Уголовная ответственность военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации за самовольное оставление части или места службы предусмотрена ст. 337 УК РФ. Научно-практические исследования, по данному вопросу показали, что данное правонарушение в значительной мере ослабляет боеспособность подразделения, части, корабля, весьма отрицательно влияет на состояние боевой готовности войск и сил флота.
Самовольное оставление части или места службы затрудняет комплектование армии и флота личным составом, необходимым для успешного выполнения возложенных на них задач. Поэтому данная тема очень актуальна на сегодняшний день.
Необходимо отметить, что воинское преступление характеризуется общими для всех преступлений признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и наказуемостью. Вместе с тем специфика военной службы наполняет указанные признаки особым «воинским» содержанием.
Актуальность выбранной темы настоящего исследования предопределила ее цель, которая состоит в проведении комплексного анализа теоретических и практических аспектов преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ.
Для достижения поставленной цели существенное значение имеют разрешение следующих актуальных задач в рамках настоящей работы:
рассмотрение истории возникновения и развития преступлений против военной службы;
уяснение особенностей понятия и общей характеристики состава преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ;
выявление особенностей разграничения самовольного оставления части или места службы от дезертирства.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, связанные с процессом уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы.
Предметом исследования являются закономерности уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения научной литературы, касающиеся особенностей уголовной ответственности за самовольное оставление части или места службы, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. История, понятие и виды преступлений против военной службы
1.1 История становления и развития преступлений против военной службы
Во все времена самовольные оставления военнослужащими вооруженных формирований части или места службы подрывали боеспособность подразделений и воинских частей, что вынуждало государство решительно бороться с этими негативными явлениями, в том числе и путем уголовного преследования виновных.
Многовековое развитие российского уголовного законодательства об ответственности за самовольное оставление части или места службы было неразрывно связано с возникновением и совершенствованием вооруженных формирований в стране.
На сегодняшний день в условиях общемировой напряженности, а также в свете проводимых в военной сфере реформ, вопросы истории преступлений против военной службы играют очень важную роль. Ведь без учета собственного исторического опыта нам скорее всего придется повторить множество уже пройденных ошибок, не увидеть и не учесть тех достижений, которые уже были достигнуты ранее военно-уголовной наукой и ее представителями.
В этой связи интересным представляется обратиться к вопросу о периодизации истории становления и развития «преступлений против военной службы». На сегодняшний день данному вопросу практически не уделялось внимания, различные ученые, рассматривая исторический аспект преступлений против военной службы, либо не указывают периодизацию вообще, либо «расплывчато» выделяют периоды развития, не выделяя при этом критерий такого выделения. Так, например, С. М. Мальков в своей монографии «Преступления против военной службы» говорит лишь о становлении и развитии уголовной ответственности за дезертирство в России, опуская при этом вопросы становления и развития отрасли в целом. Е.Н. Щеглова в своей статье Правовое регулирование ответственности за воинские преступления (X–XVII вв.) вообще не выделяет периодов становления и развития преступлений против военной службы. Р.В. Закомолдин и С.М. Кондратьев в своих работах выделяют некоторые периоды становления и развития преступлений против военной службы, однако не приводят критериев такого выделения.
В этой связи, проанализировав разные точки зрения на вопрос периодизации истории становления и развития преступлений против военной службы, представим следующую периодизацию истории «преступлений против военной службы» России состоящую из двух этапов: дореволюционного и советского, в основу которой положен критерий уровня и степени развития военной юриспруденции в целом.
Дореволюционный этап:
1) период зарождения дореволюционного военно-уголовного права (до 1529 года);
2) период становления дореволюционного военно-уголовного права (с 1529 года до 1700 годов);
3) период «вестернезации» дореволюционного военно-уголовного права (с 1700-х годов до 1860-х годов);
4) «Золотой период» дореволюционного военно-уголовного права (с 1860-х до 1917 года).
Советский этап:
1) период зарождения и становления советского военно-уголовного права (с 1917 до 1941 год);
2) период советского военно-уголовного права в условиях Великой Отечественной войны (с 1941 по 1945 год);
3) послевоенный период советского военно-уголовного права (с 1945 по 1958 год) «Золотой период» советского военно-уголовного права (с 1958 по 1996 год).
