Глава 1. Теоретические аспекты управленческого процесса
1.1 Понятие и содержание управленческого процесса
1.2 Принципы, задачи и функции управленческого процесса
Глава 2. Специфика управленческого процесса в event-индустрии
2.1 Сущность и технология event-менеджмента
2.2 Особенности планирования и разработки
проектов в событийной сфере
Глава 3. Проект «Конный Поход Москва-Париж»
3.1 «Конный-поход Москва-Париж»на современном этапе
3.2 Разработка проекта «Конный Поход Москва-Париж»
3.3 «Конный Поход Москва-Париж». Резюме
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Управление проектами, признанная во всем мире отрасль профессиональной деятельности и особая сфера менеджмента
в коммерческих и некоммерческих организациях. За последние 30 лет, управление проектами сформировалось как новая культура управленческой деятельности и стало своеобразным мостом в цивилизованном бизнесе
и деловом сотрудничестве стран с разной историей развития, традициями, экономикой и культурой.
Сегодня много говорить о различных проектах не приходится:
они и так у всех на слуху. Чего только стоят проекты организации саммита АТЭС во Владивостоке (остров Русский), строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток», проведения XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи. За всеми этими проектами стоит колоссальная проделанная работа десятков тысяч специалистов: проектировщиков, строителей, финансистов, волонтеров и многих других. Но не всякая работа видна конечным потребителям, многое остается за кадром, особенно когда речь идет об успешной реализации проектов.
Любой проект, в том числе и Event- мероприятие включает в себя все действия и меры, которые предусматриваются при планировании, организации, контроле и управлении проектом или событием. В настоящее время исключительные события или event-мероприятия приобретают все большее значение в качестве инструмента воздействия на целевые аудитории. Event-менеджмент в своей концептуальной идеологии предполагает ориентацию организуемых мероприятий на эмоциональное восприятие аудитории, позитивное освещение в СМИ и отклик со стороны социальных групп. Превращение стандартных мероприятий
в исключительные и неповторимые события составляет основу
event-менеджмента. Проведение таких событий должно учитывать,
что они неповторимы по своей сути, рискованны и требуют высокой степени ответственности.
Event-менеджмент включает в себя действия от постановки цели
и увязывания ее со стратегическими задачами, оперативным планированием и проведением мероприятий в заранее определенных пространственно-временных рамках. При этом в центре event-менеджмента находится целевая аудитория проектируемого события и заказчики проведения данного мероприятия. Это требует гораздо большей сосредоточенности на работе
с индивидуальными решениями, субъективным восприятием
и психологическими эффектами, нежели на экономике и организации производства и технических приемах.
В этой связи в event-индустрии расширяется практика применения методологии управленческого процесса при организации и проведении мероприятий. В рамках event-менеджмента проект представляет собой организацию и проведение мероприятия в формате обособленной совокупности задач, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер.
Актуальность темы исследования:
Управление проектами в event-индустрии имеет специфические особенности, которые заключаются в необходимости соблюдения баланса между возможностями в проведении мероприятия и превращением его в уникальное событие. В этой связи, event-менеджмент должен исходить из того, что при наличии ограниченных ресурсов, временных рамок и требований к качеству проекта организации мероприятия, необходимо реализовать его осуществление в соответствии с поставленными целями и интересами целевой аудитории. Основной проблемой в исследуемой области выступает факт объективных ограничений методологии управленческого процесса
при организации и проведении событийного мероприятия. Организаторы мероприятия всегда ограничены сроками, стоимостью используемых ресурсов и требованиями к качеству проведения события, которое должно достичь целевой аудитории, отвечать ее интересам и актуальным тенденциям современного общества. В этой связи, эффективная реализация проекта проведения мероприятия позволяет достичь поставленных целей перед организаторами проекта, а применение эффективных приемов методологии управленческого процесса помогает регламентировать данный процесс.
Цель исследования: Разработка проекта «Конный поход Москва-Париж».
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- изучить понятие и содержание управленческого процесса как системной модели сферы менеджмента;
- исследовать принципы, задачи и функции управленческого процесса;
- раскрыть сущность и охарактеризовать технологию event-менеджмента;
- рассмотреть особенности планирования и разработки проектов
в событийной сфере;
- проанализировать специфику управления событийного мероприятия на примере проекта «Конный поход Москва-Париж».
Объект исследования: «Управление проектами» как системная модель сферы менеджмента.
Предмет исследования: Особенности управленческого процесса в event-менеджменте.
Методы исследования: Использованы аналитические методы, методы экспертных оценок, аналогии и обобщения.
Теоретической и методической основой исследования являются монографии, статьи, научные труды и практические разработки ведущих специалистов в области управленческого процесса и event-менеджмента организации, таких авторов, как И.И. Мазур, В.В. Репин, О.В. Алексеева, П. Харпер-Смит, С. Дерри, А.Н. Романцов, М. Сондер, В.М. Аньшин, и др., Изучение теории и практики событийного менеджмента основано на работах «Великолепные мероприятия», автора А.В. Шумовича и «Event-менеджмент» авторов У. Хальцбаура, Э. Йеттингера, где представлен процесс управления проектированием и организацией мероприятий.
