Введение
Глава 1. Особенности становления, развития и процессуальный статус прокурора в арбитражном процессе
1.1 Исторические этапы развития законодательства, регулирующего полномочия прокурора в арбитражном процессе
1.2 Определение процессуального статуса прокурора в арбитражном процессе
Глава 2. Проблемы участия прокурора в арбитражном процессе. Сравнительная характеристика участи прокурора в арбитражном и гражданском процессе
2.1 Сравнительная характеристика роли прокурора в гражданском и арбитражном процессах
2.2 Некоторые проблемы участия прокурора в арбитражном процессе
Заключение
Список использованных источников
В гражданском и арбитражном процессе всегда особое место занимал порядок участия в процессе субъектов, выступающих в защиту прав и законных интересов других лиц или публичных образований. Среди таких субъектов основная роль принадлежит прокурору. Традиционно в науке процессуального права прокурор относится к лицам, участвующим в деле, имеющим процессуальную заинтересованность в исходе дела [5, с. 30, 76]. При этом необходимо учитывать, что в силу статьи 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» под наименованием «прокурор» понимаются: Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции. Перечень лиц, участвующих в деле, предусмотрен ст. 40 АПК РФ. В тоже время, прокурор может участвовать в арбитражном процессе на стадиях обжалования судебных актов, даже если он в деле не участвовал. Такой вывод прямо изложен в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 мая 2009 года № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции». Однако, будучи наделенным властными полномочиями, прокурор по статусу все же отличается от иных лиц, участвующих в деле.
Участие прокурора в арбитражном процессе играет важную роль в поддержании законности. Прокурор, участвуя в процессе по определенным категориям дел, отстаивает интересы государства в спорах, вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор может отстаивать публичные интересы в двух формах: возбуждение дела по категориям, указанным в ч.1 ст.52 АПК РФ и вступление в дело по данным категориям дел с целью поддержания законности. Прокурор имеет особый процессуальный статус, однако вместе с тем, не обладает определенными привилегиями в процессе.
В целом, наличие в арбитражном процессе фигуры прокурора является оправданным, поскольку в условиях современного общества поддержание законности является одним из ключевых элементов развития общества. Отсутствие прокурора в арбитражном процессе значительно осложнило бы отстаивание публичных интересов государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые арбитражным процессом в сфере участия прокурора в арбитражном судопроизводстве. Предмет исследования составляют особенности правового регулирования участия прокурора в арбитражном процессе.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изучения теоретического и практического материала выявить существующие проблемы и разногласия в теории и практике участия прокурора в арбитражном процессе, а также сформулировать конкретные предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Эта цель достигается посредством решения следующих задач:
– исследовать исторические этапы развития законодательства, регулирующего полномочия прокурора в арбитражном процессе;
– рассмотреть определение процессуального статуса прокурора в арбитражном процессе;
– опираясь на анализ положения действующего законодательства рассмотреть сравнительную характеристику роли прокурора в гражданском и арбитражном процессах;
– выявить некоторые проблемы участия прокурора в арбитражном процессе.
Нормативной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации и АПК РФ.
Методологическую основу работы составила система различных методов, логических приемов и средств научного познания.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Особенности становления, развития и процессуальный статус прокурора в арбитражном процессе
1.1 Исторические этапы развития законодательства, регулирующего полномочия прокурора в арбитражном процессе
Правовое регулирование участия прокурора в рассмотрении судами экономических споров в процессуальном законодательстве РФ на протяжении всего исторического пути было подвержено многочисленным изменениям. Объем полномочий прокуроров, участвующих в рассмотрении гражданских дел арбитражными судами, постоянно изменялся как в сторону максимального ограничения, так и в сторону расширения. С целью анализа существующего положения прокурора в арбитражном процессе, определения исторического предназначения рассматриваемой функции прокуратуры и, в конечном итоге, принятия мер, направленных на повышение эффективности участия прокурора в рассматриваемой сфере, представляется необходимым рассмотреть историю развития законодательства, регулирующего участие прокурора в рассмотрении гражданских дел арбитражными судами. До возникновения арбитражных судов первые упоминания об участии прокурора в рассмотрении экономических споров судами относятся к 1827 году, когда был поставлен вопрос о необходимости учреждения коммерческих судов, а также о целесообразности прокурорского надзора за их деятельностью. Указ Николая I от 14 мая 1832 года «Высочайше утвержденное Учреждение коммерческих судов и Устав их судопроизводства» в § 63 определял, что губернский прокурор в дела коммерческого суда не вмешивается и в производстве их ни в присутствии, ни в