Краткая характеристика каждого из представленных в дореволюционном и советском этапе периодов. Период зарождения дореволюционного военно-уголовного права (до 1529 года) характеризуется отсутствием «воинской повинности» следовательно, отсутствием нормативно-правового регулирования отношений возникающих в сфере «военной службы».
По существу в этот период основным регулятором данных отношений были обычаи, в отсутствии писанных, «чисто правовых» регуляторов данных общественных отношений, в частности, на основе которых, при воздействии и других факторов, в будущем будет сформировано военно-уголовное право, т.е. уже сформировавшиеся обычаи того времени и другие факторы (появление регулярной армии, усложнение общественных отношений и необходимость их регулирования и др.) станут основой военно-уголовного права. Что касается юридического образования, то в этот период специальных юридических образовательных учреждений не существовало, подготовка юридических кадров проходила в форме домашнего образования, практической деятельности или обучения в монастыре. Окончание периода связано с принятием в 1529 году Литовского статута. Период становления дореволюционного военно-уголовного права (с 1529 до 1700 годов), начало которого связано с принятием Литовского статута 1529 года, в котором впервые была обозначена обязанность каждого подданного достигшего совершеннолетия «когда возникнет необходимость» нести военную службу лично, либо за место этого снаряжать необходимое количество людей. По существу была предпринята одна из первых попыток урегулировать вопросы поддержания воинской дисциплины. Далее этот период связывается с деятельностью царя Ивана IV. В период его царствования начинается становление законодательной базы сочетающей в себе нормы военного и уголовного права, значительно позже ее назовут военно-уголовным законодательством. Принятие Устава ратных, пушкарских и других дел, касающихся военной науки 1621 года вполне справедливо можно назвать отправной точкой этого процесса. Особое внимание в Уставе законодатель уделяет поддержанию боевой готовности войск в военное время.
Военно-уголовное право становится частью общеуголовного права, а заложенная структура военно-уголовного законодательства в этот период в «модифицированном» формате дойдет до нашего времени.
Пик становления военно-уголовного права будет достигнут с принятием в 1649 году Соборного уложения, в котором впервые указывалась повторность совершения преступлений в качестве отягчающего обстоятельства. В этот период при Иване IV началось обучение первых чиновников для многих приказов. В конце XVI века Борис Годунов направил группу детей бояр для образования в Европу. А в XVII веке появляются юридические сочинения, и даже открывается первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия, где впервые начали преподаваться основы юриспруденции». Окончание периода связывается реформаторской деятельностью Петра I.
Период «вестернезации» дореволюционного военно-уголовного права (с 1700-х годов до 1860-х годов) начинается с реформаторской деятельности Петра Великого, с принятием Уложения или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам 1701-1702 годов, Воинского устава 1716 года, Морского устава 1720 года. Отметим, что и в допетровский период отечественный законодатель обращался к зарубежным источникам военно-уголовного права при проектировании своих нормативно-правовых актов, при этом не пытаясь изменить само общество и отношения внутри него (кардинально), но при Петре Великом стало происходить не только заимствование нормативно-правого материала прогрессивных зарубежных стран, но и кардинальное изменение общественной жизни, облика общества, особенно это касалось армии и флота, которые в силу отсталости и неэффективности создавались по подобию таких западноевропейских стран как Австрия, Голландия, Германия. Что касается юридического образования, то в 1832 году были основаны офицерские классы при Аудиторском училище, которые были преобразованы в 1867 году в Военно-юридическую академию. Окончание периода связано с поражением России в Крымской войне 1853–1856 годов и началом реформаторской деятельности Александра II в 60-70 годы XIX века. Заметим также, что именно в этот период военно-уголовное право становится самостоятельной отраслью права, сосуществующей с общеуголовным правом. «Золотой период» дореволюционного военно-уголовного права (с 1860-х до 1917 года) начало которого связано с реформаторской деятельности Александра II в 60-70 годы XIX века, который проводил ряд реформ, в разных сферах общественной жизни страны, в том числе и в военной сфере, которые были направлены на выведение армии на качественно новый уровень, а также правового регулирования военных отношений. В этот период юридическая наука, неразрывно связанная с университетским образованием, вышла на передовые рубежи в мире, в том числе и в военно-уголовном праве, значительный вклад в которую внесла Петербургская Военно-юридическая академия (до 1867 года офицерские классы при Аудиторском училище). Принятие в 1869 году Воинского устава о наказаниях, который многие справедливо называют одним из лучших источников военно-уголовного законодательства в России, положило начало «Золотого периода» в военно-уголовной сфере. Окончанием периода стало революционное изменение государственного строя 1917 года, которое повлекло за собой отказ от всех достижений предыдущего периода.