Практическая значимость исследования:
Практическая значимость исследования состоит в том,
что теоретические и практические положения и выводы исследования проекта «Конный Поход Москва-Париж», опыт проведения проекта с учетом проб и ошибок, могут быть использованы при организации и управлении аналогичного по своему масштабу и бюджету проведения мероприятия, позволяющий избежать всевозможных рисков и гарантировать успешность всех фаз управления проектом.
Структура и содержание теоретической и практической частей исследования: Курсовая работа представлена введением, теоретической частью из двух глав, практической частью, заключением, списком литературы и приложениями. В первой главе освещены теоретические аспекты управленческого процесса и рассмотрен комплексный подход
к управлению проектами. Вторая глава представляет собой анализ специфики управленческого процесса в event–индустрии, раскрывается сущность
и технологии event-менеджмента и особенности планирования и разработки проектов в событийной сфере. Третья глава описывает практическое применение проектного менеджмента на примере международного проекта «Конный Поход Москва-Париж».
Список использованной литературы составляет 43 источника, это монографии, специальная литература, периодические профильные издания, авторами которых являются специалисты в области проектного
и событийного менеджмента, а также тематические электронные ресурсы.
В работе представлены приложения в виде схем, таблиц и фотографий, которые помогают более наглядно и в сжатой форме представить текстовой материал исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого процесса
1.1 Понятие и содержание управленческого процесса
Чтобы понять теорию управленческого процесса, необходимо определить
ее ключевые категории: управление, проект, управление проектами.
Управление проектами представляет собой системный подход
к их реализации и основано на базовой концепции менеджмента. Сегодня термин «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.
Фундаментальная книга американских исследователей Мескона М., Альберта М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» содержит следующие определения: Менеджмент – это умение достигать поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Или: менеджмент – совокупность принципов, методов
и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли[1].
Применительно к управлению проектами, данная категория
не изменяется принципиально, меняется лишь объект управления. Следовательно, под управлением проектами подразумевается совокупность принципов, методов, средств и форм управления организационным взаимодействием и организационными взаимоотношениями людей при решении специфических задач проекта[2].
В зависимости от сферы применения и концептуальной основы существует множество определений понятия «проект». В теории и практике управления распространены три основные характеристики проекта,
как объекта управления:
- Проект – ограниченное во времени целенаправленное изменение конкретного объекта с установленными требованиями к результатам, расходу средств, ресурсов и организации его осуществления[3].
- Проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени
и в рамках выделенного бюджета[4].
- Проект – целенаправленный, заранее проанализированный
и спланированный комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию или изменению какого-либо объекта (совокупности объектов) направленный
на достижение заранее определенных целей в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и определенном качестве[5].
Многообразие проектов, с которыми приходится сталкиваться
в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут сильно отличаться
по сфере предложения, предметной области, масштабам, длительности, составу участников и степени сложности, влиянию результатов и другим характеристикам[6].
Следует отметить, что, характеризуя проект с точки зрения
его содержания, формируется его концепция, которая определяется тремя основными критериями: цена, сроки, качество.
рис. 1 Концепция проекта, как объекта управления
Проанализировав основные составляющие проектов, можно сформулировать наиболее всеобъемлющее определение проекта:
Проект – это идея и действия по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата[7].
Одна из ключевых категорий данной главы «Управление проектами» также имеет различные толкования. Например, Американский «Институт управленческого процесса» приводит следующее определение: Управление проектом – это искусство руководства и координации людских
и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. По мнению одного из отечественных специалистов в области управленческого процесса, программами и портфелями проектов, профессора Валерия Шапиро, Управление проектами – это синтетическая дисциплина, объединяющая специальные и надпрофессиональные знания[8]. Специальные знания отражают особенности деятельности, к которой относятся проекты.
Менеджмент проектов как специфическая управленческая деятельность основан на системном подходе к самому объекту управления, которым выступает конкретный проект, рассматриваемый как совокупность основных подсистем, позволяющих осуществлять эффективное достижение поставленных целей и решение задач проекта
[1] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.; Основы Менеджмента. – М.: 2009.
[2] Гонтарева И.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.А. Управление проектами. – М.: 2013.
[3] Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: 2013.
[4] Аньшин В.М., Управление проектами. Фундаментальный курс. – М.: 2013.
[5] Управление проектами. / под ред. Е.М. Роговой. – М.: 2013.
[6] Заренков В.А. Управление проектами – М.: 2010. Приложение 1.
[7] Заренков В.А. Управление проектами – М.: 2010.
[8] Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г., Полковников А.В. Управление проектами. – М.: 2013.