канцелярии не участвует; в то же время председатель суда обязан доставлять министру юстиции по его требованию все сведения, так же, как и срочные ведомости о течении дела, что надлежит расценить как надзорные полномочия министра юстиции – генералпрокурора [8, с. 119]. Положение «О порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» от 21.09.1922 года, «Положение о Государственном арбитраже» от 03.05.1931 года, регулирующее порядок разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями не предусматривали надзорных полномочий прокурора. Однако на прокуратуру возлагался надзор за законностью решений арбитражных комиссий, а в последующем за деятельностью государственного арбитража, который осуществлялся в рамках общего надзора за судами и органами власти. Так, согласно Положению о судоустройстве РСФСР от 19.11.1926 г. президиум Верховного суда РСФСР по инициативе председателя Верховного суда или прокурора республики рассматривал вопросы об отмене постановлений и решений Высшей арбитражной комиссии при Экономическом Совещании (ЭКОСО) [4, с. 104]. В Конституции СССР 1977 г. арбитраж определен конституционным органом; в главе 20 «Суд и арбитраж» указано, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществлялся органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определялись Законом о государственном арбитраже в СССР (ст. 163). Это свидетельствовало о сближении судов и государственных арбитражей. Полномочие прокурора опротестовывать противоречащие закону акты государственного арбитража было закреплено и в пункте 6 ст. 23 Закона «О прокуратуре СССР» 1979 г. Впервые прокурору было предоставлено право направлять в арбитраж исковые заявления п. 8 ст. 23 Закона СССР «О прокуратуре СССР» 1979 г. Утвержденные Постановлением Совмина СССР от 05.06.1980 № 440 «Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами» наделяли прокурора правом обращения в арбитраж в интересах государственных, кооперативных и других общественных предприятий, учреждений и организаций (ст.3), однако не предусматривали право прокурора на дачу заключения по делу. Рассматриваемым актом Генеральному прокурору СССР также было предоставлено право заявить протест о пересмотре в порядке надзора решения государственного арбитража (ст.88). Процессуальные взаимоотношения между прокуратурой и Государственным арбитражем СССР регулировались введенным в действие с 1 июля 1980 Законом СССР «О государственном арбитраже в СССР», в котором предусматривались права прокурора на возбуждение дел (ст.12), на принятие участия в рассмотрении государственным арбитражем споров (ст.14), а также право на пересмотр в порядке надзора решения государственного арбитража посредством направления протеста (ст.21). Необходимо отметить, что рассматриваемый Закон также не предусматривал право прокурора давать заключение по делу, и в отличие от предыдущего акта не конкретизировал объект процессуальной защиты прокурора, а именно, в чьих интересах может обратить прокурор в государственный арбитраж. Как отмечал Н.В. Руденко, в рассматриваемый период времени прокурорам не было свойственно участвовать в судебном порядке разрешения хозяйственных споров, а требования излагались в иных средствах прокурорского реагирования [8, с. 172].
5) Арбитражное процессуальное право в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. Ф. Афанасьев [и др.]; под редакцией С. Ф. Афанасьева, И. Ю. Захарьящевой. – М.: Юрайт, 2019. – 399 с.
6) Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. Д.Х. Валеев и М.Ю. Челышев. М.: Статут, 2019. – 572 с.
7) Власов, А. А. Арбитражный процесс: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Власов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 362 с.
8) Практика применения арбитражного процессуального кодекса РФ / И. В. Решетникова [и др.]; ответственный редактор И. В. Решетникова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 480 с.
9) Прокурорский надзор: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. Ф. Смирнов [и др.]; под редакцией А. Ф. Смирнова, А. А. Усачева. – М.: Юрайт, 2017. – 402 с.
10) Прокурорский надзор: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. П. Поляков, А. В. Федулов, С. В. Власова, М. В. Лапатников; под общей редакцией М. П. Полякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 324 с.
11) Ярков В. В. Арбитражный процесс: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Ярков. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2017. – 752 с.
Периодические издания
12) Булыгина А.Е. К вопросу об основаниях обращения прокурора в арбитражный суд в защиту публичных интересов // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 26(70). URL: https://sibac.info/journal/student/70/149555 (дата обращения: 26.12.2019).
13) Константинов Е. В. Необходимость и целесообразность участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе // Молодой ученый. – 2017. – № 14. – С. 519 – 520.
14) Константинов Е. В. Полномочия прокурора при рассмотрении дел арбитражными судами // Молодой ученый. – 2017. – № 16. – С. 355 – 356.
15) Молева Е.В. Защита публично-правовых интересов в арбитражном процессе, с участием прокурора // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 25(76). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/76/56212 (дата обращения: 26.12.2019).
16) Поволоцкая Е.Р. Правовое положение прокурора в арбитражном процессе// НаукаПарк. – 2017. – № 2. – С. 76 – 79.