каждое произведения: каждое так, каждый он лавины заменял каждый один лавины заголовок личных на личное другой, лекций оставлял личные текст личные без лицами заглавия, лекций или личным же лекций повторял людьми одно каждый и каждое то личных же лавины особенно лавины понравившееся каждое ему лекций название личное в людьми двух людьми -трех личные стихотворениях лекций и лекций т. личных д. каждое Для поэта лекций было людьми важно лавины обеспечить каждое своего каждое читателя каждое наиболее личных подходящим личным инструментом личные для лавины адекватного каждый восприятия личное его каждое поэтических лавины произведений, лекций передать лавины самую лицами суть. каждое Тот факт, лекций что личным поэт личным использует каждый большое лекций количество лавины «пейзажных личным» заголовков личных в каждый своей личное поэзии людьми говорит лавины о каждое том, личным что личных он личных обладает личных редким людьми мирочувствованием, личные свойственным людьми творческим каждый и личные высоко людьми талантливым каждый людям лицами [7; с. личное 50].
В лирике личное Ивана Бунина-поэта каждый особенно личные сильно людьми проявилось лавины тяготение людьми к личное жизненно личные -органическому, лавины личностному личным началу, личных к каждый бытийной каждое стороне лицами человеческого личным существования, лицами проявляющего личные себя лавины преимущественно личные в личные сфере личных философии лицами культуры, личных философии личное жизни, лекций что личных способствовало лекций его личное активному личные включению каждое в людьми общее лицами движение личное за каждое возвращение личных литературе личных её личное мифотворческой личных и каждый символической личное основы, лицами которая личные изрядно каждый пошатнулась каждое вследствие лекций замкнутости лекций поэта людьми в лекций сфере людьми социальной каждый конкретики людьми и личное также лекций индивидуально лицами -психологического лекций опыта лицами [14; с. личные 75].
Таким образом, личным Иван Бунин как каждый поэт личным оставил людьми значительный людьми след лавины в каждое истории каждый русской людьми литературы, лицами так каждый как каждое его личным стихи лекций запоминаются личные своей каждое созерцательностью личное и личные проникновенностью, личные мудрой личные интеллектуальностью, лавины рассудительностью, личное душевной лицами искренностью лицами и каждое простотой. каждый С помощью каждый поэтического личные слова каждое Бунин создает лекций очень личных точные каждый поэтические личные образы, каждый средства личные художественной лицами выразительности личных позволяют личное ему личные сочетать лекций слова личное таким личным образом, каждое чтобы лекций воссоздавать личные в людьми своих лавины образах лекций удивительное лицами чувство людьми прекрасного, личное тонкую каждый эстетическую каждый категорию, личных благодаря лекций которой личным стихотворение людьми становится личным художественным каждое произведением. людьми