Период зарождения и становления советского военно-уголовного права (с 1917 до 1941 год) начало которого связано с отменой дореволюционных нормативно-правовых актов (до введения новых применялись дореволюционные законы, которые не противоречили революционной совести) и полным уничтожением дореволюционной правовой науки в целом, в том числе и Петербургской академии наук, а также с введением уголовного законодательства чрезвычайного характера (декреты), именно поэтому особо уделялось внимание преступлениям, которые совершались в условиях боевых действий (например, дезертирство). В дальнейшем с принятием УК РСФСР 1922, 1926 годов, военно-уголовное право стало составной частью общеуголовного права, а также было отнесено к ведению Союза ССР (издание законов об уголовной ответственности за преступления против военной службы). Окончание периода связано с введением всеобщей воинской обязанности в отношении всех граждан СССР мужского пола независимо от национальности, вероисповедания, образования и социального статуса, а также основанием в 1939 году Военно-юридической академии РККА, задача которой стояла не только в подготовке квалифицированных кадров, но и в проведении научно-исследовательской работы в области военного законодательства. Период советского военно-уголовного права в условиях Великой Отечественной войны (с 1941 по 1945 год) начало которого связано:
а) с введением военного положения, в условиях которого все преступления независимо от субъекта совершения (общий или специальный) рассматривались специально созданными органами в местностях с военным положением и в районах ведения боевых действий – военными трибуналами;
б) с расширением круга субъектов преступлений против военной службы;
в) с введением новых составов преступлений характерных для военного времени (незаконное награждение орденами, медалями и нагрудными знаками, а равно их передача другим лицам и др); г) с ускорением превращения Военно-юридической академии РККА в крупнейший учебный и военно-научный центр, в связи с возросшей потребность в квалифицированных кадрах; Окончание периода связано с постепенной отменой чрезвычайных норм, а также с началом подготовки реформы военно-уголовного права.
Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ; ред. от 27.10.2020 // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2594.
О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ; ред. от 11.08.2020 // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.
О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ; ред. от 15.10.2020 // Российская газета. – № 63-64. – 02.04.1998.
Актуальные проблемы уголовного права: курс лекций / П. В. Агапов, О. С. Капинус, Е. Н. Карабанова; под ред. О. С. Капинус. – М.: Проспект, 2017. – 488 с.
Боровиков, В. Б. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Б. Боровиков. – М.: Юрайт, 2017. – 720 с.
Гаухман, Л. Д. Уголовное право России. Особенная часть: учебник для юридических вузов и факультетов / Л. Д. Гаухман. – М.: ОМЕГА-Л, 2017. – 334 с.
Горелик А.С. Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ А.И. Коробеева. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2018. Т. II: Преступления против личности. – 564 с.
Иногамова-Хегай, Л. В. Актуальные проблемы уголовного права. Часть общая: учебник для юридических вузов и факультетов / Л. В. Иногамова-Хегай. – М.: Проспект, 2018. – 224 с.
Корнеева, А. В. Теоретические основы квалификации преступлений: учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Корнеева. – М.: Проспект, 2017. – 560 с.
Уголовная ответственность и наказание: учебное пособие для академического бакалавриата / И. А. Подройкина [и др.]; под редакцией И. А. Подройкиной. – М.: Юрайт, 2019. – 218 с.
Сверчков, В. В. Уголовное право. Общая и особенная части: учебник для академического бакалавриата / В. В. Сверчков. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 603 с.
Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов / В. В. Векленко [и др.]; под общей редакцией В. В. Векленко. – М.: Юрайт, 2019. – 405 с.
Уголовное право России. Особенная часть в 2 т. Том 2: учебник для вузов / О. С. Капинус [и др.]; под редакцией О. С. Капинус. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 556 с.
Уголовное право. Общая часть. В 2 т. Том 2: учебник для вузов / И. А. Подройкина [и др.]; ответственный редактор И. А. Подройкина, Е. В. Серегина, С. И. Улезько. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 248 с.
Четвериков, В. С. Криминология и профилактика преступлений: учебник для юридических вузов и факультетов / В. С. Четвериков. – М.: Форум, 2017. – 517 с.